Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Paradox Entertainment, несмотря на внушительный ассортимент предлагаемой продукции, — компания куда менее известная, чем иные деятели, отметившиеся какой-нибудь захудалой игрой и исчезнувшие навсегда. Деятельность непотопляемых шведов вызывает у меня ассоциации с огромным чаном, где бурлит ароматная субстанция. Среди запахов можно встретить как благоухание, так и отвратительную вонь мегаполиса. Спрос ли рождает столь щедрое предложение, или бескорыстное благородство разработчиков, клепающих проект за проектом, рождает спрос — тайна за семью печатями.
Crusader Kings в этой загадочной сказке — очередная глава, которая, впрочем, не может пролить свет на истинное положение вещей. По сравнению с полуживыми Crown of the North и Two Thrones она выглядит неплохо, но дальше рефлексивного болтания ножками и ручками дело не пошло. Создается впечатление, будто заботливые родители, вырастившие могучие Europa Universalis и Victoria, заново перематывали в памяти всю историю: рождение, первые шаги и слова. Two Thrones, правда, выглядела некоторой задержкой в развитии, зато CK демонстрирует несомненный рост (естественно, с учетом былой отсталости).
Если не особо интересоваться методами делопроизводства в игровой индустрии, может показаться, что перед нами самостоятельная игра. На первый взгляд, так и есть: графически CK похожа на прочих детей EU, но лишь глобально. В мелочах все весьма старательно перерисовано. Кроме того, изменен интерфейс и наконец-то появился экран, визуально демонстрирующий строительство в провинции.
Упрощений в военной и экономической области очень много. Однако играть можно, даже не зевая.
С войной, хотя ей в CK отводится главное место, дела обстоят не лучшим образом. Никаких вам родов войск, «производством» армейских подразделений заниматься не разрешают. Войска зреют в провинциях, постепенно набирая вес. В принципе, это удобно — время не отнимает, нервы бережет. Скучно? Возвращайтесь к EU.
Экономика — того же поля ягода. Просто до безобразия. В общих чертах проглядывает неприятное родство с Lords of the Realm 3. С той лишь разницей, что параметры зависят не только от вассалов, но и от построек. В остальном градостроительство носит исключительно развлекательный характер.
Глобальная цель в игре все-таки есть — знаменитые Крестовые походы. До патча 1.02 к ним склоняли и нейтральную Русь. К сожалению, война — единственное занятие в CK, гарантирующее развитие. «Piety», в других проектах сильно страдающее от враждебных действий игрока, здесь цветет и пахнет, если меч справедливости регулярно обрушивается на голову мусульманства. При этом воевать против своих — преступно и грешно. Что ж, очень в духе времени.
Правда, масштабности авторам достичь не удалось — ИИ пассивен и труслив, а враги берут исключительно числом и технологиями, которые у них растут как на дрожжах. Однажды вы рискуете оказаться лицом к лицу с мусульманским миром, затаившим на вас злобу, тогда как коллеги по региону с отсутствующим видом будут коротать время за четырьмя стенами. Но драться с неверными все равно выгодно и полезно, а взятие Иерусалима поможет решить массу проблем и приумножить богатства.
Путь к славе, увы, долог. Не исключено, что до покорения восточных земель вас прикончат собственные родственники. Наследование власти в серии EU решалось весьма тривиальным способом, но теперь игрока подстерегает изощренная система внутрисемейных отношений, где есть понимание и поддержка (как, впрочем, и менее безобидные вещи).
Мы с детства знаем: жениться надо на сироте. Сыновья — больной вопрос. Наследники, слоняющиеся без дела, — обуза и угроза репутации. Награжденные же землями отпрыски представляют серьезную опасность, поскольку при случае могут полезть на родного отца с кинжалом. Неприятно, знаете ли.
Перипетии с наследственными делами — элемент захватывающий и стоящий внимания. Такие мелочи вовсе не обуза, а приятное дополнение. Вместе с приличным 400-летним отрезком, деревом технологий и большим выбором государств даже незначительные детали могут вытянуть СК на уровень полноценной игры. Раньше все было намного хуже.
Игры, отпочковывающиеся от EU, не так уж плохи. Вот только отношение Paradox к игрокам разочаровывает. По сумме слагаемых CK все равно уступает Victoria или EU 2. Создав примеры для сравнения, разработчики сами вырыли яму такого рода проектам. Вторичным проектам.