С возрастом все мы обзаводимся стереотипами. Чем старше человек, тем опаснее он для окружающих. Представитель великовозрастной категории, завидев металлиста с длинными волосами, бросается к нему с криками "Девушка, можно с вами познакомиться?!". Образ среднестатистического компьютерщика для него на веки вечные связан со скелетообразным юношей в очках и драных штанах, с желтыми зубами и прочей кофейно-сигаретной атрибутикой. Из-за пассивного отношения к таким шаблонам можно запросто превратиться в непробиваемого циника.
Палки-копалки
Diggles (в Германии - Wiggles) - местами весьма перпендикулярная игра, разрушающая некоторые стереотипы, годами взращиваемые классиками жанра и соответствующими произведениями. К примеру, если на секунду представить себе дварфа (dwarf), в воображении со стопроцентной вероятностью нарисуется коренастый мужичок с кучей волос на голове, до неприличия ворчливый и готовый полезть в драку по самому пустячному поводу, а вовсе не тупой садовый гномик в зеленой курточке и красном колпаке.
Тем не менее, взяв в качестве героев своего детища эту огородную утварь, Innonics попыталась создать некое подобие стратегии с элементами микроменеджмента, подмешав чуток скандинавской мифологии. Хорошенько вкуривая вместо завтрака, розовощекие бюргеры родили мирок, в котором карлики с удовольствием лопают жареные мухоморы, курят сигареты с ароматом хомяка, заправляют пищу гусеницами и плюют на все, что им говорят в нерабочее время.
Бога Одина, четвероногий друг которого сбежал от хозяина в подземелья под Мидгардом, мало волнуют эти мелочи. Его чудный песик Фенрис в одночасье превратился в здоровущую скотину, взял себе в подчинение тупоголовых троллей и засел где-то ближе к центру земного шара. Пообещав сделать всем гномам нормальные бороды вместо козлиных отростков, Один попросил короля дигглов спасти несчастное создание, собрав шесть колец поводка Фенриса и приструнив разбушевавшегося тузика.
Dwarves to powa
Не будучи дураком, король не двинулся с места, поручив выполнение нетривиальной задачи своим подчиненным. В распоряжение, таким образом, выдается не царственная особа, а пять-шесть карликов-самодуров, требующих, помимо производственных обязанностей, еды, сна, отдыха и плотских развлечений.
Со временем выполнение супружеского долга принесет свои плоды, и число подопечных начнет расти. Рождаясь прямо в забое, повиснув на стене, мелкие уродцы полчаса будут ползать по подземельям, тупо хлопая глазами и гугукая, а повзрослев, обзаведутся потребностями, аналогичными родительским.
Днем работать, ночью спать. Или наоборот. Трудиться час, дрыхнуть двадцать. Или опять наоборот. Каждому подопечному можно установить тот график, которого он заслуживает. В то же время никто не мешает разбудить его в любой момент и отослать на рудники, либо оторвать от еды и привлечь к разведению тараканов на ближайшей ферме.
Все карлики имеют целый букет параметров - четыре основных (здоровье, сытость, работоспособность и настроение) и кучку второстепенных, отвечающих за определенные качества. За первыми надо периодически следить, а остальные будут расти сами собой, по мере их использования. К примеру, пинки попадающихся врагов ногами повышают уровень кунг-фу, отстрел узурпаторов из рогатки совершенствует стрельбу, и так далее. Самые любознательные могут почитать книжки по соответствующим специальностям, любезно упакованные в попадающиеся местами бочки.
В общей сложности около двух десятков характеристик, часть из которых появляется со временем и далеко не у всех. В основном их величина важна для изобретения новых технологий, на повседневной работе сказываясь не столь заметно. Главное - не перебарщивать с режимом, и сытые карлы спляшут вам джигу.
Что нам стоит
Состоящее поначалу из единственной палатки и одинокого костерка, место обитания гномов потихоньку разрастается до размеров мегаполиса. Появляются кузницы, мельницы, пивоварни, фермы, электричество и еще целый п(а)учок архитектурных чудес. Через некоторое время всякий уважающий себя шахтер отказывается спать на открытом воздухе, обычная пища перестает удовлетворять вкусам гурмана, а надгробный памятник в назидание потомкам становится обязательным предметом быта. К счастью, жесткой зависимости жителей от излишеств цивилизации не наблюдается. Даже потребление хомячьего пива совершенно опционально - все болезни и недовольства вылечит здоровый сон и вкусный мухомор.
