Многие наверняка уже заметили, что в индустрии развлечений вокруг войн вообще и боевых действий в частности сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, битвы в прямом и переносном смыслах, жестокость, насилие и кровь давным-давно прочно укоренились даже в самых мирных жанрах (вспомните, как мы давили поездами пассажирские автобусы конкурентов в Transport Tycoon). С другой - самый что ни на есть военный жанр, показывающий войну такой, какая она есть, без лишней романтики и слезливого сентиментализма, остаётся уделом небольшой группы фанатов. Правда, несмотря на все это, насквозь пропитанная духом стратегий Talonsoft продолжает пополнять свою серию воргеймов новыми экземплярами, с максимальной исторической достоверностью и условным реализмом демонстрирующих виртуальным воякам различные моменты того или иного известного конфликта.
Восток - дело тонкое…
Очередным объектом исторического военного разбирательства стали арабо-израильские войны. Продолжавшиеся всю вторую половину прошлого века, они сейчас, похоже, снова набирают силу, так что игра вполне может стать модным приложением к современной политической обстановке на Ближнем Востоке. Четыре кампании и двадцать пять сценариев Divided Ground, отражающих отдельные сражения войн 1948-го, 56-го, 67-го и 73-го годов запросто в состоянии превратить рядового игрока в неплохого военного эксперта-востоковеда.
Встроенный редактор позволит любителям вмешиваться в ход истории изменить карту любого сражения или создать свою, а то и целиком "настроить" под себя армию той или иной воюющей стороны. Прилагающийся к игре пухлый мануал на полсотни листов быстро поможет желающим разобраться в причинах взаимной нелюбви мусульман и евреев, а заодно ознакомит с привычно небогатым воргеймовым междумордием. Не забыта и подробнейшая энциклопедия доступного вооружения. В общем, все для блага и творческого развития.
Сам процесс игры со времён Battleground претерпел незначительные изменения. Кроме того, что спрайты теперь стали 16-битными, а углы гексов не такими режуще острыми, это всё тот же старый бэттлграундовский движок. Разве что добавилась анимация передвижения юнитов. С другой стороны, канула в лету ужасно тормозящая игру система разделения ходов на фазы: атаки, защиты, штурма, движения, артподготовки etc. Теперь она стала унифицированной, как и в большинстве современных TBS. Каждое подразделение тратит отведённое ему число AP на движение и стрельбу по собственному усмотрению, оставляя иногда лишние очки для возможности "прерывания" во время хода противника.
Миссии кампаний и сценариев представляют собой стандартные задания на захват или удержание позиций, отмеченных флажками, в течение определённого числа ходов. По окончании происходит подсчёт потерь, очков за удержанные позиции и общей эффективности ведения боевых действий, после чего можно с чистой совестью начинать отрабатывать следующий сценарий.
К сожалению, вместе с фазовой пошаговой системой игру покинули маленькие видео-вставки, сопровождающие стрельбу или штурм вражеских позиций, которые вносили дополнительный эффект присутствия. Хотя, возможно, оно и к лучшему. Меньше поводов размышлять, - нарезали разработчики "Войну и мир" на ролики честно или же всё-таки своровали российскую интеллектуальную собственность.
По полу тапки грохотали…
К чести художников и военных консультантов Talonsoft следует отметить, что вся техника отражена в игре очень подробно и достоверно. Конечно, идентифицировать какую-либо модель на глазок трудновато (особенно при ведении боевых действий в пелене дыма и пыли), но отличить советский танк от американского можно без проблем. С пехотой, правда, не наблюдается такого разнообразия, как с техникой, и игроку остается только догадываться, чем вооружен какой-нибудь SMG Platoon.
Впрочем, как израильские, так и арабские войска могут иметь на вооружении одну и ту же технику, а распознать их несложно по боевой раскраске. Форма израильтян желтовато-зелёная, арабов - зеленовато-жёлтая. Для тех, кто испытывает затруднения в различении этих цветов (особенно ночью, благодаря реализованной системе смены времени суток), заботливые авторы предусмотрели специальную кнопку, добавляющую каждому юниту подставку, расписанную под соответствующий флаг.
Кроме обычных средств передвижения и смертоубийства в Divided Ground применяются минные поля, бомбардировщики и инженерные войска. Авиация доступна в некоторых сценариях, вызывается по радио, прилетает и на бреющем полёте сбрасывает смертоносный груз в указанную точку в конце вражеского хода. Выглядит всё это весьма забавно и слегка ненатурально.
Мины заложены в мертвую землю пустыни предусмотрительными дизайнерами уровней и могут либо взорваться, либо быть извлечены оттуда сапёрами из инженерных войск (почему нельзя "засеивать" местность самостоятельно, не совсем понятно, видимо, разработчики так и не придумали, как это реализовать). Вдобавок инженеры умеют возводить простейшие фортификационные сооружения. Правда, дозволяется вооружить лопатами обычных автоматчиков и послать их рыть окопы, но времени это займёт существенно больше.
Умение сражаться
Эволюцию воргеймов можно прекрасно отследить по развитию AI, достигшего к сегодняшнему дню некоторого оптимального уровня. Применительно к Divided Ground это означает, что враг настойчиво и планомерно пытается вытеснить человекообразного оппонента с позиций, грамотно используя высоты и засады вдоль дорог. Иногда совершает интересные манёвры вроде обходов и охватов в комбинации с отвлечением огня на себя каким-нибудь отчаянно храбрым командиром. С другой стороны, компьютер никак не может побороть в себе изначально заложенную последовательность движения юнитов, в результате чего теряет лишние ходы и ведёт себя предельно предсказуемо. Например, предугадать, куда будут передвинуты танки, и произвести массовый упреждающий артобстрел и бомбёжку этой территории достаточно просто. Но, надо отдать противостоящему интеллекту должное, войска при этом продолжают маневрировать, и дважды посылать снаряды в одну и ту же воронку абсолютно бесполезно.
Вместо послесловия
Пока готовился этот материал, по телевизору передали новость об очередном теракте арабов в Иерусалиме. Израильские танки опять на территории Палестины, F-16 наносят удары по блокпостам, мусульмане готовят отпор и нового террориста-камикадзе. Военная машина закрутилась с новой силой. Если так пойдёт и дальше, возможно, совсем скоро у Divided Ground появится аддон. Пока же можно сказать, что у Talonsoft получился очередной, по традиции добротно сделанный, но самый обычный воргейм. Не совершивший революцию в жанре (чего от него никто и не требовал), но достойный занять своё место среди классики наравне с серией Battleground.