Кей: Ты продал
отражающий обугливатель с
режимом видоизменения… цефалоподу
без
лицензии?! Джибс, ну ты и…
Джибс: Он казался приличным.
к/ф «Люди в черном»
Ни один современный шутер не уходил от своих корней так далеко, как Crysis 2. Опостылевшие тропические равнины и джунгли превратились в бетонные лабиринты Манхэттена. РС-эксклюзивный движок CryENGINE обновил номер версии и подружился с консолями. Инопланетные захватчики перестали замораживать Землю и сменили облик – вместо машин а-ля «Матрица» по улицам Нью-Йорка бегают сородичи Хищника. А в волшебном нанокостюме Пророка сидит новый главный герой по прозвищу Алькатрас.
Скриншоты177
Побег Алькатраса
Причины изменений легко проследить и понять. Три платформы обеспечат приличные продажи. Виды дымящихся небоскребов и развороченных бутиков нагружают древнее приставочное «железо» меньше, чем бескрайние просторы вымышленного острова Линьшань. Прямоходячие цефалоподы – такую дичь народ поймет и примет охотнее летучих холодильников с щупальцами. По большому счету, Crytek вообще могла притвориться, что Crysis и Crysis Warhead не существует. Нить, соединяющая их с сиквелом, очень слаба; кажется, разорви ее — и ничего не убудет.
Пуще всех о былом напоминает нанокостюм, пусть его тоже перекроили. Из четырех переключаемых режимов уцелели суперброня и невидимость, прочие функции включаются автоматически. Подпрыгнули около уступа – боец подтянется сам. Влезли в рукопашную или пнули автомобиль – сработает сверхсила. Если побежали, то непременно молодецкой прытью. С одной стороны, так удобнее, особенно для геймпада, с другой — явное упрощение.
Знакомый экран настройки оружия перекочевал сюда целиком. Фонарики, глушители, подствольные гранатометы, коллиматорные и снайперские прицелы – «обвесов» хватит на любой вкус. Схожее меню есть и у одежки. Nanosuit 2.0 поглощает ДНК убитых инопланетян, необходимую для покупки улучшающих модулей. 12 апгрейдов разнесены по четырем категориям, причем в каждой разрешено активировать исключительно один. Некоторые, скажем, индикатор угрозы и детектор скрытых противников – бесполезное барахло. Другие, наоборот, делают из Алькатраса могучего полубога. Врубите дополнительную защиту, добавьте замедленный расход энергии в «стелсе», и хрюкающие лангусты станут не опаснее младенцев. А наемники – и подавно.
Deus Ex Nano
Сладкую жизнь гарантирует и концепция Crysis 2. Студии надо отдать должное за четко выдержанный курс – в эпоху Call of Duty шутеры-«песочницы» на вес золота. Дизайнеры редко ставят Алькатраса в жесткие рамки, предлагая как минимум два решения. Всякий раз, когда у игрока появляется выбор, ему советуют взглянуть на поле боя через встроенный бинокль, оценить варианты и отметить наиболее любопытные. Пальцы чешутся пострелять – вперед, только используйте укрытия и помните, что встревоженные солдаты обязательно позовут подмогу. Пацифисты вольны включить невидимость, нырнуть в ближайший канализационный люк или обойти блокпост дальними огородами. В нынешнем царстве скриптов это сродни глотку горного воздуха.
Но свобода – обоюдоострое лезвие. Авторы развязали игрокам руки и забыли бросить вызов. ИИ фантастически меток и… туп. YouTube полон роликов про врагов, пытающихся прошагать сквозь скамейку или в упор не замечающих стоящего рядом героя. Обмануть болванов – плевое дело. Нас нередко травят бесконечным «респауном», раздражают неудобными «чекпойнтами», заставляют трижды убивать одного и того же «босса», а ситуации интереснее не становятся. Crysis 2 – учебник по алгебре, где ответы напечатаны в скобках под уравнением. Стрелять по дурачкам быстро надоедает, гулять по задворкам скучно, ибо тогда весь смысл сводится к «найти укромную точку для перезарядки энергии».
Battle: NYC
Тот же счет можно предъявить и тем, кто занимался постановкой действа. Зрелищность шутера давно измеряется в количестве «wow-моментов», на которые Crysis 2 скупа. Трехсекундное цунами, смывающее Таймс-сквер? Дикие конструкции, вылезающие из земли и сбивающие вертолет? Высотка, падающая на центральный железнодорожный вокзал? Круто! И мало. Зато есть заставочные ролики, подающие сюжет на совковой лопате.
К тому же за 10 часов однотипные антуражи изрядно утомляют. Битва за крохотный кусочек Нью-Йорка походит на нелепое освобождение Лос-Анджелеса в недавнем «киношедевре». Crytek следовало расширить охват – благо другие районы города отличаются от Манхэттена по стилю и архитектуре. Правда, сценарию от этого не полегчало бы – сказ про то, как армия США при поддержке молчаливого уберзольднера эвакуирует население и громит пришельцев, не тянет на увлекательную драму. На втором плане маячат директор плохой корпорации, мечтающий поймать Алькатраса, ученый, владеющий секретом победы над оккупантами, и рехнувшийся командир наемников, желающий герою мучительной смерти. Жаль, концовки у историй тривиальны.