Любое здание в случае миграции с легкостью запихивается в маленький ящичек и водружается на новом месте. Необходимость отстраивать базу и развиваться с нуля мгновенно отмирает - все объекты, вплоть до самой завалящей лестницы, мобильны. Добавим к этому стопроцентную автономность гномов на случай отсутствия желания управлять каждым в отдельности, и сосредоточимся на копании дырок в земле. Бурить придется много.
Собственно, вся игра построена на регулярном сверлении тверди (почему-то только вверх, вниз и в стороны под прямым углом) и поиске ключевых точек с квестами вида "пойди-туда-и-принеси-мне-кусок-гриба/жука/чего-то-еще". Продвижение вглубь периодически открывает пещеры и кем-то уже прорытые ходы. В таких местах частенько валяются бесхозные бочки с предметами быта и книжками, бродят иногородние вперемешку с враждебной фауной и накапливается ресурс.
Что интересно, к ресурсам здесь относятся не только мухоморы, хомяки и гусеницы. Для успешного развития необходимы также уголь, камень, железо, золото и ножки от поганок, заменяющие дерево. Собирается все это добро по мере надобности или по указке игрока. Правда, в последнем случае возникает слишком много мороки по отлову работников и персональному распределению обязанностей, отчасти из-за отсутствия регулировки скорости игры. Ограничившись же установкой графика работы, можно изрядно утомиться от созерцания спящих и прыгающих на скакалках тунеядцев.
40 frames
Практически идеальное развлечение для исследователей, с минимальной военной частью, конечным числом юнитов, великолепно организованным менеджментом и приятным юмором сдало по части технической реализации. Провалилось с позором, словно нерадивое дитя в канализацию.
Насыщенный мир Diggles просто обязан обладать своей собственной звуковой атмосферой, существующей едва ли не отдельно от всего остального. Но, увы, этого нет и в помине. Потрясающая скудость озвучки, ко всему прочему частенько не совпадающей с действиями, кошмарные голоса персонажей и провальные попытки выражения эмоций доморощенными актерами в совокупности убивают изрядную долю впечатления. Хочется верить, что локализованная версия в исполнении Snowball в этом отношении поднимет планку на солидную высоту.
Не менее жестоко подшутили наши немецкие друзья и над экстерьером. Не самые впечатляющие красоты и более чем скромные эффекты умудряются отображаться дискретно на любой машине, но отнюдь не потому, что Diggles разрабатывались в расчете на будущее; просто сам движок в принципе не способен крутить больше сорока кадров в секунду. Кому понадобилось такое ограничение?
В условиях установленных лимитов несчастные гномы постоянно изображают из себя паралитиков, скорее дергаясь, нежели двигаясь. Радостно попрыгал за хомяком Leon. В соседней пещере Alva раздувает костер. А вон Salomon стучит киркой по камню. Повсюду кипит жизнь, и десятки богато анимированных коротышек спешат показаться игроку во всей красе. Но бестолковый предел FPS сводит к нулю все усилия разработчиков, затраченные на оживление персонажей.
До кучи - практически бесполезное вращение камеры, открывающее третье измерение лишь наполовину. Чем больше "zoom", тем меньше "rotate" в стороны. А почему нельзя элементарно посмотреть вдоль коридора или плюнуть пробегающему гному прямо на колпак? Почему приходится ограничиваться скромными поворотами градусов на тридцать?
Обаяние - штука серьезная
И все-таки Diggles странным образом увлекают. Скучнейший, на первый взгляд, симулятор шахтера со временем превращается в весьма любопытное занятие. Неторопливое продвижение вглубь, редкие стычки с живностью, нескончаемое строительство и в меру головной боли - вот его отличительные признаки. Небольшая работа над ошибками, и благодарности народных масс не будет предела. Пока же остается лишь слегка напрягаться и накрывать закипающую ненависть к криворуким фрицам крышкой. Надеюсь, в последний раз...