- Главная/
- Игры/
- Dawn of Discovery/
- Рецензия
Так сложилось, что Settlers-подобные градостроительные серии напоминают сыновей, мирно поделивших владения великого отца-государя. Используя в управлении наделом собственное ноу-хау, каждый князь сидит у себя в вотчине и на чужую межу не лезет. Одному братцу (Knights and Merchants) больше по нраву военное дело, второму (Tropico) – налаживание экспорта в крошечной банановой республике, третьему (Cultures) – кропотливая возня с подданными. Копая в разных направлениях, все они, в конце концов, создали свои ниши в мире стратегий.
Сильные качества Anno – прокладывание торговых маршрутов между островами с ресурсами и увлекательное превращение неотесанных крестьян в изнеженных роскошью аристократов. В этом Dawn of Discovery не отступает от канонов ни на шаг.
Вольный каменщик
В свое время предшественники проекта – 1701 A.D. и дополнение The Sunken Dragon – заметно продвинули серию вперед. Теперь Related Designs явно решила сыграть на удержание счета. То, что плуг изменений прошелся неглубоко, порадует одних поклонников и неминуемо разочарует других. Школы и университеты, опоры технологического прогресса, упразднены. Полюбившиеся почетные гости («honor guests»), прибытие которых знаменовало эпоху благоденствия, больше не появляются. Отныне стоит рассчитывать только на себя. Есть и хорошие новости: вездесущие пиратские суда досаждают нашим каравеллам гораздо меньше, а сбор необходимой статистики стал проще.
К сожалению, на этот раз подкачала кампания. Восемь скучноватых миссий, напичканных скриптами и «привези/подай»-поручениями, сковывают по рукам и ногам. Спасая тонущих детишек или доставляя проголодавшейся ведьме 5 тонн молока, чувствуешь себя скорее мальчиком на побегушках, чем великим негоциантом. История о противостоянии козням злого кардинала перенасыщена банальностями и пафосными диалогами. Очередное разочарование наступает, когда перед началом нового испытания кто-то безжалостно перелопачивает взлелеянный городок. Запасы на складах исчезают, хижины дровосеков переезжают в ближайший лес, «туман войны» опять застилает всю карту.
Подлинный вкус Anno 1404 ощущается при прохождении одиночных сценариев или в неторопливом бесконечном развитии. На этом поле начинающему ганзейскому воротиле есть где разойтись. Соседи расширяют свои территории, соперничают друг с другом и периодически дают небольшие задания. Запросы поселенцев постепенно «наглеют», и вместо древесины главными стройматериалами становятся камень и стекло. Заурядная деревенька на глазах вырастает в шумную средневековую метрополию.
По традиции игра очень хороша внешне. Можно долго любоваться деталями ландшафта и архитектуры. Каждое здание, от простой ветряной мельницы до грозного каземата, прорисовано с маниакальным вниманием к мелочам. Падающие тени правдоподобны, но почему-то меняют направление при вращении камеры. Водная гладь красиво колышется и блестит на солнце, хоть и не вызывает прежнего восхищения. Атмосферу создают роскошные мелодии. Нежное звучание флейты и клавесина плавно перетекает в чарующую арабскую музыку, а во время боевых действий нас сопровождают тревожные церковные песнопения. Стук топора и звон кирки, щебет птиц и гул рыночной площади – все звуки подобраны превосходно.
Spice must flow
От других частей сериала Dawn of Discovery отличает восточный колорит. Некоторые острова архипелага покрыты пустынями с выжженными скалами и редкими оазисами. Именно там добывают ценящиеся европейцами специи, кварц и краску индиго. Чтобы получить к ним доступ, нужно основать в жарких песках колонию и организовать сырьевой экспорт. Уже привычный в таких случаях инструментарий вновь работает безотказно. Выбираем тип товара, назначаем пункты А и Б и выделяем для перевозки свободное судно. Разумеется, чем лучше решена задача по логистике, тем эффективнее поставки. От созерцания живой паутины курсирующих кораблей порой захватывает дух.
Список сооружений у бедуинов намного скромнее, а социальных слоев только два. Восток отличен от Запада во всем, от причудливой архитектуры до пищевого рациона. Кочевники кушают финики, европейцы – рыбу и хлеб. Базар может быть завален морепродуктами и калачами, но если нет любимых фиников – ждите беды. Будут голодать, бунтовать, оставят жилища, но к снеди гяуров не притронутся.
Паруса без ветра
Похожих условностей и упрощений немало. Возведение и усовершенствование построек происходит мгновенно. Здравый смысл пасует, когда изба, в которой обитало 8 крестьян, поэтапно превращается в дворянские палаты с 40 аристократами. Как следствие, проживание в городе элиты выгоднее для казны, хотя патриций и плебей платят практически одинаковые подати. Знать просто селится компактнее!
В среде подданных царит полная безликость. Известна численность четырех сословий, но неясно, чем заняты эти люди. Реальна ситуация, когда в деревне с населением в 300 человек из нежилых зданий – лишь рыбацкая пристань и плантация конопли. И ведь обыватели абсолютно счастливы! Вот и догадайся о причине восторга – то ли низкие налоги, то ли еще что. Вообще, неприхотливость – основное кредо поселенцев. Их социальные потребности целиком удовлетворены, если поблизости с домом есть рынок, таверна, церковь и тюрьма. Поистине спартанские условия по сравнению с той же Tropico.
Секрет военного искусства тоже незатейлив: «Кто мощнее, тот и прав». Чтобы без проблем подавить противника, нужно потратить на армию больше средств, чем он. Каменные стены и оборонительные башни придают городу величественный вид, но находят применение далеко не всегда. Обычно разумнее со своим войском встретить незваных гостей сразу после высадки, не позволив уничтожить прилегающие к крепости пашни и сады. Морские бои ведутся по тому же принципу, и крупная флотилия громит ту, что поменьше. Отсутствие ветра и постоянная скорость парусников сводят полезность тактических маневров на нет.
Спасибо этому дому, пойдем к другому
Впрочем, не в примитивных баталиях скрыт главный изъян проекта. Игры, подобные Anno 1404, преследует неумолимый бич. Однообразие. Создание одних и тех же производственных цепочек доходит до автоматизма и приедается. Пытаясь спасти градостроителя от неизбежной скуки, разработчики подготовили внушительную систему достижений и наград. За любое успешное действие, будь то прохождение сценария или потопление армады вражеских кораблей, нас поощряют титулами, гербами и уникальными сооружениями. Однако кардинально что-либо поменять эти меры не могут, и обретение медали «За 500 отыгранных часов» все равно выглядит совершенно нереальным. Dawn of Discovery заинтересует, развлечет, но столько времени точно не отнимет. И это, скорее, ее плюс.