Светлая тема

Рецензия на игру Dragonshard: Кристалл всевластья

Говорят, с третьего раза все получается. Видимо, в этом уверены и сотрудники студии Liquid Entertainment. Их дебютная RTS Battle Realms вышла неплохой, но нам хотелось большего. War of the Ring оказалась некрасивой и скучной, зато со звучным брэндом книжного «Властелина колец». Снова сменив издателя, разработчики взглянули на творчество коллег и, кажется, раскрыли секрет прибыли со стройными рядами нулей — нужно смешать в котле стратегию и RPG.

Dragons & Douchebags

Заставка гордо сообщает: Dragonshard — не абы что, а «The First Real-Time D&D Experience». Не верьте. Детище Liquid — всего-навсего фантазия на заданную тему. О том, что в его основу положена 3-я редакция свода правил Dungeons & Dragons, напоминают имена заклинаний и предметов, да бестиарий, переползший со страниц Monster's Manual. С таким же успехом красивую бирку можно повесить на Warcraft 3, SpellForce или древнюю Blood & Magic. Последняя, кстати, является RTS по лицензии AD&D. Дорогая Atari, лови саечку за вранье.

Более явный намек на продукцию Wizards of the Coast — Eberron, совсем молодой фэнтезийный мир, недавно отметивший двухлетие. Dragonshard — первая компьютерная игра, базирующаяся на нем, поэтому к премьере подошли серьезно, позвав для работы над сценарием, персонажами и встроенной энциклопедией рулевого вселенной Кита Бейкера (Keith Baker).

Тысячи лет назад великие драконы сотворили планету. Тела двоих превратились в земную твердь. Третий (точнее, третья) разлетелся на части и образовал пояс волшебных кристаллов dragonshards. Небольшие обломки регулярно сходят с орбиты и падают вниз во время штормов, чем-то похожих на ионные бури из C&C: Tiberian Sun. Но встречаются и камни посолиднее. Один из них — Heart of Siberys, валяющийся без дела многие века. Тот, кто отыщет три Печати Света и подчинит себе энергию огромного минерала, станет повелителем всего сущего.

Таких желающих — трое. Орден Пламени намерен использовать булыжник во имя добра. Подземные маги Umbragen замышляют гадость эпических масштабов. Ящерицы-мутанты, научившиеся мыслить и говорить под воздействием Сердца, пытаются оградить любимую реликвию от чужих рук.

Бывалый народ уже понял, к чему идет дело. Байку о битве за Крутой Артефакт не слышали разве что в отдаленных уголках нашей родины. Хочется верить, что г-н Бейкер честно старался, но плод его усилий не впечатляет. Неожиданные открытия, вероломные предательства, скелеты, вываливающиеся из темных шкафов, — здесь вы не найдете ничего подобного. Персонажи — картонные марионетки, их диалоги — коллекция первомайских лозунгов. Лишь воришка Каэл, уставший от общества великовозрастных пионеров, иногда вставляет в беседу пару язвительных реплик.

Пятый уровень как предел мечтаний

«Синглу» не повезло. Поначалу Liquid планировала собрать четыре кампании — по одной на каждую расу. На полпути к магазинным полкам число сторон сократилось до трех. Чуть позже под нож угодили Umbragen (за них разрешено играть только по сети или в «скирмише»), а двум оставшимся претендентам выдали по семь миссий на брата. Сравните эти цифры с тем, что предлагала уже икающая от частого упоминания Blizzard.

Экономику тоже обкорнали. Правда, не из-за недостатка свободных рук, а в соответствии с модой. Если вы вдруг задумаете делать конкурента Warcraft, помните — сегодня всякая уважающая себя «мейнстрим»-RTS обязана иметь: а) двухъярусную карту; б) фиксированные точки для баз; в) минимум микроменеджмента. Дни, когда мы размышляли над тем, с какого бока водрузить лесопилку, уходят в прошлое, а ретроградов карают низкими продажами и ссылкой в отдел уцененных товаров.

Типичное поселение в Dragonshard — замок, окруженный забором. На огороженной территории — 16 ячеек для зданий, сгруппированных в четыре квадрата. В мультиплеере все постройки доступны с первых же секунд матча по цене 75 монет плюс 100 «шардов» за штучку. Тариф универсальный — что у людей, что у рептилий, что у колдунов с больной кожей. Вне цитадели несут вахту защитные вышки.

Поскольку стартовые условия одинаковы, основной объект драки — ресурсы. Крестьян нет, золото и dragonshards подбирают обычные юниты, за исключением летунов и граждан, вызванных из астрала. Главный источник денег — подземелья, полные секретов, сундуков и отъевшихся монстров. Доход приносит и сама база: чем больше домов, тем веселее течет в казну налоговый ручеек. С кристаллами еще проще — они валятся с неба случайным образом, сметая на своем пути зазевавшихся птиц и мартышек. Кто успел добежать до залежей, тот и съел. Остальные ждут следующей бури.

