Капает ли дождик или падает снег, сияет приветливое солнышко или набежали тучи - согласно известной песне, каждую погоду «надо благодарно принимать». Беда в том, что викинги, населявшие Гренландию 1000 лет тому назад, подобных куплетов не слышали и, стало быть, к капризам природы относились с куда меньшим благоволением. Тем паче, что солнце, кажется, покинуло северян на веки вечные: которую неделю хлещет безжалостный ливень, превративший короткое северное лето в ад кромешный. А косточки на бережку погреть ой как хочется, и просят викинги послать им хоть несколько ясных деньков. Но что великим богам до молитв вперемежку с проклятьями, снисходительно посмеиваются они над жалкими туземцами. Не было бы конца мучениям викингов, как вдруг маленький Барни делает удивительное открытие. На глазах мальчугана черное как смоль небо внезапно прорезают яркие лучи, загадочный объект, предположительно догорающая комета, падает на землю и разлетается на шесть частей. Дремучие как лес соплеменники Барни принимают останки кометы за солнце и задаются целью воссоздания светила. Один из обломков по воле судьбы падает в непосредственной близости от поселения, остальные пять викингам надо разыскать. Поиски, как и в случаях с великими путешественниками Колумбом и Куком, были полны опасностей, а результат непредсказуем. Увы, собрать воедино солнце скандинавам так и не удалось. Но вот однажды, так сказать в виде утешительного приза, причалили они к берегу, и предстала их глазам земля с мягким климатом и плодородной почвой, ну прямо-таки земля обетованная. Так и была «открыта» Америка.
По стопам Settlers
Вот ведь что учудили три приятеля, ранее трудившиеся на Blue Byte, а затем основавшие собственную контору под названием Funatics. К слову будет сказано, Cultures для них уже не первый самостоятельный проект. Несколько ранее из-под «пера» талантливых разработчиков вышла игра Catan - Die erste Insel, издателем тогда стала фирма Ravensburger Interactive. Прекрасный тактический ход, ничего не скажешь, ведь прототипом для первенца стала разошедшаяся миллионными тиражами, а, стало быть, суперпопулярная настольная игра, соперничающая по народной любви с непревзойденной Monopoly. Разыграв первую партию по принципу «Кто против нас с Catan», в дальнейшем, по крайней мере, в случае с Cultures, Funatics решили сплясать под собственную дудку, выпустив продукт с претензией на оригинальность. Разумеется, лишь в какой-то степени, ибо нет ничего нового под луной. Сказался опыт работы в Blue Byte, в частности над серией Settlers, влияние которой заметно невооруженным глазом. Вопрос в том, насколько удачно были использованы идеи, привнесенные с прошлого места трудовой деятельности в новый амбициозный проект.
Пошарив в меню, издав возглас «вау, отличная работа!» и попытавшись внедриться в игру, сталкиваемся с приятным сюрпризом. Акулы RTS, прошедшие, кроме воды с огнем, множество труб из цветных металлов, могут не беспокоиться, а для всех остальных Funatics приготовили мягкую подстилку. Дабы неискушенные стратеги сумели получить свою порцию сладкого, в игру включен набор обучалок, где реально и, одновременно, пошагово, зерна отделяются от плевел. Говоря чистым русским языком, в серии Tutorials для Beginners вам надают Instructions. Кроме того, в наличии обширный Help на все случаи жизни, каждый, образно говоря, плевок учтен и систематизирован. Скажем, имея в реестре копьеносца, вы в считанные секунды получите инфо о потребностях и особенностях сего воина, перспективе роста и, само собой, море текучки. Подобным образом подается информация практически по всем объектам, как движимым, так и стационарным. Короче говоря, перед нами игра, не нуждающаяся в печатном руководстве, что радует.
Аки Бог
Несколько слов об управлении. Здесь заметен симбиоз автоматики и ручного труда. С одной стороны, необходимо лелеять и растить персонал, осуществляя постоянное наблюдение за большинством фигурок. «Растить» в профессиональном смысле, ибо детишки в надзоре не нуждаются. Надо отметить, что проблема смены поколений решена в Cultures просто и изящно. Как и в Settlers 3, в игре присутствует слабый пол, любой викинг может завести себе подружку. Горе вам, поклонники феминизма, темные скандинавские женщины про эмансипацию не наслышаны, а потому покорно исполняют волю своих партнеров. По-иному, как «дорога от печки до порога» бытие второй половины викинга обозначить трудно, семейные ценности стоят для дам на первом месте. Стало быть, и управление ими сведено к нулю. Достаточно переженить викингов, выбрать пол ребенка (вот оно, планирование семьи!), а об остальном позаботится природа. Оглянуться не успеешь, как аист принесет новорожденного. Несколько минут, и малыш уже резвится на травке, еще пара мгновений, и он вырос - чудеса, да и только! Напротив, за мужчинами (кроме отдельных случаев) нужен глаз да глаз, недосмотр зачастую приводит к непоправимым ситуациям. Если, например, викинг проголодался и не поел вовремя - фатальный исход неизбежен. Вслед за унылой мелодией на экране появится крестик, воин готов к отпеванию. Ну чем не Тамагочи!
