Светлая тема

Рецензия на игру Менеджер футбольной команды

Ох уж мне эти менеджеры и их разработчики. Видят где-то в вышине Луну, олицетворяемую Championship Manager, и мечтают лишь о том, чтобы достать ее с неба. Не буду даже перечислять все жалкие попытки дотянуться до тех высот, что занимает творение братьев Колье, хотя среди дерзавших были и весьма уважаемые. Видимо, не судьба пока даже самым богатым компаниям по популярности, а главное, по качеству, сравняться с серией CM. Тем не менее, все новые и новые герои бросаются на заведомо неприступные стены. Настал черед Director of Football от Empire Interactive.

Менеджер чемпионата футбольному директору не товарищ?..

Только начав играть, не разобравшись еще во всех тонкостях игры, сразу понял - DoF лидеру жанра в исполнении Sports Interactive не конкурент. Даже не понял, а внутренний голос подсказал. На роль соперника больше подходит, пожалуй, недавно вышедший F.A. Premier League Manager 2002. Менеджер, так сказать, второго эшелона. Ощущение, подсказанное внутренним голосом, было вызвано прежде всего оформлением. Нет, все очень симпатично - разные красивые иконки, фигурки, таблички цветастые... Но как-то слишком несерьезно. Такое впечатление, что весь этот кричащий дизайн пытается от чего-то отвлечь. Например, от истинной сути игры. Ее глубины и ширины…

При первом знакомстве Director of Football попытался обрушиться на меня всевозможными нововведениями, доселе в футбольных менеджерах не встречавшимися. Взять хотя бы фотографию, предлагаемую для создания собственного персонажа, которая, по замыслу разработчиков, необходима для полноценной игры в симулятор деятельности футбольного тренера. Увы, среди представленных фотокарточек интерес вызывают разве что красивые девушки.

Другой новинкой является тактический экран с расстановкой игроков на матч. Поначалу он неприятно поразил тактикой, выбранной "по умолчанию" для "Ливерпуля" (всего в игре 8 чемпионатов - большая пятерка и несколько сочувствующих, куда Россия, естественно, не входит). Нечто оборонительное, с пятью защитниками (четыре в линию и либеро позади), тремя хавами и двумя нападающими. Лично я уже привык, что создатели менеджеров, в меру своей осведомленности, пытаются снабдить каждую команду присущей ей (или хотя бы всему чемпионату конкретной страны) расстановкой игроков. Но DoF решил пойти своим путем, предлагая начинающим первую тактику из своего стандартного набора.

Взявшись расставлять футболистов в соответствии со своим планом, я наткнулся на очень приятную неожиданность. Действительно, реальное улучшение. Для каждого отдельного игрока можно определить зону действия на площадке. Вот, к примеру, фланговый полузащитник - выделяем его и видим очерченный вокруг фигурки квадрат. От иконки игрока отходят две линии - вверх и вниз. Это направления его атаки/обороны. Вектор перемещения ограничен как раз указанным светящимся четырехугольником. Если вы считаете, что такому сильному игроку негоже всего лишь закрывать бровку, надо бы и в обороне помогать центральным защитникам, - нет ничего проще. Расширьте зону его деятельности до пределов своей штрафной площади и продлите конец линии, отвечающей за перемещение в обороне, до, допустим, середины штрафной.

К тому же, каждому игроку можно дать индивидуальную установку на игру. Помимо довольно удачных команд (которые почему-то отсутствуют в CM, но встречались мне в менеджерах других видов спорта) типа "как поступать с мячом", есть и пункт, касающийся поведения на поле в рамках этой самой зоны влияния. Никогда не покидать отведенной зоны, изредка выходить за ее пределы… По сути, свободный художник. Правда, я не обнаружил возможности выбора плеймейкера - игрока, который бы держал в руках нити всей игры…

Серьезный симулятор наклевывается, не так ли? Но именно интерфейс и губит DoF. Пытаясь выглядеть максимально удобно, он достигает совершенно обратного результата. В первый раз я даже заблудился в каких-то таблицах, заплутал среди турнирных таблиц и результатов последних квалификационных игр Лиги Чемпионов, потерял возможность расставлять игроков… Как выяснилось, все из-за одной маленькой кнопочки.