И, наконец, вопрос дня: Внимание, спойлер! Нажмите здесь, чтобы увидеть скрытый текст. а зачем, собственно, пришельцы устроили штурм Нью-Йорка? Жалкие людишки скоро вымрут от страшного неизлечимого вируса, обращающего органы в желе. Зачем лезть на рожон, тащить артиллерию, сбрасывать десант, коли Центральный парк вот-вот взмоет в небо и заразит всю округу? Неделя-другая, и от цивилизации останется дрожащая биомасса. И ради чего стулья ломать?Наравне с паровозом
Предыдущие шутеры Crytek тоже не блистали повествованием, посему от Crysis 2 публика не ждала неожиданных поворотов и колоритных личностей. Хотели графику – такую, чтобы в зобу спирало дыхание, чтобы топовые системы харкали черным дымом и молили о пощаде, чтобы сердца верных апологетов РС вновь раздувались от гордости за «православную» платформу.
Но надуваться будут разве что щеки – от обиды. Для проекта, якобы созданного для «персоналок» и затем перенесенного на Xbox 360/PlayStation 3, он выглядит чересчур… обычно. Красивое освещение, прорва шейдерных эффектов, приличные текстуры, только в 2011-м на передовую с этим не выйдешь. Геометрия уровней неотличима от консольной. Про обещанный когда-то DirectX 11 (здешней массовке не помешала бы тесселяция) – ни слуху ни духу.
Если приятная, но рядовая по сегодняшним меркам картинка, — удар под дых, то графические настройки – нож в спину. Они состоят из единственного пункта, позволяющего задать «High», «Very High» или «Extreme». Тем, кто пожелает убрать тошнотворный «блюр» или тонко настроить производительность, придется запускать самопальную утилиту. Сильнее злят лишь электронные завывания в главной теме, написанной Гансом Циммером, – с них начинается каждый визит в меню (кстати, остальные мелодии за авторством Борислава Славова и Тилмана Силеску превосходят ее на порядок).
Crysis of Duty
У мультиплеера Crysis 2 тоже немного общего с оригиналом. В первой части он был создан под впечатлением от Battlefield 2 и Command & Conquer: Renegade. Получилось не слишком хорошо, поэтому немцы решили не наступать на те же грабли и поручили работу бывшему коллективу Free Radical Design. Однако и британцы оказались лишены творческой жилки — они не придумали ничего лучше, чем клонировать нынешнего лидера на рынке шутеров.
Игроки, знакомые с проектами Infinity Ward и Treyarch, вникнут в Crysis 2 за доли секунды. Боевая техника и разрушаемость отсутствуют. Все развитие бойца, включая классы, оружие и примочки к нему, спецумения и даже картинки-аватары, подчистую содрано с Modern Warfare 2 и Black Ops. Очки, необходимые для «прокачки», точно так же дают за любой чих. Разумеется, предусмотрены и бонусы за «цепочки убийств»: улучшенный радар, удар орбитального лазера, вызов поддержки с воздуха и т. п. Правда, получить их сложнее: мало прикончить троих, пятерых или семерых врагов подряд, нужно подобрать их жетоны.
В отличие от «сингла», вашими противниками всегда будут люди — морпехи США или наемники (о том, какими вышли бы битвы с инопланетянами, можно только гадать). Схватки такие же динамичные, как в CoD, но более «умные». Жаждущий победы игрок должен действовать по ситуации. Минуту назад он подстерегал жертв в невидимости, словно Хищник из Aliens vs. Predator, а вот уже запрыгнул на крышу и забил трех снайперов прикладом. Увы, все трюки рассчитаны на одиночек — взаимовыручку тут поощряют слабо.
Возможно, виной тому режимы. Помимо банальных захвата точек и командного deathmatch, в Crysis 2 есть древние реликвии «deathmatch обыкновенный» и «capture the flag классический». Менее избитых развлечений – раз-два и обчелся. По-настоящему оригинален лишь Assault, где атакующие вооружены пистолетами, а защитники бегают без нанокостюмов. Зато на арены Crytek не поскупилась. Не все 12 карт хороши по геймплею, но столь красивых руин в других сетевых боевиках не сыскать.
«Качественно, зрелищно, бездушно». Вердикт из рецензии на Crysis Warhead верен и для мультиплеера второй части. Она могла бы исполнить мечты тех, кто грезил о переносе Call of Duty на солидный движок… если бы ее не подкосили глупые технические проблемы. «Глючащий» список друзей, «забывчивая» статистика, архаичная система учетных записей GameSpy и безнаказанность нечистых на руку игроков едва не похоронили неплохой сетевой шутер. К счастью, Crytek уже начала исправлять самые серьезные недоработки.
* * *
«Maximum Game», — гласит девиз компании Crytek. Жаль, выложиться по полной программе разработчики не сумели. Так бывает, когда вместо «Maximum Creativity» активируют «Maximum Profit».
Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 9 из 10
С технической стороны стереорежим в Crysis 2 выполнен идеально. Нет ни артефактов, ни «глючащих» текстур, ничего из того, что может омрачить прохождение. Десять баллов не ставим лишь потому, что эффект погружения не ярко выражен и проигрывает, например, Just Cause 2. Возможно, это вызвано камерностью игры по сравнению с оригиналом, но факт остается фактом. Посмотреть на видеоролик в 3D можно по этой ссылке (требуется установка плагина Silverlight и наличие 3D Vision). Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.