Светлая тема

Рецензия на игру Duke Nukem: Manhattan Project

Прическа "пероксидный ёжик" увенчивает гору мышц весом с добрый центнер. Неприлично темные очки выгодно подчеркивают квадратуру челюсти. Расходящуюся по швам ярко-красную майку удерживают ремни из пулеметных лент. Потертые "левисы", ремень со значком "Осторожно, радиация" и могучие сапоги-shitodavki. Жизненное кредо: "I go wherever I please, I please wherever I go". Спаситель мира, он же - гарный покоритель девичьих сердец Дюк Нюкем наконец-то вернулся!

The man who saves our chicks

Поводов для безудержной радости, впрочем, немного. Во-первых, мы имеем дело с простеньким, но в меру занятным, "платформером", а не дорогостоящим блокбастером масштаба Duke Nukem Forever. Во-вторых, сотрудники 3D Realms выступили всего лишь в роли продюсеров и консультантов, в то время как над игрой трудилась группа товарищей, ответственных за появление в нашем лексиконе понятия "дирхантер". С другой стороны, на фоне консольных загулов г-на Нюкема Manhattan Project выглядит почти что шедевром.

Полная трехмерность творит с платформенными аркадами невероятные чудеса. Картонные задники и некогда модный эффект "parallax" остались в прошлом. Оставшись по сути классической линейной пробежкой "слева направо", отягощенной выносом всего, что предпринимает попытки шевелиться, игра в то же время запаслась парой новых трюков. Помните Postal, где переход с уровня на уровень сопровождался сменой проекции камеры? В DNMP эти пертурбации случаются каждые тридцать секунд. Виртуальный "стедикам" с маниакальной тщательностью демонстрирует публике самые удачные ракурсы. Камера парит между перекрытиями нью-йоркской подземки, несется вдоль тщательно прорисованных витрин китайских магазинчиков, эффектно подпрыгивает над балконами многоэтажек, по которым карабкается супергерой, и почтенно удаляется, охватывая поле грядущей битвы. Придираться бесполезно: "операторы" из Sunstorm, вероятно, угробили не одну неделю на разработку максимально приятного маршрута.

Свою лепту в успех проекта вносит архитектура уровней. Наглухо "застрять" в принципе невозможно: фантазия дизайнеров и тонны мелких деталей спасают игру от погружения в глубины однообразия, а процесс изъятия ключевых предметов и бонусов, в пику японским аркадам, не наводит на мысли о собаке Павлова.

"Консультации" от 3D Realms не прошли даром: в DNMP четко ощущается благородный налет фирменной дюковской интерактивности. Так, ударив кулаком по трезвонящему таксофону, можно услышать, как голос некоего Б. Клинтона уговаривает некую Монику опробовать новые сигары. Антуражные крысы, попавшие в лужицы ядовито-салатовой дряни, хлещущей из уничтоженных нами бочек, тотчас становятся смертоносными ниндзя. Временами всплывают "фишки" из DN3D: треснувшие стены поддаются деструкции при помощи самодельных бомбочек, а лечебно-питьевые сортиры, на сей раз оставшиеся за пределами кадра, исправно выполняют сакральные функции. Нашлось местечко и для всенародно любимого "джетпака", которым пероксидный качок пользуется с самого рождения.

Crouching mutant, hidden pipebomb

Оружие вполне соответствует духу серии: кроме упоминавшихся выше по курсу pipebombs, наличествуют пистолет, шотган, штурмовая винтовка и всенепременный гранатомет. Некоторые геройские трюки вызывают бурные аплодисменты. Слегка высунувшись из очередного лестничного пролета, Дюк изящно подкашивает неприятелей очередью по ногам. Хрюкнув от удивления, трупы оседают на пол. Брависсимо! Анкор! А как вы смотрите на возможность забрасывать врагов бомбочками, не слезая с бельевой веревки? При этом на анимацию моделей и почти что голливудские спецэффекты, не последнее место среди которых занимает смачный полет МЯСА по всем мыслимым направлениям, просто грех жаловаться. Любителей рейтинга "Mature" здесь удовлетворяют по полной программе.

