Светлая тема

Рецензия на игру Diplomacy (1999)

Если говорить о судьбе настольных игр, однажды переведенных разработчиками на PC, то она не очень-то и завидна. Шахматы, реверси и прочие классические настолки в расчет брать не будем - интеллект компьютера в них сейчас достиг очень мощного уровня. Гораздо проще взять за основу всякие экономические стратегии и воргеймы с огромными картонными полями, кубиками, карточками и прочими прелестными вещами, которые всегда вызывали у меня просто суеверный трепет. Да, они надоедали после месяца-другого игры с друзьями и в одиночку, приходилось придумывать новые правила, чтобы хоть как-то исправить общую, как правило, довольно скучноватую картину (охотно верю, что западные игрушки таким недостатком не страдали и не страдают). Да, карточки стирались, фишки терялись, и в результате здоровенная коробка занимала свое место на антресолях или навсегда уезжала на дачу в качестве исторического экспоната. Но ведь ни в каком компьютерном аналоге нельзя было пошелестеть этими разноцветными бумажками, договориться за спиной соперника с союзником, наконец, хотя бы по-человечески кинуть кубики. Да что тут говорить, сейчас вообще наблюдается более-менее массовый исход игроков обратно к настольным вариантам, равно как из села в город когда-то в нашей истории. Кстати, последний фактор (кубики) - настоящий бич PC-игр. Для примера могу упомянуть нарды, на турнирах по которым я регулярно убиваю все ночи выходных (а вы думали, ваш покорный слуга методично проходит Redguard?). Они тоже являются классическими, но из-за постоянных багов и глюков с сумасшедшим генератором чисел попасть в элитный эшелон никак не могут. Кто-нибудь вообще в состоянии сделать эту важную часть нормально функционирующей?

«Какая же муха тебя укусила, дорогой автор? С какого такого горя взялся ты за рецензию на Diplomacy, явно не претендующую на твою благосклонность?» - спросите вы. Постойте, постойте, почему же прите... прети... тьфу, недостойную моего внимания? Уважаемый читатель наверняка не читал навеянное летним «отдыхом» превью одноименной игры и не проникся той душевной ноткой, что сквозит в каждой его строчке. А эта рецензия - прямое следствие непреодолимого желания увидеть обещанный компьютерный AI, который в этой игре или должен был проявить себя с самой лучшей стороны, или не проявить вообще...

На пороге века

Коробку с настоящей, настольной «Дипломатией» мне так никто и не прислал, тщетно я бегал ежедневно на почту. Зато пару раз забирал забытые кем-то денежные переводы, да еще к тому же прилично пообщался с английскими фанатами игры (не на почте, конечно, а в Интернете). Сотворенная светлейшими умами Avalon Hill, Diplomacy обрела в Сети новую силу, получив несколько лишних десятков тысяч поклонников и сотен сайтов, по большей части повторяющих друг друга. До выхода виртуального варианта народ пытался улучшить правила, даже создать какое-то подобие PBEM и рейтинговой системы. Hasbro лишь помогла им в этих начинаниях, пообещав, правда, выпустить игру в сентябре. Ничего, удел геймера - постоянное ожидание.

Суть сводится к следующей любопытной ситуации. Начало XX века. Семь крупнейших европейских держав (Россия, Германия, Австро-Венгрия, Турция, Англия, Франция и Италия) пытаются урвать друг у друга лакомый кусочек территории, при этом постоянно уверяя всех в своих мирных намерениях, всеобщей дружбе, любви и братстве. Так оно, наверное, и было, вся эта закулисная борьба сейчас неоднократно описывается в исторических романах. Однако исторически достоверной игра будет лишь в случае выбора фиксированного, образно говоря, сценария, где участники, их роли и связи уже заранее установлены дяденькой разработчиком. Общая же кампания являет собой абсолютно хаотичную вариацию на тему «Как могло быть, если бы...». Тем более что перед началом игрок волен изменить практически все стартовые параметры: уровень противников, время на обдумывание фаз игры, даже редактор специальный прилагается. На первых порах советую играть со слабыми соперниками, ибо даже очень маленький и простой туториал объяснить все нюансы не в состоянии.

Вершитель судеб

Мне пришлось облазить его два раза, и все равно я никак не мог понять, по какому же принципу здесь происходят сражения. Концепция элементарна: у каждой державы имеется некоторое количество территорий и так называемых supply-центров (как и обещалось, Россия, в противовес всем остальным, имеет четыре таких центра, а не три). С их помощью создаются новые войска. Если число центров больше числа ваших “юнитов”, можно создать дополнительных; если меньше - надо распустить. Существуют также “пустые” территории, которые ничем притягательным для игрока не обладают, и нейтральные центры. Смысл, как уже можно уяснить, в захвате их наибольшего количества.

