Как правило, молодые виды спорта очень быстро находят свое игровое отражение. Подобная участь давно постигла скейтбординг, сноубординг, а теперь настал черед и родственного им вейкбординга. У наиболее популяризированных спортивных развлечений количество указанных воплощений множится и растет как на дрожжах. Но и новые, еще мало раскрученные способы применения всевозможных досок стараются не отставать и держаться на плаву, зачастую опережая уровень общественной просвещенности в экстремальных видах. Вот, например, я почти могу поспорить, что мало кто из вас даст положительный ответ на вопрос "Знаете ли вы, что такое вейкбординг?". А Darin Shapiro's Big Air Wakeboarding, тем не менее, уже вышла, готовая позабавить и познакомить.
Что же такое вейкбординг? Это один из самых молодых (и, к слову сказать, самых зрелищных) видов водного спорта, зародившийся в начале 90-х на бескрайних водных гладях Северной Америки.
Мощный катер, чья скорость варьируется в пределах 30-45 км/ч, тянет за собой райдера. Образующаяся за плавсредством волна служит естественным трамплином. Именно на нем вейкеры выполняют разномастные сногсшибательные трюки, потрясающие по своей красоте и грациозности (описать даже небольшую часть из них в рамках этой статьи не представляется возможным). Благодаря этим грандиозным акробатическим произведениям, неизбежно располагающим к себе зрителя, вейкбординг и стал популярен в столь незначительный отрезок времени. На сегодняшний день в вейкбординге уже сформировалась своя спортивная элита, прорайдеры, постоянно разрушающие сложившиеся представления о физически возможном. Одним из лучших райдеров последних нескольких лет в мужском разряде (если не лучшим), вне всяких сомнений, является Дарин Шапиро, чье имя и фигурирует в названии BAW.
Go Big
Увы, все эти предпосылки творцы обошли дальней стороной. Уже на пороге становится очевидно, что мы заглянули в гости к тривиальному аркадному симулятору. У которого, к тому же, дома царит полнейший беспорядок, назойливо обрушивающийся на наши головы в виде разных глюков и недоделок.
Перво-наперво стоит отметить, что хорошо смоделировать вейкера - задача не из простых. Все дело в том, что виртуальный спортсмен имеет дело не с "мертвой" поверхностью, как, например, в сноубординге, а с весьма подвижной субстанцией, то есть с водой. Правдоподобно показать взаимодействие райдера и колышущейся жидкости по силам не каждой команде разработчиков.
В случае, когда катер перемещается строго вперед, волны, им создаваемые, симметричны и равны друг другу по высоте. Здесь все получилось более-менее гладко, без особых нареканий. Нормальный подход спортсмена к волне не вызывает каких бы то ни было непреодолимых затруднений. Хотя, по правде говоря, назвать ее формы правильными можно с большой натяжкой. Но вот когда катер начинает поворачивать, начинается сущая белиберда. Одна волна вздымается до совершенно нереальных метров двух, вторая остается чрезмерно тощей, да еще их гребни искривляются, как сигнал на осциллографе, приобретая немыслимые пики. Мягко говоря, выполнение трюков в таких условиях несколько осложнено.
Но, к сожалению, есть недостатки и посерьезней. Например, выполнение double-up, одного из ключевых моментов в вейкбординге, в игре практически невозможно. DU исполняется при маневре катера, в результате которого он разворачивается на 270 градусов, а волны пересекаются в четырех основных точках и увеличиваются вдвое. Это позволяет райдеру делать большие по высоте и амплитуде, а следовательно, и сложности, прыжки. Такое досадное упущение связано как с вышеописанным ералашем, который еще только усугубляется, так и с маленьким углом обзора, не позволяющим грамотно даже зайти на прыжок.
Странностей в физической модели хватает. Так, несмотря на то, что волна ощутимо выше, чем в жизни, высота подлета спортсмена маленькая и выполнение серьезных трюков заметно усложнено; особенно это касается трюков с двойными вращениями. Аналогично дело обстоит и с амплитудой полетов - среднее расстояние от точки отрыва до точки приводнения райдера примерно соответствует начальному любительскому уровню, что слабо сочетается с преувеличенными размерами рейлов (препятствия, по которым скользит райдер) и фан-боксов (эти разнообразные сооружения заимствованы из скейтбординга). Относительно соразмерными остаются лишь биг эйры, киккеры и прочие трамплины. Впрочем, это не мешает им служить чуть ли не помехой на нашем пути, так как использовать их по назначению весьма сложно - риск падения столь велик, что игра не стоит свеч. Пригодными для катания остаются только рейлы неестественных форм - скольжение по ним при помощи кнопочки "Glide" вполне осуществимо и приносит немало очков, особенно если увенчать его эффектным трюком.
