- Главная/
- Игры/
- Dave Mirra Freestyle BMX/
- Рецензия
Если порыться в пыльных подшивках, то не составит труда выяснить, что именно поговаривают о разномастных экстремально-спортивных симуляторах. Дескать, на болт нам все эти ролики со скейтами, уж лучше мы в машинки поиграем, али еще в какие зверехлюндии монстровидные. В эти ВМХ'ы экстримальщики разные пусть режутся, ни дна им, ни покрышки. Ибо ну кого еще может завлечь подобная игрушка? Ради справедливости на земле отвечу - да кого угодно, если, конечно, реализовать ее справно да ладно. Только подумайте: cамая «несъедобная» для общенародного восприятия часть экстрима - мегатравматичность - ампутирована; ощущения полета и скорости с некоторой достоверностью и пущим рвением разработчики передали; физическая модель объекта управления в известной мере непривычная. Вот и мотивация отыскалась - по сусекам скрести не понадобилось.
Chainsporting
Игр, подобных DMFBMX - одын, два и - заяц повесился. В обозримом прошлом на AG рассматривался подобный экземпляр, Extreme Freestyle BMX - сомнительного качества и посредственной играбельности. После него не каждый побежит в магазин за велосипедным свежачком. А такие перлы как EMB уж лучше и вовсе не поминать лихом, а то еще, глядишь, и привидятся. Так что, как диск не крути, а сравнить эту игру, по совести сказать, не с чем. Поскольку ничегошеньки достойного в данной весовой категории (про ВМХ) не выходило.
Краткое ликбезовское отступление
BMX - велосипед с небольшой рамой и 20-ти дюймовыми колесами о 48 спицах (впрочем, число последних варьируется в пределах от 40 до 52). Фристайловый ВМХ отличается от гоночного наличием системы GYRO, позволяющей крутить руль вокруг своей оси без ущерба для тормозов, и наличием 4 пегов («стаканов»), ввинченных попарно в колеса. Пеги используются при выделывании всевозможных трюков. Они позволяют выполнять различные гриды (скольжения), служат опорой для ног или даже рук при прыжках, вращениях и т.д., наконец, на них можно просто запрыгивать (например, Ice Pick). Передаточное число звезд у фристайлового ВМХ примерно такое же, как и у гоночного собрата. Ну да ладно, остановимся на этом, ибо здесь можно понаписать еще кучу всего, но особенно углубляться мы не будем, поскольку к игре это прямого отношения почти не имеет.
Стили катания на Freestyle BMX подразделяются на 4 основных дисциплины: Street (езда по специальным, изобилующим трамплинами, перилами и прочими строениями площадкам, а также непосредственно по улице), Vert (в рампе), Dirt Jumping (грубо говоря, Street на земляных насыпях) и Flatland (акробатика на ровной площадке без препятствий). Емкое словечко “фристайл” в названии подразумевает, что нам предстоит выделывать разные пируэты во всех указанных стилях. Как ни странно, разработчики не удосужились реализовать последнюю дисциплину, видимо, посчитав ее наименее крутой, то бишь недостойной для отображения. Ну да пусть его, и на реализованных делов хватит.
Околоигровая часть
При желании можно выбрать одного из 10 прорайдеров, включая самого Дэйва Мирру (кто не знает, - 10-кратный чемпион мира, посмотрите как-нибудь «Евроспорт», все поймете). Как давно уже повелось, каждый спортсмен обладает личными характеристиками: кто-то баланс выдерживает лучше, кто-то быстрее, а значит, и «улетает» выше и дальше. Ясный перец, у каждого райдера есть коронные, излюбленные фишки. Но это вовсе не значит, что выбранному герою будут доступны только определенные трюки. Любой спортсмен может исполнять все, что пожелает, и, по правде говоря, различия между ними ощущаются не слишком сильно, если не сказать, что их вообще нет. Видимо, во имя соблюдения пиетета перед товарищами, Мирра (между нами говоря, действительно лучший среди представленных BMX’еров) ничем особым не выделяется, и выбор его в качестве «себя» не дает нам явных преимуществ в езде. В общем, будем руководствоваться только фотогеничностью райдера, а тут уж на вкус и цвет...
DMFBMX, как на трех китах, покоится на трех игровых режимах, которые не совсем оригинальны, но дают возможность на все сто развернуться нашим BMX’овским страстям. Freeride - езда по всем открытым трассам без ограничений, по сути, тренировочный режим. Session - отличается тем, что в нем все достижения зачитываются (такие, как максимальный по высоте или длине прыжок, количество очков, набранное за один или комбинацию трюков, и прочие) и заносятся в таблицу рекордов. Кроме того, время заезда ограничено 2 минутами. Proquest - пожалуй, основной режим, в котором нужно расправиться с массой заданий, сложностью от уровня Amateur до Hardcore. Причем иногда они весьма сложны. На выполнение некоторых лично у меня уходило более часа. В награду достаются лучшие байки, появляются спонсоры (снабжающие амуницией) и открываются новые уровни (коих 12 штук). Каждый этап представляет собой оригинальную местность с несусветным количеством трамплинов, рамп, лестниц и прочих классических атрибутов продвинутой BMX-площадки. Графикой, как и все в игре, трассы не блещут, но и не вгоняют проект в пучину промозглой недоделанности. Соблюдены строгие пропорции всех строений, поэтому ничто не мешает заранее просчитать свои действия.
