В своей прошлой рецензии я высоко оценил творение Matrix Games — Decisive Battles of World War II: Korsun Pocket. Действительно, достойная игра. Однако, как выяснилось, это не предел мечтаний.
Across the Dnepr — нетипичный аддон. Он распространяется только через Интернет, требует пропатченного до версии 1.1 (или выше) Korsun Pocket… Но, разумеется, Matrix Games не ограничилась простым добавлением новой карты и новых юнитов. Сделано более 20 добавлений и изменений, доработан редактор карт и сценариев… в общем, работа кипит.
Название Across the Dnepr наводит на мысль о том, что тема игры — форсирование Днепра советскими войсками в 1943-44 году. На самом же деле сюжет новой кампании основан на исторических битвах лета-осени 1941 года, когда стремительное наступление немецких ударных групп как нож масло рассекало оборонительные порядки нашей армии. От Витебска до Вязьмы. 400 километров. 24 дня (хода). Более 100 советских дивизий. 35 немецких. Более двух миллионов человек. «…and who knows how many tanks and artillery pieces…» (цитата из брифинга).
Естественно, соотношение по количеству войск явно в пользу Рабоче-Крестьянской Красной Армии. При грамотном командовании шансы у немцев минимальные. Точнее, шансов нет. Отойти, перегруппироваться, измотать в обороне и решительным контрударом отбросить к исходным позициям. Такова, казалось бы, оптимальная тактика. А в действительности? Отвратительная связь, отсутствие грамотного взаимодействия на уровне полка-дивизии. В мемуарах нередки описания случаев, когда стоящую неподалеку часть разбивали в пух и прах, а «соседи» об этом ничего не знали. Одним словом, разгром. Так вот, чтобы реалистичнее представить масштабы катастрофы, разработчики пошли на ряд, на первый взгляд, примитивных, но очень действенных изменений.
Одна немецкая часть, учитывая награду за ее уничтожение, приравнена к 15 советским. Наши войска не могут полноценно обороняться. Окапываться могут только зенитные, противотанковые, инженерные подразделения и войска НКВД. Советская военная доктрина тех лет не предусматривала действий в обороне. Отрабатывалось только наступление. «Малой кровью, могучим ударом». Весь период с лета по осень 1941-го советское командование бросало в наступление все новые и новые дивизии и армии. Результат известен: кадровая, опытная армия выкошена полностью. Взаимодействие различных полков одной дивизии — на уровне 15-30%. Т.е. рядом стоящая часть поддержит наступление только в 15 (30) случаях из 100. Так оценена связь между полками и наличие транспорта.
У немецких подразделений «divisional integrity» составляет 70-80%. Как говорится, почувствуйте разницу. Снижены «противотанковые» показатели юнитов. Перекаленные снаряды 45-миллиметровых пушек, составляющих костяк как противотанковых частей, так и вооружения танковых подразделений (вспомним основу танковых частей РККА — пехотные Т-26, быстроходные БТ-5, БТ-7(М)). Нет поддержки с воздуха — «сталинские соколы» рядами горели на приграничных аэродромах еще в первые дни войны, а уцелевшая авиация (в основном средние бомбардировщики) практически лишилась поддержки истребителей и была добита в последующие две недели. Отсутствие резервов и, как следствие, подкреплений (их остатки могут полноценно вступать в бой только через 5-6 ходов после прибытия). Артиллерия в состоянии либо только двигаться, либо вести огонь — сказывается отсутствие арттягачей. Делать и то, и другое — привилегия немецкой артиллерии.
Все это, не считая таких «приятных» сюрпризов, как «опытные», усиленные немецкие части, предстоит пережить игрокам. Единственная реальная тактика (если, конечно, вы не хотите положить все свои войска на первом-третьем ходу) — упорядоченное отступление, небольшие заградительные заслоны по главным дорогам, постоянное ожидание появления немецких пикирующих бомбардировщиков, безраздельно господствующих в чистом небе.
На нервы здорово действует и музыка. Не в том смысле, что ее нельзя слушать по причине безграмотности композиторов (ау, Джон Тиллер!), с этим-то как раз все нормально. Просто сам фон получился достаточно трагическим. Зато качество и звучание — выше всяких похвал.
Для тестирования AI я выставил битву «компьютер против компьютера» на уровне сложности «Computer++». Реализм — невероятный. Котлы методично захлопывались, уничтожая советские части. Р-раз — окружение! И два — окружение! Да куда ты войска-то подтягиваешь, идиот! Что, не видишь, дорога простреливается?!…Вот передовые фашистские отряды так глубоко вклинились в «линию» обороны, что образовали длинный и узкий выступ, этакую Курскую мини-дугу. Грех не воспользоваться. И — вдарили! С юга и севера наши танковые части завершают охват. Перемололи всех, но и у самих сил практически уже не осталось. Приходится уходить дальше в тыл…
Суровая правда войны. Высочайший уровень атмосферы. Затягивает так, что под конец чувствуешь себя совершенно опустошенным. В хорошем смысле слова.
* * *
Да, аддон. Да, всего одна кампания. Зато какой геймплей! Почти идеал. Это вам не «мыло» от HPS Simulations.