Matrix Games — компания достаточно солидная и уважаемая. Вспомним бессмертную серию Steel Panthers, являющуюся, наряду с «генеральской» серией от SSI, учебным пособием для новичков, образцом, на который нужно ориентироваться, и все сразу станет понятно. А солидная и уважаемая компания уже по определению не способна схалтурить.
Даже из вышесказанного можно сделать однозначное заключение: нам предоставили качественный, отлично проработанный продукт. Korsun Pocket сопровождают целых два превосходно оформленных, с высококачественными иллюстрациями, мануала. Первый целиком посвящен управлению, дополнительным функциям и весьма подробной хронике описываемого сражения, а второй — секретам и тонкостям игры, с пошаговым разбором боев, примерами тактических приемов… Рай для интересующихся военной историей игроков.
Аналогичный сюрприз скрывается и в самой игре: к Корсунь-Шевченковской операции прилагается Арденнское наступление, т.е. полностью переработанная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня первая ласточка серии, Decisive Battles of World War II: The Ardennes Offensive, вышедшая в 1997 году. Мелочь, а приятно. Главная же операция делится еще и на пять сценариев, разбитых по времени/географическому положению и занимающих от 12 (последние дни сражения) до 48 ходов (полная кампания). После зубодробительных тиллеровских мега-кампаний (по 150-200 ходов) длина сценариев, прямо скажу, в шок не повергает. Однако мастерство разработчиков сыграло свою положительную роль — даже на 12-ходовой карте можно провести целый день, раз за разом пытаясь достичь цели с минимальными потерями. Причем интерес, как ни странно, не убывает, а наоборот, только увеличивается: смогу ли я взять вон ту деревеньку, не потеряв вот этот стрелковый батальон? Появляется желание отыграть блестящую кампанию; ощущение, сравнимое с прохождением самых первых «Стальных пантер», когда, переигрывая ход за ходом, пытаешься выполнить сразу две задачи — добиться победы и сделать так, чтобы она не стала пирровой.
Лично я больше всего не люблю выставлять параметры битвы непосредственно перед игрой. Кажется, будто играешь нечестно, выставляя своим юнитам дополнительный опыт, меняя погодные условия, уменьшая сложность. Но зато режим настройки битвы реализован здесь в полном объеме. Что же, каждый выбирает то, что ему по душе.
Интерфейс, в принципе, неплох. Есть парочка недостатков: слабая информативность и чересчур миниатюрные элементы — с первого раза можно точно попасть разве что по красной кнопке, символизирующей конец хода. Я самонадеянно (бывалый игрок, как-никак) попытался поиграть без предварительного просмотра мануала. Но после тщетных попыток разобраться, что означают два черепа в информационной панели 63-го гренадерского полка (как оказалось, это показатель истощенности подразделения), плюнул на все и решил действовать самым древнейшим методом — методом тыка. Прямо скажу, потери были обратно пропорциональны полученному практическому опыту. Поэтому, чтобы не позориться дальше, я был вынужден сесть за учебники.
Графика и анимация, если так можно сказать об оформлении воргейма, довольно симпатичны. Псевдообъемная карта, плавно двигающиеся боевые части, меняющаяся с каждым ходом линия фронта (за захват территории даются дополнительные очки), вибрирующий при интенсивном артобстреле экран… Достойно, достойно. По крайней мере, куда информативнее и приятнее виденных мной Win-воргеймов.
Аудио-составляющая просто бесподобна. Все звуки отличаются высоким качеством и весьма грамотно подобраны, а кроме того, реализована следующая система: чем дальше юнит от центра экрана, тем тише озвучены действия, им производимые. То есть можно из самого разгара битвы, ада, состоящего из скрежета железа, уханья артиллерийских орудий и лязга гусениц, переместиться в глубокий тыл, где поют птички, шелестят деревья, журчит река… К сожалению, музыка таких эмоций не вызывает. Хотя, конечно, ее всегда можно отключить.
Уровень искусственного интеллекта тоже настраивается перед битвой. Существует целых четыре его градации. Самый примитивный в чем-то сравним с тиллеровским, самый продвинутый заставляет изрядно попотеть. Это единственная опция, которую я выдвинул на максимум, ожидая получить спектр самых разнообразных ощущений. И получил! Правда, благодаря высокой сложности вышеупомянутую битву в 12 ходов пришлось проходить целый день…
* * *
Из примерно двух десятков последних отыгранных мною воргеймов лишь Korsun Pocket оставил после себя самые приятные впечатления. Верный признак того, что со временем он наверняка станет классикой.