Издавать всевозможные "спешл эдишн" нынче модно и выгодно. В случае с кинофильмами процесс создания специальной DVD-версии какого-нибудь блокбастера 80-х - дело долгое, дорогое и муторное. Нужно откопать в хранилищах студии неповрежденные оригинальные негативы, перевести их в цифровую форму, вылечить дефекты пленки, вернуть на законное место удаленные эпизоды, восстановить цвет, превратить стерео в многоканальный Dolby Digital… Над хорошими лентами, бывает, таким образом горбатятся год, а то и два.
С компьютерными играми все значительно проще - здесь нет пленки, а необходимость использования 3D можно смело игнорировать, если речь идет о переиздании старенькой плоской вещицы. Столь непыльной работенкой и решила заняться восставшая из пепла студия Cinemaware, семнадцать лет назад наплодившая около дюжины крепких (по тем временам) суперхитов. Берем оригинальный концепт и аккуратно воплощаем его с помощью неповоротливого Macromedia Director. Исходный арт, оптимизированный для 16-цветного видеорежима EGA (а порой и вовсе CGA!), перерисовываем в 800х600 с использованием HiColor-палитры. Сюиты для РС-спикера без оркестра исполняем на слегка раздолбанном синтезаторе. "Тракторное" управление подменяем "мышиным". Шлепаем наклейку "Collector's Edition". Успешно продаем.
То, что вы прочтете ниже, можно было бы со всей уверенностью назвать "ретро-обзором" оригинального Defender of the Crown. Та самая игра не изменилась практически ни на йоту.
Трудно быть лордом
Дорогие читатели, знакомьтесь: карта Британии образца 1149 года. Обратите внимание на замок и стоящего рядом с ним всадника. Это - вы. Жизнь у вас выдалась несладкой: король умер, его любимый головной убор стибрили, а гнусные норманны переплыли Ла-Манш и подминают под себя юг страны, насаждая в покоренных деревнях диету из лягушачьих лапок. Как подсказывает учебник истории, лучшее средство, устраняющее как эффекты феодальной раздробленности, так и оккупантов - захват всех территорий. Этим мы сегодня и займемся.
На одно необходимое условие хэппи-энда приходится сразу два версии плохого финала. Вариант первый: вашим родным замком овладевает армия соперничающего лорда. Вариант второй: норманны захватывают все саксонские земли, не считая вашей. Разумеется, пока вы наивно соблюдаете нейтралитет и пытаетесь охранять соседей, нападая исключительно на интервентов, старые друзья, недолго думая, направляют экспансию в вашу сторону. "Неблагодарные свиньи" - это еще мягко сказано!
Время летит быстро: в DotC один ход занимает целый месяц. За этот срок можно сделать многое: пополнить ряды армии, возвести цитадель на одной или нескольких территориях, устроить набег на замок неприлично богатого супостата, созвать рыцарский турнир, отправить свой первый (и единственный) отряд на захват чужой земли и даже... запросить помощи у Робина Гуда. Обитатель Шервудского леса хитро улыбается из-под зеленой тирольской шляпки и обещает вам "чисто по блату" трижды помочь подкреплениями.
Бухгалтерия в XII веке была простейшая: чем больше провинций сидит у нас за пазухой, тем выше налоговые поступления. Чем больше денег, тем больше солдат, рыцарей и катапульт мы купим в родном замке и тем больше цитаделей отгрохаем. Стычки с противниками напоминают глюки MS Excel: отправив свою "коняшку" на вражескую территорию, мы наблюдаем, как меняются цифры в двух столбиках. Кто первым "обнулится", тот и проиграл. Иллюзию интерактивности происходящего создают пять пунктов меню, позволяющие менять стиль действий подчиненных и в экстренных случаях позорно линять с поля боя. Эпичность сражений, друзья, домысливайте сами.
