Среднее время в игре: 3 часа
Светлая тема

Рецензия на игру Duke Nukem Forever

О тяжелой судьбе DNF не знает только ленивый. Почти шестнадцать лет в разработке – абсолютный рекорд в игровой индустрии. Несколько смен движка, финансовые конфликты, увольнения ключевых фигур в команде, судебные процессы. Казалось, что Duke Nukem Forever не выйдет никогда. И все же он вышел – собранный по кускам бывшими сотрудниками 3D Realms (ныне обитающими в Triptych Games), не без помощи Gearbox Software, но вышел.

Duke Nukem Whatever

Ветеран жил спокойной сибаритской жизнью. Выпивка, сигары, женщины, королевские апартаменты в Лас-Вегасе, личный музей былых подвигов – что еще нужно для счастья? Уходу на пенсию опять помешали пришельцы, которые по-прежнему намерены поработить Землю. Традиционная смесь инопланетян и примкнувших к ним мутантов-свинокопов встала на пути Дюка легко пробиваемой стеной.

Продолжительность действа вполне стандартна для нынешних шутеров. Двадцать три главы могут отнять у вас 7-10 часов, в зависимости от сложности. Правда, именно что отнять. Затянувшаяся разработка печально сказалась на целостности игры. Взяв за основу некогда революционную (а сегодня – обычную) интерактивность окружения, 3D Realms/Triptych добавили современных черт: идиотские «чекпойнты» без нормальных сохранений, два слота оружия вместо полноценного арсенала, автоматически восстанавливающееся здоровье (в данном случае «эго» Дюка) и т. д. Получилось так, что не угодили ни тем «кому за 30», ни молодежи, уже привыкшей к консольным упрощениям, но воротящей нос от «олдскула». В эпоху огромных открытых пространств и масштабных уровней нас потчуют крохотными картами длиной в несколько минут, заканчивающимися опостылевшим экраном «Loading…». Попытки сделать из DNF модный «рельсовый» аттракцион выглядят жалко на фоне последних серий Call of Duty, и даже чего-нибудь попроще и подешевле. Хотя, не скрою, ближе к концу попадаются забавные моменты.

Что основные враги, что «боссы» почти полностью телепортированы из DN3D. Триггеры по обыкновению призывают новый выводок, отмечая окончание волны отдельным звуком. Самокопирование коснулось также оружия и предметов инвентаря: визуального эмулятора Holoduke, очков с Duke Vision, двуствольного гранатомета Devastator и т. д. Новизну можно обнаружить разве что в простеньких пазлах с физическим уклоном, подсмотренных в Half-Life 2. Ах да, самое-то главное: к добиванию ногой из DN3D добавилось «фаталити» рукой. Годы не прошли даром!

Однако есть и плюсы – официально узаконенные «пасхальные яйца» (или выполнение определенных условий, вроде выигрыша в аэрохоккее) пополняют «Эго» героя и приближают к очередному «достижению». Несмотря на кое-где зашкаливающую пошлость, здесь бывают смешные шутки, реплики и культурные отсылки. AI для шутера тоже недурен – инопланетяне, особенно летающие, стараются сбежать из перекрестия прицела, прячутся за препятствиями и изредка кидают гранаты. На «невозможном» уровне сложности с середины игры, пожалуй, будет тяжеловато. Вот только открывается «Insane» после прохождения на простом «Hard». Многие ли пожелают заново одолеть рядовой шутер с ничем не примечательной механикой?

Duke of Duty

Piranha Games, ответственная, кроме портирования на консоли, за мультиплеер в DNF, большим опытом в этой области явно не обладает. Фантазии (или средств?) хватило на банальности: одиночный и командный «дефматчи», вариацию на тему CTF с брыкающимися девицами и Hail to the King – переиначенный режим с контролем точек. И если в «сингле» уровни маленькие, то в мультиплеере они вообще лилипутские. Максимальному числу игроков (лимит – 8 человек) негде развернуться, отчего сражения напоминают кучу-малу с мельтешащими одинаковыми дюками в разных шляпках. Плохо сбалансированное оружие, скромный набор мутаторов, бесполезный при таких масштабах джетпак – создается впечатление, что многопользовательский режим делали для отписки. Тем более удивительна возможность «заглушить» излишне болтливых оппонентов в голосовом чате – не каждый конкурент может этим похвастаться. Дополняют неряшливую картину модные «челленджи», рост полоски опыта и зал трофеев, куда попадают заработанные в поте лица предметы и… не предметы.

