- Главная/
- Игры/
- Crimson Skies/
- Рецензия
Однажды в Америке
Mad Max в воздухе, перенесенный в тридцатые годы. Вот первое, что приходит на ум при попытке охарактеризовать Crimson Skies, замечательную во всех отношениях action-“леталку”.Атмосфера игры поразительно напоминает культовую кинотрилогию по духу и общему настрою. Смотрите сами. Альтернативная история, 1930-е годы. Североамериканские Соединенные Штаты разваливаются под натиском навалившихся на них в одночасье проблем (великая депрессия, сухой закон etc.) на кучу мелких удельных княжеств. Развитая система дорог и железнодорожных путей накрылась медным тазом, поскольку средненькая магистраль теперь пересекает две-три государственных границы. Единственно приемлемым транспортным средством становятся летательные аппараты. Американские небеса альтернативного 37-го года неспешно бороздят громадные дирижабли, перевозящие грузы и пассажиров, мафия бьется за сферы влияния, повсюду вершат свои грязные дела авиа-пираты. Самолеты выглядят более чем странно, не имея почти ничего общего с продуктами авиаиндустрии “обычных” тридцатых. В этой истории игроку отведено место незаурядного воздушного пирата по имени Nathan Zachary. Под вашим началом находится группа головорезов Fortune Hunters, огромный дирижабль и энное количество базирующихся на нем самолетов. Натаном руководят заботы о собственном благополучии и, в несколько меньшей степени, поиски вселенской справедливости. Последнее условие необходимо. В традициях многих художественных произведений, главгерой, по сути являясь вором, подается игроку как добросовестная личность. Натан добывает “положительное обаяние” всеми возможными способами: спасает актрис и ученых, делится добытыми сокровищами с малообеспеченными, бьет русских. Все как у нормальных звездно-полосатых героев.
Доступны три режима игры: instant action, продвинутый multiplayer и сюжетная кампания, насчитывающая 24 миссии. Места, в которых придется “работать” шайке Натана, весьма живописны: Гавайские острова, Манхэттен и даже Голливуд (всемирно известные огромные буковки подлежат разрушению. Гори, Голливуд, гори!). Как отмечалось выше, в числе основных противников доблестного пирата состоят русские и, как ни странно, англичане (впрочем, если предварительно посмотреть фильм “Патриот”, странным это уже не покажется).
Дизайнеры миссий хорошо постарались на ниве выдумывания оригинальных заданий. Игрок с нарастающим восхищением будет спасать немецкого ученого с крыши движущегося поезда, красть экспериментальные образцы техники и перепрыгивать с самолета на самолет на высоте 5000 футов. Впрочем, как ни крути, основу любой миссии составляет динамичный воздушный бой. Сражаться придется с многочисленными эскадрильями неприятельских истребителей и обвешанными десятками турелей дирижаблями, которые, к тому же, обладают изрядным запасом прочности. AI вражьих летчиков возрастает постепенно, от задания к заданию, и это глубоко правильно. Поначалу ребята стесняются сильно обижать игрока, но потом набираются храбрости и всячески стараются извести его. Один из любимых приемов - летать в считанных метрах от поверхности, провоцируя встречу пользовательского самолетика с земной твердыней. То же самое касается и общей сложности миссий - если первые миссии проходятся на одном дыхании, то адские манхэттенские задания вызовут затруднения даже у признанных асов.
Режиссура миссий также заслуживает всяческих похвал. События почти никогда не развиваются по сценарию, предначертанному в брифинге. Постоянно возникают всевозможные непредвиденные обстоятельства, и вам то и дело приходится отрываться от основного занятия и бросаться спасать попавших в заМадню (© Иван Долвич, Jagged Alliance) товарищей. Все это сопровождается непрерывными, превосходно поставленными радиопереговорами. Особенно хорош главный герой. У Натана припасен уникальный для каждой миссии набор остроумнейших реплик, воспевающих небывалую крутизну Fortune Hunters, а также масса злостных проклятий, насылаемых на противников. Браво. Брюс Кэмпбелл, озвучивающий Джейка Логана в Tachyon, нервно курит “Беломор”.