Осада скуки ради
Впрочем, не одними боями увлекались староанглийские лорды, были у них и вполне аркадные забавы. Одна из них - рыцарские турниры. За пять кусочков золота разрешалось созвать к себе в гости всех враждующих лордов и попытаться выиграть у кого-нибудь из них "на спор" кусок земли. Для победы требовалось попасть пикой в центр креста на щите несущегося во весь опор всадника. Казалось бы, - раз плюнуть! Ан нет, годы беспробудного пьянства и застолий дают о себе знать: пика в наших руках качается, словно мачта во время урагана. Попробуйте ткнуть ей в искомое место с первого раза, - гарантированно промажете! Второй попытки, сами понимаете, в те времена не давали. Впрочем, ставить на кон земли вовсе необязательно, можно сыграть и "просто так".
Развлекуха номер два - ночные рейды к соседям. Управляя группкой судорожно двигающихся субъектов, вооруженных тупыми мечами, необходимо прорваться в сокровищницу конкурента. Междусобойчик начинается во дворе замка, и если Фортуна на вашей стороне, а затюканная сотнями щелчков в минуту "мышь" не сдохла при первой же удобной возможности, то отряд плавно переходит во внутренние помещения. Если вам и там повезло, итогом набега станет мешок звонких монет или... встреча с похищенной дочкой окрестного князька. Взяв дамочку в жены, счастливый герой моментально расширяет свои владения за счет приданого невесты.
Наконец, третий вид времяпрепровождения - осада замка. Не своего, разумеется. По вполне понятным причинам защитники цитадели имеют преимущество перед солдатами нападающей армии, что неблагоприятно сказывается на состоянии левой колонки цифр во время битвы. На достижение силового паритета отведено шесть дней, шесть круглых увесистых булыжников, два горшка с "греческим огнем" и одна посылка со средневековым антраксом. Стрелять из катапульты приходится вслепую, на выбор оптимальной траектории полета снаряда отводятся считанные доли секунды. Вариантов действий - два: проломить городскую стену до упора метким попаданием всех шести снарядов (затея, достойная фильма "Mission: Impossible") или же, нарушив целостность замка парой каменюг, сделать жизнь его обитателей более жаркой и/или чумовой. Впрочем, и тут промахнуться - что раз плюнуть, даже если вы все последние 17 лет занимались расстрелом укреплений в оригинальной версии игры. Примечание для самых юных читателей: в полном соответствии с традициями версии DotC от 1986 года функция "save game" здесь не предусмотрена. Вы уже чувствуете приток адреналина?
Вам, коллекционеры!
Утирая грубым платком ностальгические слезы, то и дело наворачивающиеся на глаза при разглядывании этого "Digitally Remastered", тем не менее, приходится цинично признать: "классика жанра" безнадежно устарела, хотя в далеком 1986-м ей гарантированно светил "Наш выбор". Минимум тактических возможностей, простенький AI и фантастически короткая продолжительность сыграли свою зловещую роль. Не помогают и "challenges" - эксклюзивное нововведение разработчиков римейка, этакие квесты в духе "одолей всех лордов на турнире, и стоимость рыцарей упадет до 6 у.е."
У любителей вдумчиво переставлять фигурки на карте уже три года как есть Shogun: Total War и целая орава всевозможных "Цивилизаций". Вот-вот нагрянет Medieval, и DotC, несмотря на все усилия Cinemaware, канет в Лету. Правда, к Рождеству нам обещают показать Robin Hood: Defender of the Crown - полностью трехмерный, с обилием стратегических возможностей и переработанными мини-играми. Но то будет не классика, а, к сожалению, "просто сиквел"….
P.S. Владельцам Windows 9x/Me: если у вас не запускается инсталлятор, не торопитесь выбрасывать диск с игрой на помойку. Лучше загрузите Windows Explorer, откройте корневой каталог CD и дважды щелкните на файле Defender of the Crown.msi. Да-да, такие вот неряхи работают в Cinemaware…