- Главная/
- Игры/
- Massive Assault: Расцвет Лиги/
- Рецензия
«Или красивая, или умная» — так нынче говорят не только о дамах, но и о компьютерных играх. По мнению приверженцев этой теории, аркады должны быть блестящими и безмозглыми, экшены — богатыми на «мясо» и треугольники в ущерб всему остальному, а пошаговые стратегии — запредельно умными и страшными, как национальный долг Никарагуа.
Вышедшая два года назад Massive Assault отказалась встать в отведенные рамки, чем шокировала нежного американского потребителя и кое-кого из отечественных обозревателей. Польстившись на зрелищные 3D-пейзажи, доселе невиданные в привыкших к двухмерности воргеймах, и мнимую примитивность геймплея, заокеанская публика вскоре столкнулась с необходимостью думать — под красочной оболочкой скрывался хитрый механизм, не делавший скидок на IQ ниже 50.
Скриншоты178
В итоге почти каждая рецензия на MA превратилась в сочинение на тему «О, мама, это так трудно!». Даже в России, где приняли и полюбили зубодробительную сущность детища Wargaming.net, многие издания предпочли поднять лапки вверх, попутно посетовав на отсутствие сюжетной кампании.
Поэтому, дорогие коллеги, у меня для вас хорошая новость. B новой Massive Assault изначально присутствует выбор сложности.
Скажи мне, кто твой союзник
Фундамент серии остался неизменным. Как и предшественница, «Massive Assault: Расцвет Лиги» — чистокровный воргейм без заигрываний с реальным временем. Вся карта разделена на несколько государств, принадлежащих одной из двух воюющих сторон или сохраняющих независимость. Если на подвластной нам территории нет чужих юнитов, в казну регулярно поступают деньги на покупку техники, защитных вышек, кораблей, вертолетов и тому подобных «игрушек». За взятие столицы враждебной страны нам иногда дают контрибуцию — неплохое финансовое подспорье для укрепления нового плацдарма. Отдельная статья дохода — средства на подъем партизанского движения; их выделяют после первого вторжения неприятеля в какую-либо из наших земель. Сумма скромная, но захватчику придется попотеть.
Перекочевала в сиквел и самая приятная «изюминка» Massive Assault — институт «тайных союзников». Некоторые из «нейтралов» на самом деле давно выбрали свое место в войне и примкнули к одному из лагерей. Каждый ход у игроков есть возможность раскрыть и вооружить одну из таких держав, прибавив головной боли сопернику, уже было поверившему в надежность своих тылов.
Heroes of Massive Assault
Главное отличие небольших студий от жирных издателей — внимательное отношение к критике в адрес своих игр. Создавая «Расцвет Лиги», разработчики основательно потрудились над одиночной кампанией, на нехватку которой сетовала общественность. Две ветви (одна — за погрязший в бюрократии Союз, вторая — за повстанцев из Лиги) практически не пересекаются друг с другом и рассказывают о судьбах героев, втянутых в межзвездный конфликт.
За подачу сюжета отвечают диалоги, звучащие перед началом миссий; здесь, на синем фоне, наши подопечные ругаются, спорят, совершают героические поступки и строят козни вселенского масштаба. Вынужденная полагаться целиком и полностью на «театр у микрофона», MA:РЛ поддерживает интерес к происходящему за счет ярких персонажей и хорошей озвучки (русская версия записана, к слову, силами самих авторов). Зловещий Экселенц Лиги Йозеф Хатлер, благородный вояка Джон Рейнольдс, обольстительная Сара Хантер и прочие колоритные личности не дают заскучать в перерывах между заданиями. Конечно, такой подход к повествованию не лишен проблем — не у всех найдется время и желание слушать пространные (иногда по несколько минут!) перепалки действующих лиц.
Тех, кто привык бить по «Escape» при первых признаках очередной мизансцены, Massive Assault все равно схватит за жабры — это именно тот случай, когда процесс важнее окружающих его блесток и мишуры. Разнообразные миссии, умело приправленные скриптовыми «подлостями», заставляют всякий раз нервно ерзать на краю кресла. Нам не приносят победу на блюде; ее предстоит вырвать из когтей отягчающих обстоятельств. Крупномасштабные баталии на суше и море, погони за конвоями, отступление под натиском превосходящих сил противника, дерзкие вылазки в неприятельский тыл — в каждом из двух с лишним десятков уровней нужно просчитывать пути развития ситуации и искать нестандартные варианты решений.
Сложность обеих кампаний «Расцвета Лиги» не прогрессирует, а меняется скачками на протяжении игры, поэтому новичкам придется туго. После двух стартовых миссий их ждут нелегкие (но вместе с тем чертовски увлекательные!) испытания, которые вряд ли удастся одолеть с наскока. Впрочем, удовольствие от созерцания надписи «Победа» стоит пары часов умственного труда. А вот последние задания по большей части смахивают на развлекательную прогулку — заматеревший игрок награждает оппонента сотней затрещин. Этакий заслуженный отдых.