Цифры "6" и "7" отведены под эксклюзивные новинки. Первая - деэволюционный луч (привет вам, "Супер-братья Марио"!), в мгновение ока низводящий грозного кабанчика в форме бойца SWAT до состояния жалкой свиньи, с хрустом издыхающей под ботинком супергероя. Вторая "пушка"... впрочем, стоп. Должны же остаться в этой и без того незамысловатой игре хоть какие-то сюрпризы?

Your kung fu is through!

Сюжет описывать бесполезно, ибо он прост, как вопль "папа!", что срывается с губ рухнувшего в пропасть Нюкема. Отыскать один цветной ключ ("Motherf***ing cards!!!" - жалуется на судьбу-злодейку супермен) и разминировать одну секс-бомбу (она же - грудастая брюнетка/блондинка/шатенка с тикающим механизмом инсайд), после чего организованно следовать к выходу. Еще можно попробовать найти 10 значков "Nuke", навеки повышающих уровень "эго" (бывш. "здоровье") и углубляющих карманы нашего героя. Указанные действия повторять 24 уровня кряду, периодически указывая места зимовки раков очередному боссу. "You will fight me!" - рявкает мутировавший крокодил-каратист в соломенной шляпе. "I'm not gonna fight you… - парирует Дюк своим культовым голосом. - I'm gonna kick your ass!"

...And chew bubble gum, добавим мы уже от себя. Чего-чего, а дефицита кино/игроцитат и просто веселых "крылатых реплик" в Manhattan Project не наблюдается. "Mimic THAT!" - презрительно бросает Нюкем трупу уродца из к/ф "Мутанты". Искреннее восхищение прелестями кибернетической femme fatale: "What a pussy!" Трогательная сцена прощания с монстром: "You are the missing link. Goodbye".

Добавьте сюда злодея, размахивающего красным джедайским мечом, вполне аутентичные яйца ксеноморфов и сцену, которую вы видели в десятках боевиков, - герой теряет остатки разума и кидается грудью на боевой вертолет Плохиша... Даже уровни представляют собой тщательно подобранную коллекцию штампов из всех современных шутеров. Беготня-прыжки по небоскребам? Есть такие! Загаженная станция подземки (тут Дюк, пользуясь случаем, передает привет младшему брату М. Пейну)? Даже две! Вонючая канализация? А то! Зловещая фабрика? Нефтяная вышка? Орбитальная станция? Само собой разумеется!

При этом обижаться на Sunstorm за клонирование чужих находок бессмысленно. Такова стилистика сериала, а с пародии, как известно, взятки гладки.

It's my way, or… hell, it's MY way!

Отругать разработчиков придется за плохонькие текстуры неба "открытых" уровней, глупый ремикс главной музыкальной темы, отсутствие high scores table, без которой не обходится ни одна уважающая себя аркада, и полное нежелание устроить дефматч хотя бы на двоих. Как тут снова не припомнить Postal с его поддержкой MPlayer, или Hunter Hunted, авторы которого не пожалели усилий на изготовление специальных уровней под "split-screen"! Увы, продлить существование Manhattan Project на вашем жестком диске под силу лишь редактору PrismEd, заботливо выложенному на CD с игрой... Дерзайте, если сумеете в нем освоиться.

И напоследок - краткое предупреждение AG-минздрава. Несмотря на сугубо положительные качества DNMP, мы настоятельно рекомендуем не превышать суточную дозу его потребления, иначе уровни, несмотря на все старания авторов, покажутся вам монотонными, а сама игра - феноменально короткой. Экономьте счастье, ведь появление Duke Nukem Forever, по всем признакам, ожидается нескоро.

LET'S RRROCK!