Завершая физическую тему, не могу не отметить, что, по неведомым причинам, заход на волну с наружной стороны представляет куда большую опасность, чем с внутренней, и чуть ли не в половине случаев оканчивается падением. Это особенно странно потому, что подавляющее большинство трюков выполняется именно с внешнего захода. Помимо всего прочего, удачные "наружные" заезды все равно не дают искомого результата: долететь до противоположной волны практически невозможно.
Из-за острова навстречу
Однако недоделанность игры простирается далеко за пределы плохой физики. Как вы понимаете, вейкборд неразрывно связан с выполнением огромного количества трюков. Продуманное управление райдером - залог успеха. А тут… В принципе, восемь клавиш - не бог весть как много, и, на первый взгляд, все довольно логично. Но более пристальное рассмотрение позволяет обнаружить, что функций не хватает, иными словами, кастрация вейкборда налицо. Что касается всевозможных флипов (читай: сальто), роллов (бочек) - все нормально, как и должно быть. С захватами дело обстоит похуже: скажем, Indy grab или Mute (захваты переднего канта) наличествуют, но вот грабы носа или тэйла доски не обнаружены. Хотя, что тут говорить, если даже вращения больше, чем на 360, мне выжать не удалось, несмотря на огромное желание. А ведь в вейкбординге и 720 не предел.
И уж тем более не имеет смысла упоминать серьезные трюки, которые, пожалуй, только Шапиро да десятку соответствующих по уровню спортсменов и доступны. Более того, даже некоторые из предложенных к выполнению "номеров" не спешат себя обнаруживать. Например, у меня ушло около часа на безуспешные попытки сделать банальный Raley. Ну кто бы мог подумать, что нужно всего лишь… два раза нажать "ollie"! Короче говоря, хотя бы краткий тьюториал оказался бы далеко не лишним.
Все это безобразие приправлено "мелкими" недочетами вроде проходящего сквозь любые препятствия фала, или райдера, который не иначе как вплавь с доской в зубах догоняет свой катер после падения.
Просто умопомрачительное впечатление производит система подсчета очков. Сначала может показаться, что все в порядке: 3 heat, из которых выбирается 2 лучших. Но с начисляемыми очками просто беда… Скажем, при наборе 5325 очков в таблицу заносится, допустим, 48 единиц. Но почему после удачного заезда с 8500 в таблице обнаруживаются только 46?! Пусть подобное происходит лишь изредка, но всю "Карьеру" это убивает на корню.
Надо признаться, что и графические особенности оставляют желать лучшего и большего. Райдер прорисован скудненько, так что многие детали и не различишь; благо, камера близко никогда не подъезжает, и всегда остается надежда на что-то более съедобное. А уж поза вейкера при ударе об воду вообще неописуемо хороша: точно сдутый матрас, несчастный долбается об непреодолимые волны. Как ни крути, а игра представляет вейкбординг далеко не в выгодном свете. Все красивое обезображено, а все завлекательное - антипатично. Даже гиперболичность отдельных трюков вызывает лишь недоумение - например, когда необходимо проскользить по крыше припаркованного на пирсе автомобиля...
Следующий номер нашей программы…
Если бы игра могла похвастаться симпатичной графикой или хотя бы приятной озвучкой, она бы получила за оригинальность заслуженные 5-6 баллов и отправилась на заслуженный отдых. Но… при данном раскладе отдых этот получился бы явно незаслуженным. Так что в мусорной корзине истории для BAW припасено местечко как первой, но неудачной игре, посвященной вейкбордингу.
P.S. Недавно, кстати, Activision подписала контракт с Шоном Мюрреем - еще одним профессиональным вейкбордером. Это неизбежно вселяет надежды на то, что хоть ему удастся таки втолковать по-человечески разработчикам, как же именно должен выглядеть настоящий вейкбординг. I do believe.