Светлая тема

Рецензия на игру Disciples 3: Ренессанс

«Наверное, игра Disciples 3 не понравится людям, которые как бы совсем без мозгов»
Дмитрий Архипов, вице-президент компании «Акелла»

После выхода печально известных «Корсаров 3», большого пятна на репутации «Акеллы», прошло четыре года. И именно столько длилась разработка следующего крупного проекта компании — Disciples 3. Увы, издательство не изменило свою политику ни на йоту. Чтобы успеть к сезону предпраздничного ажиотажа, оно вновь выбросило на прилавки недоделку.

Фальстарт

В этот раз плевок в поклонников получился еще обиднее. Ведь «Корсары» — творение самой «Акеллы», тогда как с Disciples 3 она явилась в чужой монастырь. Пусть серия фэнтезийных стратегий и не обставила Heroes of Might and Magic, у ее готического стиля и лаконичной боевой системы есть тысячи преданных фанатов.

Многие из них сберегли нервы, поскольку просто не смогли запустить третью часть. Тех, кому повезло меньше, ждали сотни программных ошибок разного калибра. В первые дни Disciples 3 вылетала каждые десять минут, подолгу загружала «сейвы» и регулярно впадала в ступор. С экрана клочками пропадали текстуры, а музыка заедала и билась в припадках. Сильнее всего шокировала телепортация армий, порой заставлявшая повторять недельное путешествие сначала. Будто и не было закрытого бета-тестирования, в котором участвовали 350 наших читателей.

К чести студии .dat, отвечавшей за разработку, она достаточно быстро избавилась от самых внушительных проблем. После четырех патчей в Disciples 3 уже можно играть. Правда, мелких «багов» все равно навалом.

Красота не спасет

Единственное, в чем преуспели авторы, – графическое оформление. Мрачные пейзажи и угрюмые обитатели сразу дают понять, что этот мир пребывает в упадке. Картинкой легко залюбоваться, если, конечно, вы не против тусклой палитры и стилизации под аниме. И все же Disciples 3 – не набор открыток, а игра. Трудновато оценивать ситуацию и принимать решения, когда монитор залит десятками оттенков серого и коричневого, особенно «ночью».

Вдобавок, отобрав чью-то вотчину, вы по-прежнему меняете ее облик под себя. Если эльфы оккупируют земли демонов, то на месте вулканов вырастают осенние леса. Чем больше ваши владения, тем сложнее в них ориентироваться. В конце концов вся карта превращается в однотонное варево.

Иными словами, старания художников не пошли на пользу. Почему сотрудники .dat не отшлифовали интерфейс, а принялись лепить на него украшения? Готов поспорить, они и не слышали об эргономике. Однажды мне пришлось собирать с трупа злодея 250 зелий воскрешения, и я мучил мышку целых пять минут потому, что бездарный дизайнер не позаботился о кнопке «взять все» (откуда у рядового недруга такие богатства, лучше и не спрашивать). Никто не догадался сложить сотни бутылок в одну ячейку и указать в углу их число – куда проще тупо захламить весь инвентарь. Поиск предметов — невыносимая пытка, ведь «полоску прокрутки» позволено сдвигать лишь на одно деление. Подобные издевательства непростительны даже выдающимся играм.

Эпоха вырождения

К сожалению, назвать Disciples 3 интересной или хотя бы приличной стратегией нельзя — в ней почти нет строительства королевства, свойственного жанру. Вместо этого .dat смастерила псевдояпонскую RPG, эдакий хромой пошаговый клон «Легенды о рыцаре».

Номинально здесь есть вражеские города и герои, которые предпочитают оборону и неохотно переходят в наступление. Однако неприятель не действует осмысленно, он всецело подчинен скриптам: когда потребуется, его погонят вперед по кратчайшему пути (и не заикайтесь про «туман войны»!), а по дороге «подрисуют» приспешников, щедро отсыплют опыта и вручат артефакты.

Итог — избиение младенцев. Порой противник пробует отбить свою собственность или захватить чужую, но делает это невпопад, да и выгоды от нее не получает. Кстати, «столбить» ресурсы разрешено исключительно в специальных точках, зато расставлять «жезлы» умеют все. Удобнее? Да, только Disciples 3 утратила одну из характерных черт серии.

Прочие важные элементы тоже на грани вырождения. Например, раньше с разведкой и диверсиями блестяще справлялись воры, похожие на убийц и шпионов из серии Total War. В третьей части их лишили особого статуса – чтобы развить ключевые способности, лазутчики тренируются на гоблинах. Колдовство на глобальной карте деградировало. Уже на первых уровнях появляются мощные лечащие и атакующие чары — изучать более изощренные приемы нет смысла. Дипломатия исчезла полностью.