Нападение механических жаб
Massive Assault всегда было тяжело упрекнуть в недружелюбии к пользователю. Уйма «горячих» клавиш (среди них — кнопка для подсветки юнитов, способных поразить указанную точку на следующем ходу), свободная камера, обилие подсказок, опрятный интерфейс, подробнейшие обучающие миссии разительно контрастируют с удобствами в духе Windows 3.1 от какой-нибудь Shrapnel Games.
Зато обвинения в сходстве враждующих сторон раздавались неоднократно. Работая над сиквелом, Wargaming.net постаралась сделать вооруженные силы Союза и Лиги как можно более разными.
Легкие бронированные машины, танки, артиллерия, роботы, наземные транспорты и мобильные ракетные установки сменили внешний вид, но сохранили свои прежние свойства. Ответом на вопрос «Что новенького?» стал «Буллфрог» — похожий на жабу механический монстр, выведенный инженерами Лиги. 11 единиц здоровья и умение дважды атаковать за один ход делают его самым опасным сухопутным юнитом. На воде злодеев представляет «Левиафан», лишь слегка уступающий «лягушке» по прочности брони и мощности залпов.
Союз берет не столько силой, сколько хитростью. В его арсенале — подводные лодки, перемещающиеся на большие расстояния, и боевые платформы, позволяющие транспортировать по суше и морю любой наземный юнит или амфибию (при этом «пассажиры» могут стрелять!). Наконец, третий плюс борцов за порядок — боевые вертолеты, в то время как Лига вынуждена использовать тесные транспортные «вертушки».
Два новых типа юнитов оказались в распоряжении и тех, и других. Доты (они же — бункеры) служат идеальным средством для затыкания прорех в обороне и расправы с назойливой мелочью. А для борьбы с авианосцами пригодятся ПВО и «птерошилды», создающие красивый энергетический купол для отражения всех воздушных атак.
ИИ, у которого и раньше хватало опилок раскатывать в тонкое тесто умудренных опытом профи, грамотно применяет все достижения «оборонки» далекого будущего и, в отличие от Massive Assault, не стесняется пускать в ход транспорты. Еще приятнее то, что нововведения не сказались на балансе сил. Нескольких десятков сыгранных партий вполне достаточно, чтобы понять, насколько тщательно авторы подобрали значения параметров для каждого участника шоу.
Продолжение банкета
После того, как отгремят выстрелы в кампании, начнется настоящий Massive Assault — помимо увлекательных одиночных сценариев и знакомого режима «Мировой войны», тут есть «Штурм» и «Карьера».
Идея «Штурма» проста: приобрести на выделенные деньги войска, найти наиболее удачные зоны высадки и занять за указанное количество ходов энное число вражеских баз. Дабы служба не показалась медом, введены ограничения; например, запрет на использование транспортов.
«Карьера» отчасти напоминает C&C: Generals — Zero Hour — там тоже была серия «разборок» между игроком и ИИ-генералами на случайно выбранных картах. По мере продвижения наш двойник обрастает специальными умениями. Одни открывают доступ к разным видам техники, другие — усиливают броню отдельных типов юнитов, третьи — увеличивают «популяцию» секретных союзников. При этом ассортимент напрямую зависит от установленного уровня сложности. Прелесть выбора заключается в невозможности угадать, какой из «перков» понадобится в следующий раз. Но если вы лишитесь ВМФ на «морской» карте, не отчаивайтесь — в Massive Assault нет безвыходных положений.
А когда надоест тягаться с электронным разумом, к вашим услугам — «хот-сит», сражения на интернет-сервере с глобальной табелью о рангах или (о да!) по локальной сети.
Пища для глаз и ума
Отправляясь в магазин за игрой, не забудьте проверить минимальную конфигурацию своего компьютера — сногсшибательные пейзажи Massive Assault требуют жертв. За два года движок игры заметно подрос: ландшафты разжились подробностями и поросли зеленью, юниты стали еще краше благодаря дополнительным полигонам и богатым текстурам, а подкрепленные эффектными ракурсами взрывы теперь ничуть не хуже, чем у голливудского мастера пиротехники Джерри Брукхаймера (Jerry Bruckheimer). Пафосную атмосферу подчеркивает музыка, исполненная в стиле киноблокбастеров.
Десять миров изготовлены вручную, с огромным вкусом и любовью к деталям. Вид с высоты птичьего полета на заснеженные фьорды Мидгарда или темно-зеленый океан, омывающий клочки суши на планете Болото, производит не меньшее впечатление, чем сцена взятия Минас Тирита в Battle for Middle-earth. Спрячьте с экрана интерфейс, и скриншоты роскошных панорам MA:РЛ можно будет вешать на рабочий стол. Чтобы похвастаться перед друзьями модной видеокартой, уже необязательно запускать Far Cry и Doom 3.
Симпатичная внешность, отличный дизайн миссий, обкатанный баланс, беспощадный ИИ, изобилие режимов, интересные сюжетные кампании — в «Расцвете Лиги» есть все, чем должна обладать настоящая стратегия XXI века.
А избитые стереотипы пусть катятся к черту.