- Главная/
- Игры/
- Дайвер. В поисках Атлантиды/
- Рецензия
Пока существуют пространства, непригодные для нашего обитания, мы стремимся попасть туда с необъяснимым упорством рыбы, идущей на нерест. Говорят, уже недалеко то время, когда первые тургруппы, пугливо озираясь, начнут выбираться в открытый космос. У них появятся свои школы и сертификаты, а идейный потомок Жака Ива Кусто (Jacques-Yves Cousteau) изобретет для новых экстремалов некое подобие космического акваланга. Однако достойно отдохнуть можно и сегодня, стоит лишь взглянуть на бескрайние просторы мирового океана. Выход есть даже у самых осторожных путешественников, предпочитающих рисковать исключительно виртуальным здоровьем. Это «Дайвер. В поисках Атлантиды».
«Я не водолаз, я — дайвер!»
Энди МакМастерс — молодой энтузиаст подводной археологии. Правда, отец, видевший сына в семейном бизнесе, а не в удаленных водоемах, не разделял его увлечение. В итоге конфликт дошел до точки кипения, и непослушный отпрыск покинул дом, заодно лишившись наследства. Вместе с ним навстречу приключениям отправилась очаровательная Николь Сандерс, отношения с которой сценаристы пояснили трогательной фразой «Они полюбили друг друга и частенько варили глинтвейн темными зимними вечерами…».
Скриншоты293
Когда родительский гнев немного утих, были подняты старые связи, и за Энди стал приглядывать Стив Николс, его дядя. Прикованный к инвалидной коляске и вынужденный променять тропические широты на университетские коридоры, он не собирался бросать дело всей жизни — поиски Атлантиды. А что может быть лучше парочки фанатов, обожающих свое хобби?
Прежде чем окунуться с головой в морские авантюры, нужно пройти 3 учебных курса. Халявщики устремляются в аркадный режим, ценители реализма мучаются с декомпрессией и возятся с компенсатором плавучести в «симуляторе». Практические уроки подкреплены внушительной библиотекой с видеороликами, где наглядно показано снаряжение и приведены инструкции. Здесь же приткнулись сведения о живности, встречаемой в игре (естественно, о тысячах видов речи не идет, всего несколько десятков). Несмотря на это, авторы настоятельно рекомендуют учиться только в реальности: выданные нарисованные бумажки не имеют ничего общего с документами PADI или CMAS. Более того, лицензионный DVD содержит подарочный билет на занятие в одной из московских школ. «Дайвер» позиционируется как основательный симулятор (даже спасительные «сейвы» доступны строго на берегу) и выглядит соответственно, хотя азотного наркоза, притчи во языцех, в нем нет.
«Я не водолаз, я — дайвер!» — многозначительно заявляет Энди своему дядюшке. Гордость непонятна, ведь водолазами называют профессионалов, прошедших всеобъемлющее обучение, а во втором случае это зачастую обычный турист, продвигающийся поэтапно, причем каждый раз прослушивая очередные лекции.
Основное занятие — scuba-diving, т.е. плавание с использованием носимых баллонов со сжатым воздухом. Слово «акваланг» запатентовано, отсюда и сложная аббревиатура (SCUBA — self-contained underwater breathing apparatus). «Фридайвинга», т.е. погружений без снаряжения, не предусмотрено (что вполне разумно — какой смысл в виртуальной симуляции задержки дыхания?), поэтому дорога к славе и богатству пролегает через магазин. Волей-неволей придется приобрести минимальный комплект.
Цены отвечают действительности, вся амуниция лицензирована. По мере прохождения кампании появляются новые товары (тут тоже есть видео с продавцом, сыплющим ценными замечаниями и советами), но и первоначальный внос немаленький. В среднем на «полное вооружение» уходит примерно $1500 без учета дорожных расходов, если не пользоваться прокатом. В игре то же самое, и ближе к финалу будет и дико дорогой компрессор, и «костюмчик» за $1000, и прочая роскошь.
«Ты найдешь мне Атлантиду!»
Выход в свет знаменуется видом симпатичной географической карты мира, которую впоследствии усеют буи, обозначающие местоположение новых и пройденных миссий. Красные символизируют невыполненные этапы, желтые — завершенные, но с возможностью опять поживиться, зеленые — законченные и доступные для свободных посещений.
Сюрпризы поджидают уже на этой стадии. Над планетой движутся грозовые облачка с молниями, то бишь мощные шторма и грозы. Попадание судна в подобную область чревато стремительным крушением. Беда в том, что, если положиться на авось, пересекая Атлантику, то можно потерять корабль на ровном месте, а наблюдать за ним, медленно ползущим по карте, неинтересно. Кстати, сразу сигать за борт не следует. Желательно подождать дня (игровое время бежит быстро); смена времени суток реализована честно, и ночные заплывы проходят в кромешной тьме, где фонарик мало помогает.
Стартовая миссия забрасывает нас на затонувшую подлодку «Рубис»; там, стукаясь лбом о переборки и трубы и грязно ругаясь, мы высокохудожественно фотографируем ржавые отсеки ($200 за снимок) и добываем судовой журнал ($500). На обратном пути счастливого новичка встречают голодные акулы… Первое погружение на открытой воде без сопровождающих и кровавая схватка на десерт — горячее начало.