При этом сил .dat хватило всего на три из пяти рас, доступных в Disciples 2: Rise of the Elves: людскую Империю, эльфийский Альянс и Легионы демонов. Авторы слепо скопировали прежних юнитов и «деревья» улучшений, ничего к ним не добавив. Нежить и гномов можно встретить лишь на поле боя или в лагерях наемников (недвижимость вернется к «бомжам» в аддонах).

Последователи героев

Так как весь «стратегический геймплей» Disciples 3 – перебежки от одной засады к другой (и иногда до магазина), бои — то немногое, что развлекает игрока. Поклонники Disciples всегда превозносили оригинальность и лаконичность механики ее битв, однако… именно она и отправилась на свалку. По иронии судьбы, самобытность променяли на систему, подсмотренную у главного «идеологического соперника» – Heroes of Might and Magic 5. Войска свободно бегают по полю боя, разделенному на клетки. Очередность действий показывается с помощью ATB-панели. Есть и аналог «книги заклинаний», позволяющей беспрерывно жарить огненными шарами, если вы загодя запаслись рунами.

Отличия, напротив, минимальны. Упомянуть стоит разве что специальные клетки-«ноды». Встав на них, воины, стрелки или маги наносят удвоенные повреждения. На том и строится вся незамысловатая тактика. Правда, AI часто использует их опрометчиво, подставляя слабаков под удар.

Тем, кого не терзает ностальгия, эти реформы могли бы прийтись по вкусу, но внятную «боевку» .dat не потянула. Тщательно выверять состав армии в Disciples 3 незачем: раньше более «толстые» юниты занимали две ячейки, а теперь все равны. «Рукопашники» в несколько раз эффективнее колдунов или лучников. «Танки» быстро прорываются в тыл и вырезают дальнобойные отряды, что прежде было немыслимо. Остатки баланса рушатся, когда персонажи применяют «коронные» умения. Призывать элементалей или превращать недоброжелателей в хилых бесят можно каждый ход, преимущество игрока растет как снежный ком. За исключением редких «боссов», враги безобидны. Скукотища.

Бои даже чисто внешне уступают Disciples 2, сколь бы странно это ни звучало. Парализованная камера мешает толком рассмотреть мелкие фигурки, да и охватить огромную арену целиком она не способна, поэтому схватки разворачиваются в ее верхней половине. Графические эффекты бýхают совсем вяло, хотя и в Disciples 2, и в jRPG, столь любимых .dat, с пафосом все в порядке. Озвучка, впрочем, еще хуже. Уж лучше не записывать речь вообще, чем гробить атмосферу «голубыми» эльфами и демонами, страдающими от запора.

Апокалипсис сегодня

Слушать убогие реплики предстоит долго — в Disciples 3 нет отдельных сценариев, мультиплеера и редактора карт, однако в этом болоте можно увязнуть на пару недель. Кампания состоит из трех частей: за Империю, Легионы и Альянс. В сумме — два десятка очень однообразных миссий продолжительностью 2-3 часа каждая. Герой ездит по коридорам, очерченным лесами, горами и реками, раз за разом уничтожает недругов и покупает одни и те же апгрейды. Даже декорации меняются слабо – спасибо фирменному терраформингу.

«Прокачка» тоже не затягивает, хотя навыки увеличиваются по более навороченной схеме, нежели в Disciples 2. Первая ее составляющая напоминает Diablo – заработав уровень, нужно распределить баллы на силу, выносливость, интеллект, ловкость и сноровку. Вторую явно творили под впечатлением от Final Fantasy 10 – игрок постепенно открывает поле фишек, дающих различные бонусы. В теории такой подход рождает уйму разных персонажей, но на практике выбор между «+4 к защите от магии», «+1 к инициативе» и другими подобными подачками угнетает.

В общем, прохождение не стоит потраченного времени. Те, кто пропустил предыдущие игры серии, легко поймут суть сюжета… А иных достоинств у банальной истории Disciples 3 нет. Почти до самой развязки она топчется на месте, пока рыцари и остроухие бегают вокруг гостьи с упавшего метеорита, не понимая, зачем им это надо.

* * *

Точно так же никому не нужна и сама Disciples 3. По крайней мере, в ее нынешнем виде. Мечтать, что разработчики все исправят в дополнениях и оперативно выпустят редактор, дав зеленый свет любительскому творчеству, – значит верить в сказки. С «Корсарами 3» случилось чудо под названием «Город потерянных кораблей». Есть ли среди фанатов Disciples своя Seaward?