С войсками поступили хитрее. Отныне мы производим не рядовое пушечное мясо, а так называемых капитанов. Возглавляет их чемпион — уникальный боец, вскормленный до неприлично высокого ранга. Истребляя врагов, выполняя квесты и хватая свитки с «экспой», наши подопечные пополняют общую копилку опыта. Его мы и вкладываем в капитанскую рать. Воры, рыцари, клерики, чародеи, мечники, лучники и проч. (эти архетипы едины для всех рас) приобретают дополнительные навыки на каждом из пяти этапов развития.

Начиная со второй ступени, капитаны обрастают собственным мини-отрядом, состоящим из нескольких неуправляемых помощников (по местной терминологии — солдат). Они бесплатны; воскресают, когда герой заглядывает в город; и панически боятся темниц. «Группа поддержки» ни за что не полезет вниз за командиром. Вероятно, дизайнеры Liquid решили соблюсти баланс сил, уравняв в правах участников конфликта, и заодно пощадить хлипких подземных зверушек. Да и масштаб в пещерах подкачал — коридоры узкие, камера вот-вот грохнется на пол, а неторопливый движок сходит с ума при виде скоплений народа.

На поверхности — иные проблемы. Вышеупомянутые «левел-апы» достаются не даром. Чтобы поднять уровень клериков со второго до третьего, необходимо держать два Lorehold в одном и том же квадрате. Хотите четвертый? Извольте поставить еще один домик. Пятый? Заполняйте последнюю пустую площадку. Напоминаю: ячеек всего шестнадцать, и любая позволяет купить капитана. Чувствуете холодные щупальца дефицита?

Выбор осложняют монументы. Вместо очередной копии казармы игрок может соорудить памятник, дающий бонус юнитам, выпускаемым в данном квадрате. Разумеется, о пятом уровне «прокачки» придется забыть. Что вы предпочтете — прибавку к урону, ускоренную регенерацию маны или максимально широкий набор заклинаний? Читатели, дружащие с математикой, могут сами подсчитать число комбинаций.

Подземелья и конвейеры

Такая система по-настоящему цветет и пахнет в сетевых баталиях. Стандартный «дефматч» до победного конца, поиск спрятанных Печатей Света, битва за контроль над «Places of Power», усиливающими способности нашего воинства, и гонка по освоению бесхозных строительных нексусов — режимов немного, но их можно сочетать. Скажем, пока один военачальник копит силы для финального удара, его оппонент потихоньку откапывает артефакты. Опасаться ранних набегов не надо; первоочередные дела — монстры, захват территорий и дележ кладов. Так уж устроены карты.

Играть с человеком интереснее, чем испытывать на прочность местный ИИ. Подобно тому, как горошина черного перца, раздавленная во рту, портит вкус борща, сражения с искусственным мозгом уродуют «сингл». Электронный обманщик «простреливает» оба «этажа» и яростно выплевывает орды одну за другой. Его бездонный карман туго набит деньгами, а лимита юнитов не существует. Он не знает забот, отчего иногда впадает в блаженный маразм и перестает реагировать на наши атаки. И тогда… Возмездие никогда не было таким сладким!

А поводов для обиды немало. Вы регулярно бегаете за кристаллами, щелкаете мышью, нанимая новых героев взамен убитых, продираетесь сквозь интерфейс к специальным умениям отдельных бойцов и громко костерите позорный инвентарь из шести слотов, куда не умещается и половина полезных склянок. Формаций, прокладки маршрутов, настроек поведения в Dragonshard нет. Встретив врага, воины теряют волю и прут разноцветной кучей на верную погибель. Это, конечно, не жуткая Armies of Exigo, где персонажа, вступившего в бой, нельзя оторвать от противника, однако нервные клетки все равно страдают. Компьютер же просто… штампует.

Эх, если б не было войны… В меню — десятки основных и побочных заданий, причем у некоторых есть по два решения. Прогулки по нашпигованным ловушками катакомбам — почти обособленная игра. Графика аляповатая, порой крикливая, на ультрасовременную не тянет, но радует глаз. Музыка хороша — Ленни Мур (Lennie Moore), автор замечательного саундтрека к Outcast, вновь постарался на славу. Даже кнопку «Rest», знакомую по классическим CRPG, прикрутили. Жаль, что спокойные минуты выпадают так редко…

Казалось бы, пора завершать рассказ, но в бочке еще остается деготь. Перенос юнитов запрещен; в дальнейшие миссии отправляются лишь ценные предметы и квартет сюжетных чемпионов. Для них открыт «Reward Shop» — на баллы, полученные за выполнение квестов и соблюдение определенных условий (например, израсходовать не более 500 единиц золота), «качки» покупают мощные вещички. Там же продаются пробирки с маной, эликсиры здоровья, свитки и прочие бытовые товары. Тратиться на барахло — себя не уважать.

Only on GameSpy

Эту же фразу стоит адресовать и тем, кто ждал от Dragonshard добротного переложения D&D-правил на язык RTS и длинной, увлекательной одиночной кампании. Если у вас под рукой нет Интернета или хотя бы пары друзей в «локалке», то лучше не пытаться. Нейроны, как ни крути, дороже.