Когда в руки к игроку попадает что-нибудь вроде Dogfight: Battle for the Pacific, жизнь его резко осложняется. Что с этим делать? С одной стороны — заурядно и примитивно, с другой — в меру красиво и ненавязчиво. Требовать от типичной аркады повадок симулятора непростительно, поэтому будем просто играть.
Летать
Сразу стоит отметить, что самолет здесь не летает. Даже с аркадной точки зрения. Да, в Dogfight можно сделать вираж с креном 60 градусов и горку, но, думаю, не нужно объяснять, как выглядит воздушный бой с таким неджентльменским набором. К счастью, нам разрешили пользоваться РУДом, что вносит интригу в скудные пилотажные возможности.
Отсутствие информации о скорости полета и высоте, плюс попсовый «health bar» — неоспоримые доказательства аркадного свойства продукта. Я не пытаюсь обвинить его в смертных грехах симулятора, но компания, сделавшая четыре серии Search & Rescue и неплохой Vietnam MedEvac, могла поднять планку, если бы захотела. Вон, Crimson Skies — аркада. И Nations: WWII Fighter Command (во всяком случае, в режиме «relaxed»), и Airfix Dogfighter — тоже. Но в этих играх самолет мог делать все, что ему, самолету, доступно в реальности, т.е. фигуры простого и высшего пилотажа.
Смысл
Впрочем, играть в Dogfight все равно можно. Иногда с удовольствием — это очень просто и увлекательно, насколько вообще способна увлечь низкобюджетная аркада. Являясь чистокровной последовательницей Pacific Warriors, игра щеголяет современным графическим движком. Кислотные небеса сменила адекватная текстура, а земля выглядит даже лучше, чем в Combat Flight Simulator 2, где также была представлена тихоокеанская кампания.
Громко, правда, сказано — «кампания». В Dogfight она, конечно, присутствует (за японцев и, соответственно, американцев), но нетрудно догадаться, как все организовано: сложность задач ограничена только количеством врагов. Если на «easy» вражеские самолеты еще можно сосчитать, то на «hard» в воздухе носятся целые армады в красных рамочках.
С другой стороны, набором тупых миссий кампанию назвать нельзя, события нередко имеют связь. В одной из миссий мы защищаем радарную станцию на острове от налетов противника, а в другой с ее помощью наводим «бомбардировщики» на корабли противника. Эффектно выглядит захват или оборона острова: в воздухе и на земле разыгрывается грандиозное сражение, в котором у нас есть конкретные цели.
ЛА
Благодаря выбору аж из четырех моделей — Grumman F6F Hellcat, Douglass SBD-5 Dauntless, Mitsubishi A6M3 Reisen (кстати, тот A6M3, который отличался от прототипа урезанными законцовками крыла) и Nakajima B5N2 (Kate) — у Dogfight в какой-то степени есть шансы на минимальное признание.
Перед каждым заданием предлагается выбрать истребитель или «бомбардировщик». На первый взгляд, все честно: A6M3 слабее «Ведьмы» по скорости и вооружению, SBD — пикирующий бомбардировщик, «Накадзима» — торпедоносец.
С истребителями дело именно так и обстоит; в принципе, они мало чем отличаются друг от друга, несмотря на то, что A6M3 — очень маневренный самолет. Однако здесь SBD-5, например, лишен стрелка для защиты задней полусферы, а «Накадзима», известный своей безнадежностью в борьбе с истребителями противника, способен уничтожить эскадрилью. К слову, F6F мог нести пару 1000-футовых бомб, но авторы решили, что нам хватит и ракет. Согласен, ракет хватает с избытком, а их количество — разумеется, фантазия разработчиков. С патронами ситуация аналогичная, они бесконечны.
Пострелять
«Накадзима» ничем не уступает SBD в функциональности, что, в принципе, соответствует действительности, так как «Накадзима» проектировался для тех же целей. Уничтожение кораблей дается обоим самолетам без особого труда, делается это торпедированием или банальным забрасыванием бомбами. Достаточно переключиться в наземный режим прицеливания, и бомбометание становится довольно несложным занятием.
К счастью, InterActive Vision не стала останавливаться на достигнутом. Самолеты можно модернизировать по ходу кампании! Действительно интересный ход. Заработанные очки расходуются на улучшение вооружения и маневренных характеристик самолета. Практика показывает, что накопленное лучше «спускать» на увеличение огневой мощи; у истребителей растет мощность пушек и ракет, у «бомбардировщиков» толстеют бомбы и торпеды.
А подумать?
Ливень свинца, извергаемый шестью усовершенствованными пулеметами F6F под конец игры, начисто отбивает любую охоту соревноваться с противником. Боты-союзники, чьи мозги находятся на одном уровне с AI врага, еще умудряются демонстрировать участие в воздушном бою, тогда как игроку остается лишь вертеться на месте и нажимать на гашетку. Для столь мелких целей даже не нужно настраивать джойстик, можно обойтись и клавиатурой.
Уничтожить корабль просто — заградительный зенитный огонь очень слаб или вовсе неэффективен, а прикрытие в воздухе пассивно. Благодаря своей замечательной маневренности A6M3 мог без проблем уйти от любого истребителя, севшего ему на хвост. Однако AI этой особенностью японской машины пользоваться не спешит. И дело тут не в интеллекте; противник явно действует по указке. Для аркады — приемлемо, но смертельно скучно.
В общем…
…учитывая дефицит примитивных «леталок», Dogfight: Battle for the Pacific можно считать невестой на выданье. Все при ней: милая графика, набор самолетов и неплохая кампания. Два-три мрачных осенних вечера потратить не жалко.