А дальше — пошло-поехало. Достать документы в районе кораблекрушения — нет проблем, заодно подберем диски, выпавшие из разбившегося самолета, и сфотографируем для одного из изданий редкую рыбину. Заматеревший Энди мотается почти по всей планете, выполняя поручения Стива, редакторов, миллионеров, военных и т. д. Добрый опекун странно заботится о племяннике, посылая его на Ямайку уничтожить акул, вырвавшихся на свободу из секретной лаборатории… Впрочем, исследование озера Лох-Несс, в котором, помимо легендарного чудовища, обитают жутковатые персонажи, — тоже то еще наслаждение. Последующая фотосессия с белыми акулами кажется детской прогулкой.
Изюминка любого задания — сопутствующие ему неожиданности и параллельные истории. Так, к тем же «great white sharks» прилагается обрыв цепи у клетки и драматичный подъем, полный эмоций и адреналина. Спустились заварить десяток дырок в газопроводе под Ла-Маншем — без стычки со злобными бандитами не уйдете. Не стоит забывать и о дополнительной добыче в виде всяческих сокровищ. Иначе говоря, отправляясь в путь, твердо помните, что обещанные трудности надо умножить минимум на два. А главное — никогда нельзя оставаться без оружия.
Чтобы не склеить ласты, приходится остервенело обороняться от членов организации «Айзен Кросс», преследующей свои темные цели. Нож, ружье и автомат — небольшой арсенал, но его хватает. Разработчики не отказали себе в удовольствии пошутить, сняв ролик с характерным субъектом в наколках, преподающим азы единоборств на соответствующем жаргоне. К счастью, враги обычно прибывают по одному, неторопливы, как улитки, и не могут похвастать особой меткостью. Зато прожорливые хищники доставляют немало хлопот, настойчиво убеждая послужить им вкусным обедом.
Самооборона допустима, однако кровожадные мечты об охоте лучше придушить в зародыше: забава справедливо считается браконьерством (девиз Национального парка Рас-Мухаммад на Красном море: «Не берите ничего с собой, пусть после вас останутся только пузырьки воздуха!»). Не дай бог принять мирную рыбку за агрессора и с перепугу схватиться за оружие. Лицензию и лодку сразу отберут, наступит game over.
Боевая подруга Николь постоянно пребывает на поверхности, снабжая героя полезными и не очень данными с помощью компьютера. Промежутки между поездками заполнены страшненькими комиксами, связывающими два десятка разнообразных эпизодов в единую историю. Финал, разворачивающийся в затопленном городе атлантов, впечатляет: так и тянет уехать на далекие острова, надеть ласты, маску и акваланг и тоже открыть что-нибудь этакое.
На безрыбье
«Дайвер» плыл от недр московской компании «БиАрт» до магазинных прилавков довольно долго. Альфа-версия была показана в сентябре 2005 года, а релиз ожидался той же осенью. И даже при такой задержке игра оказалась почти что единственным современным представителем своего поджанра. Ближайший родственник — Shark! Hunting the Great White шестилетней давности от SCS Software, да и тот посвящен истреблению подвернувшейся фауны. К слову, авторы Shark! недавно вспомнили о славном прошлом и выпустили приятный… скринсейвер OceanDive с интерактивными вкраплениями, лишь отдаленно напоминающими полноценную видеоигру. И уж тем паче нельзя называть прямым предком древнюю Deep Raider, чья героиня гораздо ближе к Ларе Крофт, нежели к хардкорным исследователям океанских глубин.
Выходит, сравнивать «Дайвера» не с чем и, соответственно, трудно к чему-либо всерьез придраться. Локации маловаты? Но никто еще не делал больше. Под водой нет музыки, только слышно наше дыхание и специфические звуки? А кто сказал, что она необходима? К тому же самые находчивые эстеты запустят Winamp и, к примеру, сорокаминутную композицию «En Attendant Cousteau» Жана Мишеля Жарра.
Подводный мир смотрится симпатично, хотя флора и фауна не слишком многообразны, да и наиболее насыщенные в этом смысле территории в кадр не попали. Отсутствуют многие популярные дайв-сайты, расположенные между тропиками Рака и Козерога, включая знаменитый Большой Барьерный риф. С другой стороны, концовка кампании прозрачно намекает на продолжение…
Любителей экшенов разочарует реалистичная медлительность. Поклонникам ураганных боев здесь нечем заняться, их утомят битвы, похожие на одно большое сло-мо. Заскучают и юные натуралисты, не дождавшиеся великолепия коралловых рифов, и матерые аквалангисты. В «Дайвер. В поисках Атлантиды» нет узкой специализации, игру нужно воспринимать в комплексе. И тогда все встает на места, образуя увлекательное и красочное путешествие.
* * *
Первый серьезный симулятор дайвинга запросто может остаться на плаву, да и потенциальная аудитория у него уже достаточно велика: сегодня на Земле около 20 миллионов сертифицированных дайверов, плюс неисчислимое множество желающих примкнуть к этой армии. За свежим антуражем видны ушки удачных проектов из смежных жанров (например, портовые бары словно перекочевали из Freelancer), но все они ловко вплетены в общую канву. Возможно, таким и должно быть погружение в мир, символизирующий дух свободы, странствий и открытий.