Среднее время в игре: 3 часа
Светлая тема

Рецензия на игру DeathSpank

Mayor: What do you know about [the missing] orphans?
DeathSpank: They have no parents.

В суровом жанре action/RPG едва ли есть место разного рода шуткам-прибауткам. Коровий уровень из Diablo 2, комедийная The Bard's Tale и забавная Torchlight – небольшие островки веселья в океане напускной серьезности. Ведь спасение мира от бессмертных демонов, спрятанных в подвалах за семью печатями, трудно представить без чрезмерного пафоса и напыщенности.

Прощание со здравым смыслом

Именно поэтому дизайнер Рон Гилберт (Ron Gilbert), создатель The Secret of Monkey Island, годами не мог никуда пристроить DeathSpank. Формула «Diablo + Monkey Island» наверняка вводила издателей в глубокий ступор. Это ж почти как скрещивать FIFA и «Сапер».

Но проект вышел необычайно живучим. Вселенная фарса и абсурда доказала свое право на существование, несмотря на основательные ошибки и просчеты. Технологический аскетизм, эстетика комикса, антуражи «из папье-маше» и бесшовная территория по-прежнему в моде. Когда в беспрерывном потоке примерно раз в час проскакивают удачные шутки – это пустяки, бывает и хуже. Мир DeathSpank насквозь пародийный, в нем нет и не может быть ничего самостоятельного. Его обитатели смотрят бродвейские мюзиклы, читают Шекспира, играют в World of Warcraft, называют себя «NPC», носят вещи в «инвентаре» и записывают важные дела в «журнал квестов».

На протяжении долгих лет славный воин DeathSpank, обладатель мощного подбородка, надменного нрава и фиолетовых трусиков, «герой угнетенных, вершитель правосудия и бич злых сил», искал могущественный артефакт… The Artifact. И он уже вплотную приблизился к цели, но ценная реликвия, естественно, интересовала не его одного. На пути встали орки сержанта Орка, саблезубые ослы, бешеные гномы и жертвы экспериментов безумного колдуна-генетика.

Главное отличие DeathSpank от большинства немых варваров, амазонок, некромантов, рыцарей и бардов последних 15 лет – индивидуальность. У него своеобразный темперамент, оригинальная манера общения и приятный голос Майкла Добсона (Michael Dobson). Диалоги – один из козырей DS, их стоит слушать хотя бы ради глумления «героя угнетенных» над беспомощными гражданами, которые даже в магазин за хлебом сами не сходят.

Есть и другая сторона медали — играть (по крайней мере, в «сингле») больше никем нельзя, и раскидистых древ навыков, позволяющих вырастить персонажа-мага или, наоборот, бойца, не предусмотрено. Если бы еще и ролевая система не была такой корявой и поверхностной… «Прокачка» скучна и ограничена 20-м уровнем. Традиционные сила, ловкость и иже с ними уступили место урону в ближнем и дальнем бою, скорости и жадности. Апгрейд последнего параметра, к слову, увеличивает суммы трофейных денег. И кто в здравом уме предпочтет его внушительному бонусу к рукопашной?

Арсенал получился скудным. В Hothead Games больше думали о стебе над суффиксами и префиксами, чем о балансе и разнообразии. Всевозможных «Log Sword», «Cleaver of Cleaving» и «Functional Shoulders of Functionality» полно, а действительно полезных магических предметов — с десяток. Разработчики попытались схитрить и разбили горстку молотов, мечей, топоров, дубин и жезлов на три уровня. Зачем придумывать кучу уникальных клинков, когда можно взять один тесак и размножить, изменяя лишь порядковый номер и характеристики? Раздражает и бесполезность ряда пузырьков. Кому сдалось зелье критического удара на 4 секунды? Или зелье невидимости, если нет ровным счетом никаких причин скрываться от врагов? К счастью, с мусорными залежами в карманах здесь расправились по-своему: хлам без всяких магазинов перерабатывается в твердую валюту (привет Dungeon Siege!). Правда, к финалу у меня скопилось около миллиона монет, который некуда было девать.

Наша параша

Под оружие выделены четыре ячейки – по штуке на каждую лицевую кнопку. Чередование атак поощряется быстрым наполнением шкалы Justice (впрочем, она и так доходит до максимума за считанные секунды), питающей суперудары одного предмета или комбинации двух (посредством рун). В итоге драки сводятся к безудержному «button mashing». Спецприемы применяются когда надо и когда не надо – беги и жми на все подряд. Печальнее всего, что в этом — вся суть DS. Сложность падает до нуля, за смерть не штрафуют – собрать выпавшее золото нетрудно, хотя толку от него, как от саблезубого осла молока. Мы воскресаем в ближайшем отхожем месте и продолжаем шествие по дороге замученных мышей и геймпадов. Появление второго игрока – волшебника Sparkles с читерскими заклинаниями – может окончательно убить остатки интереса.

На РС управление и интерфейс предлагают привычные для жанра удобства. DeathSpank позволяет бегать при помощи WASD и менять «горячие» клавиши, а также понимает перетаскивание значков. На консолях же, где action/RPG – птица редкая, Hothead не сумела адаптировать мышино-клавиатурную схему к геймпаду. Священный ритуал копания в инвентаре жутко неудобен, зато лучшие куски доспехов разрешено надевать автоматически. Пользователя отлучают от важного элемента игры, но иначе выйдет слишком муторно.

С квестами ситуация получше, однако низвергнуть старое доброе «убей-принеси» не удалось. Пара занятных дел завязана на манипуляциях с барахлом из рюкзака. Иногда просят состряпать оправдание для начальства, уладить конфликт между четой фермеров. Тем не менее, таких поручений — единицы. Номинально общее число квестов переваливает за сотню. Но вот вам пример — нужно подать говорящему дереву несколько вещей (строго по очереди!), разбросанных прямо у него под корнями, причем для каждой оформлено отдельное задание… Тянет на издевательство. То же самое – исследование дюжины одинаковых пещер. А еще сценаристы чересчур увлеклись сортирным юмором: нам приходится путешествовать через деревенские туалеты, развозить посылки с навозом, подмешивать единорогам слабительное, рыться в испражнениях дракона и буквально выбивать дерьмо из бесов.

* * *

Если бы к стильному мультяшно-картонному видеоряду (особенно симпатичному в высоких разрешениях на РС), качественной озвучке и неплохой музыке DeathSpank добавить проработанный геймплей, цены бы ей не было. Но в нынешнем виде мало кто захочет пройти игру по второму кругу, а для любого Diablo-клона это — самое важное. Посмотрим, что предложит Thongs of Virtue.

Оценка версии для PC: 68%