Duke Loadin' Forever

Движок, застрявший где-то между 2004 и 2007 годами, готов соперничать с Quake 4 и даже с «Чистильщиком». Или, чем черт не шутит, с Source в версии Half-Life 2. Политые маслом текстуры в низком разрешении соседствуют с неплохими шейдерными эффектами вроде пара. Bloom и размытость призваны компенсировать низкополигональность окружения. Подводные локации навевают воспоминания о DN3D – там вода была реализована не сильно хуже. Странным образом графическое исполнение с каждым уровнем постепенно улучшается – возможно, финальные карты целиком на совести новых дизайнеров и художников. Впрочем, что требовать от монстра Франкенштейна? В коде запросто находятся куски Unreal Engine мохнатого года выпуска, а за физику отвечает технология Meqon, еще в 2005-м поглощенная авторами PhysX.

Для столь устаревшего технически проекта DNF поразительно неторопливо загружает уровни (включая функцию Quick Load). Проблема, правда, почти миновала продукцию AMD и современные многоядерные чипы Intel. Обладателям двухядерных Core 2 Duo можно помочь ручками, но консольные игроки должны смириться с заторможенностью движка – патчи вряд ли вылечат долгие загрузки. А еще более снулые (по сравнению с PC) текстуры и проседающий fps разочаровывают окончательно.

Игра не очень хорошо реагирует на Alt+Tab и порой вылетает без причин, а в мультиплеере может не находить партий в Game Browser и жутко «тормозить» при поднятии сервера. Непонятно, что Triptych/Gearbox «полировали» последние несколько месяцев. Не свои же balls of steel?

Duke Forever After

Русскоязычные игроки традиционно загнаны в резервацию – в Steam DNF не купить, отоваривайтесь у официального издателя. Или бегом в Gamer’s Gate, да и то когда распродажи начнутся. Заполучили русскую версию и захотелось оригинальной озвучки? Обойдетесь – слушайте Шрека! Чем руководствовались локализаторы, приглашая актера Алексея Колгана, известного в качестве дублера зеленого огра? Надеюсь, не сходством названий четвертой части мультэпопеи и Duke Nukem Forever. Специфические вокальные данные Алексея совершенно не соответствует каноническому для серии голосу Джона Сент-Джона (Jon St. John). Более того, отечественная матерная озвучка «запикана», что лишь подчеркивает общую беззубость. Вы либо крестик снимите, либо штаны наденьте. Получившуюся стыдобищу заблаговременно описал сам главный герой – «I’ve got balls of…fail.»

Invaders Duke Nukem Must Die

В конце кампании Дюк выдает пару жирных намеков на сиквел. Некоторые особо одаренные фанаты советуют покупать DNF как раз для того, чтобы этот сиквел появился. Я же вижу сейчас перед собой страшноватое создание: седое анаболическое «чудо», с протезами от разных движков, с редуктором в груди и триптихом на шее, с маркетингом в жилах и казуальной дурью вместо рефлексов. Нет, такой Дюк нам не нужен. И спонсировать подобное – все равно что брать ВАЗ 2109, рассчитывая, что когда-нибудь… Лучше скачайте бесплатный Duke Nukem 3D High Resolution Pack и вернитесь к пышущему самовлюбленностью блондину, но уже с «бампом» на всю голову. DIXI.

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 7 из 10

Официальный рейтинг «3D Vision Ready» для DNF немного лукавит, ведь при запуске драйвер рекомендует отключить постэффекты в графических настройках. И на то есть причина – жесточайшее падение fps при наличии нескольких противников на экране. Но без постэффектов графика выглядит совсем уж бедно, так что придется выбирать – либо 3D без «багов» и артефактов, либо размытие фокуса и прочие шейдерные шалости. Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.