Светлая тема

Рецензия на игру Deponia

Современные адвенчуры напоминают сонм больных, выстроившихся в очередь перед кабинетом врача. Ставя раз за разом, день за днём неутешительные диагнозы, постепенно начинаешь забывать, как же вообще выглядит нормальный, здоровый пациент… Пока наглец не распахнёт пинком дверь, обрушив с потолка штукатурку, и не потребует выписать ему больничный лист с любой формулировкой, только чтоб подольше отдыхать. Deponia – маленькое немецкое чудо, подтверждающее поговорку «терпение и труд всё перетрут». Daedalic Entertainment не совершила революцию, не открыла Америку, даже не изобрела велосипед. Зато она наконец сумела перепрыгнуть почти все привычные грабли, и на свет родилась игра, претендующая на звание новой классики.

Мальчик, который не желал мыть посуду

Deponia влюбляет в себя сразу, едва кончается забавный «туториал». Тон приключению задаёт бомжеватого вида менестрель, поющий весёлую, чрезвычайно задорную песенку о юном разгильдяе и его нелёгкой доле. Руфус – антигерой с феерически раздутым самомнением, жаждущий покинуть родные пенаты, потому что задолбали уже. Его дом – планета Депония, огромная мусорная свалка. Куда ни посмотри, вокруг только выжженная земля да груды металлолома, и лишь высоко над головой, словно само воплощение рая, витает небесный град Элизиум. Туда-то и хочет попасть Руфус. Ведь там, по слухам, молочные реки, кисельные берега и, главное, работать не надо.

Путешествие наверх выливается в безбашенный комедийный коктейль, в котором плавают дольки Space Quest, Simon the Sorcerer и The Secret of Monkey Island. Охота с мышеловкой на зубную щётку – предвестник будущих умопомрачительных экзерсисов, столь же бредовых, сколь и уморительных. Лютый взгляд, роднящий Руфуса с Эдной из Edna and Harvey: The Breakout, не оставляет сомнений в целеустремлённости парня. Но цепляет он не броской внешностью. Самоуверенный лодырь, эгоист и приживала – лучшее пополнение в жанре за последние годы. Что ни фраза, то золото. Что ни поза, то образец для величественных статуй. Едва уловимое шевеление бровями в сочетании с презрительно полуприкрытыми веками передаёт целую гамму эмоций. Великолепно прописанный характер доказывает простую истину – истории держатся на персонажах, а не на смазливых декорациях.

Хотя с этим никаких проблем: изумительно отрисованный мир в стиле «стимпанк» лишь самую малость уступает тем чудесам, что Daedalic являла в The Whispered World и Dark Eye: Chains of Satinav. К счастью, в отличие от последней, тут анимация не подкачала, ощущения «картинной галереи» нет и в помине, а мультипликационные заставки динамичны и зрелищны. Прочим разработчикам стоит взять Deponia на заметку: баланс «качество фонов/плавность движений» в ней выдержан практически идеально.

Первый комплект «задников» вам точно успеет приесться, поскольку сбежать из Кувака – городка, который Руфус сызмальства потихоньку ровняет с землёй – не так-то просто. Приклеившись к пролетающему мимо крейсеру, негодник влезает на борт, встречает посланницу Элизиума… и нечаянно сбрасывает её вниз, после чего против воли сигает вдогонку. Дама в белом комбинезоне – верный билет на небо, потому первоочередная задача – вывести прекрасную незнакомку из комы, влив в неё крепчайший эспрессо. Сложность головоломок варьируется от «детского лепета» до настоящего многоходового «хардкора», но особенно приятно, что авторы пренебрегли избитым «правилом трёх» без ущерба для увлекательности, пусть и слегка затянув первую главу. Не считая поездки по лабиринту – сурового испытания для тех, кто не привык действовать методом проб и ошибок, – пазлы не напрягают, к тому же они снабжены кнопкой «пропустить».

А вот пропускать реплики героев вы наверняка не захотите. Английская озвучка достойна всяческих похвал, и «прокликивать» диалоги, целиком состоящие из шуток и подколов, – чистой воды преступление. «Отжигают» все: и бывшая подружка Тони – саркастичная девушка-механик с цигаркой в зубах, – и робот, обожающий мять пузырчатую упаковку, и небритая «секретарша» в приёмной мэрии, которая срывается с вежливого фальцета на раздражённый рык. Но сам авантюрист с тощей бородёнкой заткнёт за пояс любого. Актёр Керри Шейл и Руфус созданы друг для друга, как Дэн Кастелланета и Гомер Симпсон. Сколько неподдельного коварства проскакивает в одном только его коронном «Хе-хе-хе-хе!»…

Идиллию портят голоса солдат в масках, из-за «роботизирующего» эффекта чересчур громкие и оттого противные. И, увы, это не единственный «недостаток» злодеев. Продолжая «славную» традицию разочаровывающих финалов, Daedalic обрубила повествование на самом неудачном месте, не раскрыв мотивов главного гада и оставив при себе разгадку ещё одной животрепещущей тайны. Это тот случай, когда надпись «The End..?» взаправду наполняет сердце нежным томлением в ожидании неизбежного сиквела, и все же неумение сотворить внятный, законченный рассказ – определённо не повод для гордости.

Оправдывает Deponia то, что в ней не дают заскучать. Мастерство проявляется в, казалось бы, лишних мелочах: вот у болтающего с шерифом Руфуса внезапно выпадает из карманов наворованное добро, а вот авторы подсовывают обманки вроде рычагов, которые можно дёргать безо всякого результата, или мозаики, которую невозможно собрать. О судьбе сбежавшего отца Руфуса упоминают тонко, мимолётными намёками, что ещё сильнее подогревает интерес. Интерлюдии, где дерёт горло все тот же бродяга-менестрель, источают дикий драйв. И к саундтреку претензий не предъявить. Мелодий немного, зато они вовремя сменяются, не перетягивают внимание на себя и не надоедают рекордно долгое время.

* * *

Рафинированный квест, красивый, изобретательный, очень смешной и настолько близкий к «великим», что аж дух захватывает. Теперь в поисках эталонного недотёпы не нужно будет постоянно обращаться к 1990-м. Роджер, Саймон, Гайбраш – подвиньтесь.