«Европа», «Виктория» и «День Победы» свесили ноги с Триумфальной арки и не спешат уходить на покой. Говоря «глобальная историческая стратегия», мы подразумеваем Paradox Interactive. Однако господство стокгольмской студии — вряд ли самый здоровый путь развития жанра.
Отсель грозить мы будем шведу
Несмотря на заметные различия, дебютный проект Western Civilization Software — конкурент Europa Universalis 2. Да, их временные рамки едва пересекаются (восхождение и крах Наполеона, о которых повествует Crown of Glory, были маленьким эпизодом четырехсотлетней EU2), но ощущения очень схожи.
Из-за непродолжительности отмеренного срока Crown of Glory сильнее подталкивает игрока к добыче нужных для победы очков. Хотя счетчик «славы» пополняется при помощи и экономического благополучия, и успешных переговоров, ее главный источник — беспрерывные бои. Иногда это заставляет вступать в довольно абсурдные войны. Впрочем, бессмысленной мясорубки здесь не бывает. Потерпев сокрушительное поражение в конце удачной кампании, вы с радостью подпишете какое угодно перемирие.
Еще одно подспорье правдоподобию — мощная дипломатическая система. Вместо пачки готовых соглашений разработчики предоставили редактор, в котором можно по кусочкам составить договор любой сложности. EU2 такая гибкость и не снилась.
Неплохо устроены связи с небольшими государствами. Обычно прямой контроль выгоднее, т.к. протектораты поставляют «хозяину» рекрутов, но развиваются независимо. С другой стороны, заманив под крыло несколько княжеств или «освободив» часть подданных, вы сможете объявить свою державу империей и вкусить специальных бонусов.
Пуля — дура
Строить плохие прогнозы в отношении помесей стратегии и тактики легко — они часто сбываются. Crown of Glory спасает то, что на рубеже XVIII и XIX веков исход конфликта порой решался в единственном сражении. Битвы проходят по правилам традиционного гексового воргейма. Хвалить или ругать перешедшую в разряд «вечных ценностей» механику я не стану, лишь молча кивну на «Казаков 2».
Будь Crown of Glory очень умной игрой, ее уродство было бы простительно. Однако гениальные планы перечеркивает отсутствие расстановки войск. Что делать, если вся артиллерия «вылупилась» в шаге от противника? Придавать построениям подобие порядка приходится уже под пулями.
Тем, кого не страшит сокращенная форма ведения боя, лучше использовать ее и фокусировать внимание на общем управлении армией. Освоив такие экзотические инструменты, как изменение возрастных границ и срока обучения «призывников», вы не столкнетесь с другими трудностями. Снабжение наглядно и логично. Пока солдаты топчут родную землю, они могут проедать бюджет или выживать за счет местного населения. На враждебной территории их нужды обеспечивают полевые склады, цепочку из которых необходимо развернуть вдоль пути своего похода.
Когда нет денег — нет любви
Crown of Glory — горькое подтверждение того, насколько редко стесненные в средствах разработчики создают комфортный интерфейс. Игрока сбивает с ног лавина информации, перед глазами мельтешат дюжины регулируемых параметров. Экономическая модель хороша, но понять, что к чему, тяжело — учебника нет, а многочисленные меню ужасно неряшливы. К счастью, почти все сферы можно поручить автоматике. Как бы ни хотелось удержать бразды правления, портить зрение убийственными шрифтами не стоит.
Отдельной претензии заслуживает нарисованная «под старину» карта. После Europa Universalis 2 она выглядит блеклой и невыразительной, да к тому же совершенно не масштабируется. В Crown of Glory меньше областей, чем в ЕU2, зато и наблюдать за ними сложнее.
* * *
Crown of Glory — радикальная версия Europa Universalis. Еще более глубокая и совсем недружелюбная, игра отлично подойдет тем, кто привык получать удовольствие от нелегких испытаний.