«Юниты» (ну не знаю я, как их еще назвать!) - элементы особые. У них нет никаких параметров. То есть вообще. Ни силы атаки, ни силы защиты, ничего. И за один ход они могут передвинуться на одну территорию. Все это вызвало мое неподдельное недоумение. Извращенный RTS’ами мозг отказывался воспринимать такой примитивизм. Единственное уточнение - войска делятся на сухопутные армии и флот. Последний, что очень важно, передвигается исключительно по голубой территории, символизирующей воду. Ярко выраженного приоритета нет; держава, полностью потерявшая сухопутные армии, в состоянии прокормиться хотя бы двумя эскадрами. Непосредственно же боевые действия протекают по принципу «ты - мне, я - тебе». Иными словами, одна армия всегда равна по силе другой армии, флот - другому флоту и так далее. Таким образом, можно очень долго шпынять друг друга бессмысленными вылазками без всяких существенных изменений. К примеру, Австро-Венгрия, если предварительно не договорится с Турцией или Францией, практически не в состоянии выселить итальянцев с их территории, ибо подвести несколько своих армий для решающего удара не получится - места мало, да и границы обнажать нельзя. Если же операция все-таки удалась, слабейший будет вынужден отступить на другую территорию, а при отсутствии таковой - самоликвидироваться. Разумеется, не надо забывать о беспрестанно тикающем времени на обдумывание своего хода и запоминание позиции. Но вообще... игра не называлась бы Дипломатией, будь в ней все так легко...

Ты меня уважаешь?

Необходимо упомянуть, что вся игра делится на годы, которые, в свою очередь, распадаются на полугодия. Осуществлению передвижения войск предшествует дипломатическая фаза, в которой мы в течение определенного времени можем связаться с представителем каждой державы и предложить ему определенные условия. Их много, но основные заключаются в военной поддержке, воздержанию от агрессии на какой-то территории, отводе войск и многом другом. Главное-то совсем в другом - в поведении компьютера. Подобной умственной работы «железяки» я еще не встречал. Мало того, что игра каждый раз открывает перед нами белый лист исторической книги - сегодня турки дружат с Россией, а завтра только и мечтают забрать Севастополь, - так ведь и AI ведет себя почти как человек. Требует, угрожает, шантажирует, подслушивает и, что самое неприятно, обманывает. Может наобещать с три короба, и уже через минуту в другой комнате шушукаться с нашими злейшими врагами. Иуда, так его. Комбинаций - просто море. Если еще и установить минут 5 на обдумывание, то дипломатические переговоры превращаются в гонку вооружений. Честное слово, по глубине ничем не уступает шахматам. Времени обращаться к карте нет, приходится запоминать по памяти, а планы на один ход вперед заранее провальны. На высшем уровне сложности компьютер планирует ходов на 7-10, закручивая такие комбинации, что в самом конце, потеряв уже все, долго пытаешься понять, как за пять лет можно было нажить себе столько врагов... Вот если бы все разработчики создавали такие дипломатические системы. Но они пока только обещают... А может, и правда, слишком сложно сделать всё вместе. Здесь вот акцентировались только на конкретной области и получили блестящий результат.

Конечно, сравнивать компьютер с человеком неуместно. Есть много моментов, где с живым союзником можно провернуть гораздо более интересную операцию, в то время как «виртуал» ее бы просто не переварил. Допустим, комп совершенно не понимает, что такое очередность предложений. То есть хоть ты тресни, но если отклонишь его требование, он тебе тоже ничего не пообещает. Можно обмануть, конечно, но последующая реакция будет ужасной... Приятно, что сами создатели осознают это несовершенство, отчего и сделали практически все мыслимые режимы мультиплеера. Особо следует выделить hot-seat и PBEM. Мне удалось отыграть пару десятков ходов с новоприобретенными друзьями-фанатами... Колоссальный выброс адреналина! RTS отдыхают, правда-правда. Куда им до такой глубины стратегической мысли...

Сквозь пальцы

В принципе, больше сюда добавлять ничего и не надо. Но, как дань моде, разработчики сделали простенькую фоновую музычку и коротенькие исторические хроники между годами. В качестве познавательного оформления, наверное.

Да, один недочет все-таки откопался. По непонятным причинам через несколько ходов после начала игра начинает безбожно тормозить. Точнее, не тормозить (там же требовать от системы нечего!), а вяло реагировать на наши действия. Приходится по несколько раз щелкать мышкой, что зачастую приводит к потере важных секунд и невозможности договориться с оппонентами. Они ждать не любят, уходят сразу, как только обдумают все свои грязные делишки, и потом их уже не дозовешься. Вероятно, это какой-то недавно вылупившийся или недоловленный баг. Быть может, местного масштаба, возникший только у меня. Сомневаюсь, что последует патч, а постоянно выходить из игры, мягко говоря, неудобно. Но пережить можно.

Резюме

Удачнейшая разработка, с глубокой и продуманной начинкой. Яркий пример того, как из простого можно сделать увлекательную, затягивающую игру, почти постоянно заставляющую надолго задумываться в позе «Мыслителя» (поклон в сторону Родена). Очень хотелось поставить «Наш выбор», но, немного подумав, я отказался от этого варианта возвеличивания. Diplomacy будет известна в узком кругу, большими тиражами не разойдется и, дай Боже, замкнет сотню лучших в чарте продаж. Это игра для людей с повышенными умственными способностями, любящими провести время в разрешении хороших головоломок. Сдается мне, шахматы надолго уйдут из их жизни. А вы просто купите игру и... поставьте «Свой выбор».