- Главная/
- Игры/
- Disciples 2: Канун Рагнарека/
- Рецензия
Тяжело нынче живется среднестатистическим клонам. Критика обвиняет их в плагиате, отсутствии стиля, вторичном сюжете, блеклой по сравнению с оригиналом графике, - иначе говоря, в самом факте существования. И, будем откровенны, в большинстве случаев правильно делает.
Утки летят
Disciples - клон знатных кровей и на редкость элементарного изготовления. Возьмите Heroes of Might & Magic 3 с ее героями, артефактами и заклинаниями, оставьте четыре расы, подрежьте крону дерева апгрейдов, сократите в 3-5 раз площадь карт, введите запрет на перемещения юнитов во время битвы и уделите основательное внимание интерфейсу. Результатом подобных стараний окажется в должной степени милая, приятная и вызывающая привыкание игра; только погружает она вовсе не в фэнтезийный мир, а в сотрясающуюся от воплей песочницу детсада "Березка".
Скриншоты104
С выходом Disciples 2 ситуация, увы, ничуть не изменилась. Только двухлетний труд художников позволяет избежать мысли, будто нам пытаются сбыть очередную gold-версию. Кривой, аляповатый, но все же прогрессивный hi-color сменил 256-цветные пейзажи палитры "коричневое гуано", программисты в кои-то веки оседлали режим 800х600, ландшафт обогатился фоновой анимацией, а персонажи обзавелись портретами такого качества, что их хоть сейчас - в рамку да на стену. От души пиная программистов за архаичные тени "в сеточку", сдержанно потреплем затылки аниматоров, чьи рябь на озерной глади, горные водопады и стаи перелетных уток оказались более чем конкурентоспособными.
Согнать кислое выражение лица, возникающее во время знакомства с кособоким интерфейсом, могут исключительно батальные сцены, не уступающие по яркости рекламным роликам Skittles. Отъевшиеся на витаминах герои первой части подросли, развернулись в полноценную изометрию, научились ослепительной красочности ударам и вызубрили дьявольски глазоубойные спеллы. Разработчики ряда популярных JRPG могут начинать краснеть от стыда - у канадской Strategy First титры-и-спецэффекты вышли не хуже, а порой даже лучше иных японских образчиков жанра.
К несчастью, массаж глазных яблок - не первая потребность стратегомана, ему подавай хороший концепт и то, что на Западе кличут "gameplay mechanics". Вот с ним и вышел прокол. За разноцветным фасадом боевого режима скрывается козья морда прежних Disciples. Интерес к происходящему на экране сохраняется полчаса/час, после чего на игрока снисходит дикая тоска. Двигать фигурки по пересеченной местности еще можно, но манипуляции мышью уже не приносят радости. Поле для тактических маневров, как и два года назад, отсутствует. Персонажи намертво приколочены к пейзажу, в первый ряд надлежит ставить любителей ближнего боя, за широкими спинами которых прячутся лучники и всевозможная магическая шушера. Вместо отсутствующих боевых чар нам предлагают активно пользоваться свитками унд артефактами, преимущественно одноразовыми. А местные враги, надо заметить, к альтруизму и филантропии не склонны - бьют со всей дури, заразы. Таким образом, единственный путь к победе состоит в прокачке статистики партии непосредственно перед битвой при помощи глобальных спеллов типа strength, celerity и всевозможных wards от стихий. Очумевшие от собственной крутости фэнтопузики бодро кидаются в сечу и... погибают, стоит лишь вам забыть про очередность ходов противника. Вот, собственно, и вся тактика. Если кому-то удастся обнаружить в Disciples 2 нечто сверхновое, убедительно просим делиться находками по прежнему адресу.
На выгуле
Камерность проекта сыграла злую шутку не только с боевым режимом. Неудивительно, если вдруг окажется, что вся кампания Disciples 2 прекрасно умещается на одной XL-карте HoMM 3: настолько мало здесь бонусов, сюрпризов и точек приложения сил героев. Столиц по-прежнему четыре - по одной на каждую расу; в них возводятся здания, изучается магия и живет до неприличия сильный юнит-хранитель. Разбросанные по карте города так и остались низведенными до ранга "пит-стопов", куда партии захаживают подлечиться, воскреснуть и взять пару-тройку свежих рекрутов. И прежде не блиставший сообразительностью AI напрочь отказывается бузить на уровне… "Hard". Тихонько посапывая, он перекладывает песок из одного пластикового ведерка в другое.
Скучают все, даже юниты, волей дизайнеров получившие шанс апгрейдиться в третий, четвертый и пятый раз. Ничего хорошего, кроме дополнительной головной боли, игрок от подобных щедрот не получает - в сериале Disciples существует традиция запрещать все альтернативные пути развития героя, кроме одного-единственного. Вам хочется превратить своего wyvern в краснорожего dreadwyrm, а не поднадоевшего dracolich? Избавиться, наконец, от бесполезного elementalist? Извольте дождаться следующей миссии, куда, кстати, позволяют перенести любимчиков из числа героев и артефактов.
Впрочем, число одновременно действующих героев здесь редко переваливает за 4-5 штук (включая шпионов и летунов, захватывающих ресурсы путем инсталляции неких жезлов). Вопрос развития второй и последующих партий встает в Disciples 2 необычайно остро: "бесхозные" монстры не плодятся, а правители нейтральных городов молча ждут, пока их захватят, вместо того чтобы уподобиться коллегам из AoW и сколотить пару-другую отрядов самообороны. Единственный шанс повысить уровень членов партии - затащить их на тренировку в спортзал, где можно конвертировать золото в experience, пока не надоест. Разумеется, у дороги, и уж тем более на первой попавшейся карте такое здание найти весьма проблематично - в песочнице тоже следует поддерживать баланс.
Поднимите им веки
Казалось бы, у Disciples 2 есть все, что положено иметь любому клону HoMM - герои с персональной статистикой, артефакты и (внимание, новинка!) "кукла" для их надевания, пять видов ресурсов, строительство в городах и мощные заклинания. Но не впечатляет. Изюма нет, остался лишь заплесневелый урюк. Там, где Age of Wonders или "Демиурги" начинают приоткрывать свое второе дно, Disciples 2 устраивает демонстрацию приемов, отработанных еще Дж. ван Канегемом пятилетку назад. Миссии на потешно мизерных картах превращаются в гигантский калейдоскоп, картинки которого недолго способны услаждать взор. Ярко, эффектно, красочно? О да. Но, наблюдая в сотый раз, как спустившийся с небес ангел феерически разгоняет "туман войны" над квадратом размера 5х5, отчетливо понимаешь, что совладать с удушающей тоской не в состоянии даже он. Масштаб, вероятно, не тот.