А эта идиотская манера решать, что нам важнее знать в том или ином вопросе? Допустим, захотели мы взглянуть на параметры своих игроков, дабы определиться с составом, запасными, ближайшим резервом. Начинаем, например, с защитников. Оказывается, информация по ним доступна только такого рода: отбор мяча, выбор позиции, игра головой и несколько других, почти сугубо "оборонительных" характеристик. Полузащитники? С параметрами, лишь немного пересекающимися с защитниками. С нападающими - та же история. А вдруг мне интересно, как защитник умеет обводить? Вдруг он у меня будет в нападении бегать, как Роберто Карлос в мадридском Реале? Видимо, не подумали.

Аналогичная ситуация наблюдается с трансферами игроков. Search-система сделана людьми определенно криворукими. Поиска по фамилии нет, по клубу - тоже. В параметрах - только место, на которое нужно найти игрока, приемлемая цена и общий скилл. Более того, тех игроков, что я нашел, купить нельзя. Почему? Без понятия. Кнопки "купить" нет и в помине. Вместо нее какая-то сложная система с увеличением трансферной стоимости игроку чужой команды… Единственное логичное объяснение этому произволу - трансферная система перенастроена на новый лад, в соответствии с правилами, введения которых добился Евросоюз. Но тогда, позвольте, зачем указывается трансферная сумма? Сплошной туман.

Кстати, насчет клубов, не входящих в чемпионаты, представленные в игре. Их составы оставляют желать, мягко говоря, лучшего. В московском Локомотиве состав - прошлогодний. Нет молодого дарования Измайлова, югослава Обрадовича и чернокожего защитника Лекхето. Да что там говорить - в МЮ до сих пор сверкает лысиной Яп Стам. Вот что я называю оперативностью по составлению ростеров. А кто-то еще NHL 2002 ругает…

Пока нет

Не спасает DoF и та часть, которая отвечает за отображение матча. Вроде бы опять запахло свежим кислородом - непосредственно перед началом игры можно морально завести своих ребят. Скажем, пообещать некоторую сумму денег за победу (или оштрафовать за поражение) или гарантировать несколько дней отдыха в случае благоприятного исхода противостояния. Но то, как представили нам матч господа разработчики… Разумеется, у них не было под рукой движка от какой-нибудь мохнатой FIFA, чем могут похвастаться создатели менеджера EA Sports. Поэтому на поле разыгрывается сцена, которая уместнее всего выглядела бы на клочке бумажки, измалеванном ручонками ребенка лет пяти. Какие-то убого нарисованные фигурки носятся по полю, гоняя мяч; при этом понять суть происходящего совершенно нереально. Зачем я настраивал игру опорных полузащитников, выверяя их шаги до последнего миллиметра, когда уразуметь, чем они занимаются на поле и каков их вклад в победу команды, никоим образом нельзя? При всем этом матч занимает всего несколько минут, и за это же время подсчитываются тактико-технические действия игроков. Скажите, какую пользу приносит знание того, что за весь матч один полузащитник сделал три касания, а другой пять? Эти цифры следует умножать на десять и пытаться получить примерный результат? Или?..

Жаль

Есть и еще одна остроумная деталь в игре. За успешную тренерскую деятельность (учитывается продвижение по трем направлениям: результаты команды, изменение финансовой базы, а также качественное улучшение состава) выдаются медали, которые потом будут учитываться при внезапном изъявлении вами желания сменить клуб. Захотели в Аякс? А ну-ка представьте все свои награды. Есть еще? Тогда, быть может, сразу в Реал? Таких находок в Director of Football немало. Но все они - ничто из-за общей сумбурности игровой концепции. Увы, засчитываем поражение.