- Главная/
- Игры/
- Крестоносцы: во имя короны/
- Рецензия
Рыцари-крестоносцы, сражающиеся за Святую землю, — прекрасный источник вдохновения и денег. Романтика песка и сверкающей стали увлекла в свои сети миллионы людей, поэтому появление еще одной игры на вечную тему — не из ряда вон выходящее событие. Великолепная почти во всех отношениях Medieval 2: Total War — Kingdoms задала новый стандарт качества. Впрочем, напрямую сравнивать ее с Crusaders — пустое занятие. Слишком разного полета эти птицы. Основные соперники венгерской RTS — Warhammer: Mark of Chaos (кто сегодня играет в Dark Omen и Shadow of the Horned Rat?) и «XIII век». Именно во «втором эшелоне» развернутся битвы за лидерство.
Под сенью тринадцатой крысы
Аналогии с Total War действительно неуместны. На смену глобальной стратегии с тысячами возможностей и поражающим воображение масштабом пришли полтора десятка компактных миссий. Главный герой — обыкновенный рыцарь, примкнувший к Крестовому походу. К нашим услугам пять персонажей, обладающих спецумениями, репутацией в войске и парой верных отрядов. Мы размахиваем мечом под вполне определенным флагом, однако на деле все куда хитрее. Выполняя бонусные задания, можно завоевать уважение сразу нескольких конкурирующих государств, а это — деньги, солдаты и другие приятные сюрпризы.
Начало завораживает. Признаюсь, я давно мечтал почувствовать себя скромным предводителем наемников, у которого гораздо более приземленные цели. Структура продвижения по игре напоминает Mark of Chaos. Мы воюем на изобилующей ловушками и непроходимыми участками карте, а в перерывах между подвигами улучшаем мини-армию: покупаем отряды и снаряжение, нанимаем капитанов, выклянчиваем подачки у начальства. Иногда нужно забыть о гордости и попросить у боссов бесплатное подкрепление. Такой шаг неизбежно понизит репутацию, зато позволит уменьшить потери и сберечь силы для грядущих битв.
Одержав «пиррову» победу, вы вряд ли продолжите кампанию; лучше не мучиться и переиграть. И наоборот — завершив первые, относительно простые миссии на «отлично», командир облегчит себе дальнейшее существование. Да, мелко, но что делать? Здесь нет места эпическим сражениям. Выбиваем врагов из безвестных деревушек, спасаем попавшего впросак священника, захватываем катапульту, охотимся за турецкими «чемпионами», вытаскиваем из лап смерти друзей-крестоносцев… Звучит красиво, только смотреть особо не на что. Привыкли к шикарной анимации Medieval 2? Пора возвращаться в прошлое.
Total War всегда тяготела к безликим полям. Дизайнеры Neocore предпочитают карты штучного производства, отсылая к фэнтези-серии Warhammer. Невозможность сохраниться в бою лишний раз подтверждает, откуда авторы заимствовали идеи. До сих пор находятся садисты, желающие пощекотать наши нервы. Трамвайная линейность вкупе с трамвайной же неспешностью превращают игровой процесс в изощренную, бесконечно долгую пытку. Хороший пример — сопровождение папского легата, храбро инспектирующего «фронт». Битых полчаса надо бегать по округе, потеть, резать глотки, оборонять рубежи, а за минуту до финала придурок на лошадке обгоняет телохранителей и глупо гибнет. Restart.
При этом Crusaders — вовсе не сложная игра. Рано или поздно даже самый заковыристый уровень будет покорен; заранее зная о «неожиданностях», нетрудно найти на них управу — тактические приемы обкатаны в Total War и ее сородичах. Построения, усталость, учет погоды и местности (скажем, лучники бесполезны во время песчаной бури), хилый «friendly fire»… Засады — излюбленный фокус разработчиков. Гуляя по извилистой дорожке средь вековых дубов и пальм, будьте готовы к тому, что из зарослей может выскочить компания беспощадных сельджуков. Выскочить — и через пару мгновений пасть горой изрубленных тел. Симуляции морально-психологического состояния нет, и любой голодранец бьется до последней капли крови. Старомодный подход плачевно сказался на геймплее и боевой статистике. Не удивляйтесь, если убитых «язычников» окажется в десятки раз больше, нежели европейских «спецназовцев».
Бестолковый AI рассчитывает на численное превосходство и скрипты. Компьютер никогда не сообразит обойти с фланга или отступить в лес, где у легкой пехоты масса преимуществ перед закованными в железо «медведями». Умереть-то и быстрее, и почетнее. Хотя о чем я? Можно подвести свой отряд к врагу, устроить привал и, хорошенько отдохнув, атаковать. Не война, а пионерлагерь на выгуле. Постоянно наталкиваясь на подобный пофигизм, перестаешь ощущать реальность игрового мира. Приходится судорожно вспоминать, ради чего мы рискуем здоровьем: чем тверже вера, тем проще набирать сторонников, и тем полезнее добытые реликвии (по одной на героя).
К счастью, это не единственный способ увеличить боевые параметры. Качественная кольчуга или оружие приносят не меньше радости. Заслуженных ветеранов ждут чуть более ценные подарки: «+20% урона», «+50% бронебойности» и т. п. Для сравнения предлагаю Legion Arena — скучную, банальную и предсказуемую во всем… кроме «прокачки»! Имея схожую концепцию (баталии чередуются с посиделками в лагере), Crusaders слабее и примитивнее. Интрига сведена к выбору дополнительных, зачастую противоречащих друг другу поручений. Став «слугой двух господ», вы получите доступ к уникальным юнитам (норманнские лучники, пилигримы, белые рыцари) и откроете новые «перки».
Ну а после короткой передышки — снова в бой. Альтернативы не существует. Пустующий мультиплеер и обязательные для жанра… кхм… «исторические сражения» не помогут. Я неспроста использовал кавычки, тут ведь одни названия чего стоят: «Предательство», «Павший герой», «Судьбоносная битва», «Месть»… Последняя, к слову, позволяет возглавить целую толпу укуренных «гашишинов» и надрать завоевателям бронированные задницы. Думаете, Альтаир один на свете?
Царство скуки
Есть игры плохие и бездарные, есть интересные и даже гениальные, а есть и такие, как Crusaders — серые мышки, способные увлечь лишь закоренелых фанатов жанра или «сеттинга». Хватит ли у венгерских разработчиков смелости признать ошибки или для счастья и душевного покоя достаточно восторженных отзывов в национальных журналах? Ответ мы узнаем после выхода King Arthur — полноценного Total War-клона, сочетающего тактическую и стратегическую составляющие.
P.S. Не пытайтесь отыскать в меню настройку разрешения. Crusaders — первый на моей памяти проект, демонстративно не желающий дружить с CRT-мониторами.