И снова о велосипедах
Любителей в состоянии порадовать пять моделей велосипедов. Чтоб глазки поначалу не разбегались, а загребущие ручки что не положено не лапали, в начале нам доступна только одна, самая убогая модель. Все двухколесные друзья с логотипом Haro - одного из лидеров на рынке BMX (между прочим, фирма известна как создатель первого настоящего фристайлового байка). Чем лучше байк, тем выше его технические характеристики, как не трудно догадаться. Самый продвинутый “Secret” байк, который достанется нам в самом конце, намного более управляем, устойчив и быстр. Откровенно говоря, превосходство этого байка несколько гиперболизировано, ибо в реальности разница между ВМХ среднего звена и промоделью не столь ощутима. Зато есть за что побороться. К моменту, когда сие сокровище станет доступным, вы уже научитесь прилично кататься, поскольку к этому достижению велопромышленности продвигаться придется, планомерно сменяя велосипеды.
К сожалению, в игре не существует системы апгрейдов и ремонта велосов, а модель повреждения отсутствует вовсе. А жаль, ибо байкеры проводят не один морочный час, копошась с «железками», а у прорайдеров этим занимаются собственные механики… По большому счету, качество великов удовлетворяет целям игры, правда, о количестве их такого не скажешь. Маловато, что ни говори. Зато, в отличие от маразмов от Тони Хоука с приобретением скейт-трюков за деньги, здесь все «честно» - крути педали и отрабатывай движения, только в этом секрет успеха.
В арсенале игры имеется около 1300 различных трюков, что на самом деле очень впечатляет. По первому разу весьма трудно их идентифицировать. Основное достоинство здесь заключается в блестящей реализации трюков. Изначально заданное количество оных можно расширить благодаря функции modifier, позволяющей нам создавать собственные комбинации разных движений, что значительно обогатит их резерв. Нередко мы можем лицезреть и по-настоящему захватывающие кульбиты. Такие штучки, как Superman 720, мало кого оставят равнодушным. Необходимо отметить, что все это великолепие управляется не 36 «горячими» клавишами, а весьма удобной раскладочкой (всего 10 точек приложения пальцев). Однако эта простота и доступность вовсе не означают, что как сядешь, так и начнешь колбасить все трюки с первого раза.
Минусы байкерской жизни
Конечно, несмотря на довольно удачную реализацию физической модели, имеется масса мелких недочетов. Невольно обращает на себя внимание способность байкера к выполнению продолжительных гридов на одном из передних пегов, что в реальной жизни невозможно (дай Бог метров 10 кому проскользить). Да и в целом по ходу игры замечаешь неестественную затянутость скольжений. Вообще, динамика езды по поверхности все же несколько преувеличена и несоразмерна: байкер и разгоняется слишком быстро, и тормозит с юзом (в реальности искусство владения BMX во многом, очень во многом зависит от грамотного использования тормозов). К тому же нельзя, например, ввести байк в управляемый занос… Зато поведение пары байкер-велосипед в воздухе достойно всевозможных похвал.
Основные претензии к физике можно свести к трем пунктам. Например, если байк во время приземления расположен под прямым углом к вектору скорости, скорее всего, равновесие не будет утеряно, что в жизни закончилось бы в лучшем случае «складыванием» колес. Во-вторых, байкер может безнаказанно спрыгивать с слишком большой высоты. То есть в реальности это, конечно, возможно, но при условии приземления на наклонную, а никак не на горизонтальную плоскость. В Half-Pipe же покоряемые в игре футы вполне соответствуют запротоколированным на соревнованиях рекордам. Ну и, наконец, иногда во время сложных вращений велосипедист как бы зависает в воздухе, по причине чего теряется чувство высоты, и из-за неправильной оценки ситуации трудно нормально приземлиться. И мы, надо сказать, презабавно падаем, вроде тряпичной куклы. А потом долго сучим ножками и трепыхаем ручками в безудержной жажде жизни. Нельзя также не отметить, что очень сложно выполнять простые сальто, т.е. вокруг вертикальной оси (благодаря спецклавише spin) велосипед крутится уверенно, а вот вращения вокруг горизонтальной оси контролировать весьма проблематично. Да, впрочем, все мои придирки гроша ломаного не стоят, поскольку до сих пор физическую модель велосипедиста никто лучше реализовать не смог. Новые ощущения вам обеспечены.
Собственно, байкер и его средство передвижения прорисованы по нынешним временам не ахти, если не хуже. Зато это угловатое существо неплохо анимировано и все его трюки, как я уже говорил, смотрятся впечатляюще (как No Footed Barspin 540, например). Да и озвучен он прилично. Хотя это не так уж и важно, ибо шелест резины напрочь перекрывает угарный саундтрек с участием популярных молодежных исполнителей Deftones, Sublime, Cypress Hill и других не менее известных ансамблей. Редкий случай, когда саундтрек приходится в тему, ибо почти на всех соревнованиях BMX звучит подобная музыка.
К светлому будущему ВМХ’а
К моему искреннему сожалению, культура ВМХ у нас находится пока в зачаточном состоянии. В Москве от силы 2-3 не дотягивающих до мирового уровня площадки. И это в то время, когда в каждой мало-мальски уважающей себя американской школе вас завсегда встретит дружелюбная рампа. Хотя тысячелетие только начинается…