- Главная/
- Игры/
- Ка-50 "Черная акула"/
- Рецензия
В вертолетном мире минимализм моден. Что в «гражданских» авиасимах, где обычно представлены лишь две-три винтокрылые машины, что в боевых. На фронтах Enemy Engaged геликоптеры сражаются попарно, а Apache Air Assault или «Вертолеты Вьетнама: UH-1» и вовсе посвящены одной модели. Как и «Ка-50 „Черная акула“», в которой не нашлось места даже для Ка-50Ш, не говоря уж о Ка-52 или Ка-50 Erdogan.
Мама, я летчика люблю
Подобный подход разработчики объясняют принципом «лучше меньше, да лучше». Ближе к реальности и детальнее. Правда, поначалу летная модель не кажется особо навороченной — так, на уровне Armed Assault. Это из-за того, что по умолчанию выставлен упрощенный, «игровой» режим: летай и стреляй, держа жертву в цепких лапах автоприцела.
Повышение сложности меняет все. В Eagle Dynamics невероятно подробно смоделировали всю механику и авионику одного из самых сложных в управлении вертолетов. До такой степени, что одно сочетание клавиш отвечает за тумблер, а другое — за его крышку! В системных требованиях нелишне было бы к джойстику добавить и принтер. Конечно, бумажная версия 350-страничного мануала нужна не каждому, но, потратив девять листов на список клавиатурных команд, вы здорово облегчите себе жизнь на первых порах. Инструктор в обучении спешит и выдает огромное количество информации, не оставляя времени на ее переваривание. Между тем, только для того, чтобы пройти мини-игру «Запусти вертолет», необходимо совершить порядка семидесяти различных действий. Хотя можно воспользоваться «легализованным» читом, проделывающим эти операции самостоятельно.
К счастью, необязательно запоминать сотни комбинаций. Благодаря интерактивной кабине вы скоро заучите расположение основных переключателей и, вероятно, будете щелкать по ним мышью. Всего на полноценное освоение авиасима уходит около двух недель. Да, профессиональным пилотом вы не станете, и за штурвал армейской «Черной акулы» вас не пустят, но РЛЭ1 усвоите в совершенстве.
Наставления для летчиков пригодятся и в воздухе. Полет проходит в приятных сердцу фаната хлопотах. Надо постоянно следить за приборами, улавливать колебания машины и не забывать о триммировании2. Превышение скорости чревато перехлестыванием винтов, погодные условия и ландшафт местности существенно влияют на характеристики вертушки. Долететь до района боевых действий помогает удобная система навигации АБРИС, а выжечь там все живое — комплексы «Шквал» и «Вихрь». После штурмовика Су-25Т они видоизменились, заметно приблизившись в боевом применении к реальным аналогам.
«Теперь здесь пасутся моджахеды Ибрагима»
Коротенькая кампания из тринадцати миссий призвана раскрыть особенности симулятора. Тут и тяжелые полетные условия, и ночной пилотаж, и работа с внешним целеуказанием. Жаль, что история гипотетического конфликта выглядит натянуто. Что подвигло Грузию и Турцию вступить в войну на стороне бандитов? За что сражается влиятельный полевой командир Ибрагим и почему он так силен? Какая, в конце концов, у него фамилия?
При этом кампания Georgian Oil War из англоязычного релиза, доступная для скачивания с сайта разработчиков, такими «провалами в памяти» не страдает. Кроме того, она длиннее практически на порядок и привязана к реальным событиям в Южной Осетии. Кстати, время прохождения сюжетной линии — величина непостоянная. Нерадивого пилота, загубившего миссию несколько раз подряд, заставят все повторить. Трудно сказать, способствует ли «день сурка» пресловутой реалистичности, но то, что делает игру сложнее — факт.
Давние поклонники симулятора знают — первоначально он создавался как аддон к «Горячим скалам». Однако после прекращения сотрудничества Ubisoft и Eagle Dynamics «Ка-50» вышел под новым брендом Digital Combat Series. Смена вывески не должна вводить в заблуждение — внешне это по-прежнему Lock On. То же регулярное демонстрирование рабочего стола при загрузке миссий, тот же игровой интерфейс. На угловатых горах лежат фототекстуры, которые неплохо смотрятся с реактивных высот, но пугают при взгляде из стелящегося по земле вертолета. За взрывами лучше наблюдать на черно-белом экране теленаведения — там они хотя бы правдоподобны. Порадовать в состоянии разве что детализация «Акулы» и некоторых других машин. Окружающий мир тщательной проработки лишен. Катапультировавшийся пилот остается под контролем игрока и волен идти куда глаза глядят. А вот боевики, ведущие бой с наземными частями, не дрогнут и под самым шквальным огнем.
Разрыв с французами сильнее всего сказался на мультиплеере. Он стал однообразнее, ведь теперь нельзя по старому рецепту «добрать» технику из предыдущих игр. В результате пилоты обеих коалиций воюют исключительно за штурвалами «Камова». У «синих», видимо, трофейные вертолеты. Впрочем, все равно на большинстве серверов можно летать лишь на «красной», российской стороне.
* * *
Продукты Eagle Dynamics постепенно превращаются в полноценные тренажеры. Только стоит помнить, что реалистичность — не единственный критерий качества для игровых симуляторов. Внешняя привлекательность и разнообразие еще никому не шли во вред.
1руководство летной эксплуатации
2управление триммером; в настоящих вертолетах снимает нагрузку с ручки управления, в игре позволяет не отклонять джойстик при прямолинейном полете.