Удачное завершение миссий приносит некоторую денежную сумму, которую можно спустить на замену двигателя, брони, на установку дополнительных турелей и, разумеется, на покупку новых летательных аппаратов. Дисбаланса, к счастью, не наблюдается: выдаются весьма умеренные суммы денег, и сразу оснастить самолет по полной программе не получится. Перед миссией можно выбрать комплект используемого оружия. Опять-таки, универсальных средств уничтожения попросту не существует, - скажем, снаряды класса “дум-дум” пригодны только для добивания целей, уже получивших серьезную порцию повреждений, а бронебойные ракеты практически не наносят вреда объектам, брони не имеющим. Свежеприобретенное средство воздухоплавания можно выкрасить на свой вкус и “наклеить” на крылья и хвост всевозможные эмблемы - доступен даже серп и молот. Пренебрегать этой процедурой ни в коем случае не следует. Это все равно, что склеить модель самолета и, не прикоснувшись к ней кистью и не наклеив ни единой наклейки, поставить ее на полку.
Кстати, сами самолеты заслуживают отдельной песни. В Crimson Skies нет места скучным серийным моделям и беспомощным вариациям на тему реально существующих (точнее, существовавших) аппаратов. Авиапарк целиком и полностью является плодом богатой фантазии разработчиков. Причудливые конструкции, обратная геометрия крыльев, агрессивные очертания и другие необычные элементы делают эти творения поистине уникальными. Выпускники МАИ и МАТИ поначалу будут плеваться и подсчитывать, скольким законам аэродинамики противоречат дизайнерские решения, но играть станут с таким же интересом, как и все остальные.
Постреализм
Игра успешно балансирует на грани между хардкорным симулятором, красоту которого может оценить лишь весьма ограниченный круг лиц, и незамутненной аркадой, позволяющей себе некоторые абсурдные вольности. С одной стороны, здесь есть своеобразная схема повреждений самолета, явно имеющая в своих далеких предках классический аркадный lifebar. Также имеет место простое управление, незатейливая физическая модель, не подразумевающая перегрузок после чересчур смелых маневров. Возмутительный вид “сзади”, выставленный по умолчанию, пытается сбросить игру в болото окончательно победившей аркадности, но мы включаем гораздо более приличный вид из кабины и признаем, что разработчики могли наваять гораздо больше условностей. Скажем, радар, который наличествовал в Hunt for the Red Baron, “симуляторе” времен Первой Мировой, или что-то в этом роде. Однако они удержались от такого соблазна. Никаких бортовых компьютеров, столкновение с землей или дирижаблем означает мгновенную смерть - игра, безусловно, аркадна, но во вполне разумных пределах. Поклонники космических симуляторов (как известно, их основу как раз и составляет модель поведения самолетов конца тридцатых - предельно упрощенная и абстрагированная) могут забыть про свою любимую функцию Match Speed и дополнительный плавающий прицел, услужливо подсказывающий оптимальное упреждение при стрельбе. Чтобы зайти кому-нибудь в хвост, необходимо долго терзать throttle control, подстраиваясь под скорость противника, а упреждение и вовсе придется рассчитывать самостоятельно. Разумеется, для успешного отстрела врагов нужен не только отменный глазомер, но и качественный управляющий девайс. Наличие последнего освобождает и от необходимости прикасаться к клавиатуре, - необходимый набор игровых функций без проблем умещается на четырех кнопках джойстика.
Графика соответствует суровым стандартам нынешних времен. Налицо довольно-таки сложный ландшафт, изобилующий холмами и овражками, а также красивые модели техники. Подбитые самолеты оставляют убедительный дымный шлейф, по ж/д путям снуют паровозики… Но все же графика не настолько запредельна, чтобы позволять себе “тормозизм” на Celeron 466/128 MB. С этим надо что-то делать, господа Зипперы. Как и с массой жутких багов, выявленных некоторыми пользователями-натуралистами. Хотя я ничего такого не заметил, честно.
Довольно
Выискивание достоинств и недостатков, тыканье пальцем в отдельные элементы игры, с мясом вырванные из контекста - занятие неблагодарное. Главное не в этом. Значимо лишь то, что у игры есть абсолютно уникальный стиль. Все эти причудливые самолеты, дирижабли, отрывки из газет в межмиссионых экранах, свинговый саундтрек и черно-белая фотография красотки в каюте главного героя образуют целостную, неповторимую картину “другой” Америки тридцатых годов. Последний раз такое было, кажется, в Interstate’76. То есть двадц… простите, три с лишним года назад.