Чтобы эффективней контролировать действия своих подопечных, вы можете открыть дополнительные смотровые окна, «экран в экране», так сказать. Злоупотреблять, превращая монитор в телик последней модели, пожалуй, не стоит, одного окошка вполне достаточно.
В отличие от большинства схожих игр, тех же Settlers, основной упор в Cultures делается на экономику. Сражения с соседями отходят на второй план, главной задачей является развитие собственной колонии. Прежде всего, надо подумать о теле, то есть накормить народ. Возможности самые широкие, тут вам охота и рыбалка, производство муки и выращивание овощей. Не забыты дары природы, словом, заморить червячка викингу всяко по силам. В долгосрочной перспективе, конечно, необходимо позаботиться о бесперебойном снабжении населения продовольствием, построить мельницу, пекарню и пр. Духовное бытие не менее насущно, ведь надо же где-то грехи замаливать. С этой целью возводится храм, куда время от времени захаживают доблестные воины.
Отдельно про контакты с соседскими племенами. Разумеется, вы можете уподобиться колонизаторам и развязать войну с индейцами. Подобные методы теоретически могут привести к успеху, выгоднее, однако, не размахивать кулаками, а попытаться наладить связи, развить товарообмен и т.д. Для этого в Cultures встроена всамделишная «дипломатия». Исходя из обстановки, ваши отношения с соседями варьируются в промежутке от дружеского до враждебного. Одним словом, начинающему Макиавелли есть где потренироваться. Так, в одной из миссий викинги оказываются зажатыми в тисках между двумя враждующими индейскими племенами. Задача миссии состоит в том, чтобы примирить противников, не подпортив при этом собственную репутацию.
Учиться, учиться и еще раз...
Чтобы строить, надо уметь строить, а чтобы воевать, надо... Элементарно для древних викингов, но совершенно непонятно современному немцу. Подумали ребята из Funatics и решили адаптировать игру сообразно с сегодняшними бундесовыми стандартами. Типичный бюргер ведь двинется умом, если увидит крутого специалиста без пары дипломов и десятка сертификатов. Не беда, что время было иное, а мы правильных, прогрессивных викингов разводить начнем. И ничегошеньки дельного молодой строитель у нас не возведет, пока приличного образования не получит. Лишь с обретением удостоверения, этакого Meisterbrief по профессии, «выпускник» допускается к ответственной работе. Впоследствии, профессии можно совмещать, пополняя багаж новыми, аппетитными корочками. Более опытные старшие товарищи учат молодняк в школе. Как альтернатива, знания приобретаются на практике. Никаких отличий с военными, посредством «муштры» повышаются их боевые качества, вроде выносливости и радиуса действия. Естественно, стрелок из лука третьей категории куда более ценен в сражении, чем обделенный вниманием напарник-недоучка. «Кто учится, тот молод», - изрек как-то Генри Форд. Последуем же его совету, глядишь, и от викинга будет толк.
Взгляд в
Графическое исполнение Cultures вполне отвечает духу времени, хоть и здорово отдает все теми же «сеттлерами» Яркие сочные краски радуют, но не раздражают глаз, внося позитивный вклад в игровую атмосферу. Девственно чистая природа словно распахнула свои двери перед геймером, приглашая окунуться в первозданный, свободный от цивилизации мир. Флора и фауна представлены весьма обильно, от развевающейся на ветру разнообразной растительности до бродящих по лесу медведей. Статики практически нет, различимые объекты почти постоянно находятся в движении. Как очевидный плюс, нужно выделить непритязательность Cultures к железу; простенькая, но изящная двумерная графика, без сомнений, одна из основных тому причин. Звуковые эффекты в норме, среди шумов нетрудно различить как птичий щебет, так и словесные игры «дам» с «кавалерами». Лишь музыка откровенно слаба и, в какой-то мере, вносит диссонанс в общую картину.
Вердикт
Говорить о Cultures исключительно в превосходных тонах, пожалуй, не стоит. Перед нами добротный, качественный продукт, рекомендуемый всем любителям экономических стратегий, как молокососам, так и видавшим виды ветеранам. Заметны некоторые, временами всего лишь косметические, улучшения по сравнению с предшественниками, незначительный, но все-таки шаг вперед. Мелкие недочеты, надо думать, не помешают игре занять достойное место в геймерской коллекции.
PS: Обзор сделан на основе финальной немецкой версии.