- Главная/
- Игры/
- Ост-Индская компания/
- Рецензия
Многочисленные «Корсары» в последнее время приучили нас, что проект на морскую тематику — непременно «симулятор» пиратской жизни. Про сильные серии Patrician и Port Royale сейчас помнят, наверное, лишь рьяные поклонники торговых стратегий, и «Ост-Индской компании» на роду было написано возродить интерес к заокеанской торговле. Порты Индии и Африки, сулящие баснословные прибыли, экзотические товары, полные опасностей дальние плавания — все это ничуть не менее заманчиво, чем Весёлый Роджер, бутылка рома и сундуки с пиастрами.
«Челночный» бизнес
Заманчиво, но… на словах. Если вы мечтали повторить карьеру сэра Джеймса Ланкастера или ощутить силу действительно могущественной организации (по крайней мере, британской, о чем Лоуренс Норфолк рассказал в «Словаре Ламприера»), то будете разочарованы East India Company. У финской студии Nitro Games вышла не интригующе-приключенческая, оригинальная игра, а нудноватая транспортная стратегия с оригинальным фоном.
Игроку доверяют управление одной из Ост-Индских компаний; на выбор — восемь держав без каких-либо характерных особенностей, кроме местоположения «штаб-квартиры». Португалия — идеальный вариант: от нее рукой подать до африканских берегов, да и путь домой короче. Некоторые исторические допущения (скажем, шведская компания была образована в 1730 году, здесь же она работает с 1600-го) погоды не делают. Эпоха не чувствуется — вот что плохо в EIC.
Вся карта, в отличие от Port Royale, нам известна заранее: столько-то портов в Африке, Аравии, Индии (Малайский архипелаг не влез, хотя с него, в общем-то, все и начиналось), в каждом из них — приоритетный товар. Побережье Гвинейского залива — слоновая кость и золото, юг Африки — алмазы, запад — меха. На Аравийском полуострове — кофе, в Индии — чай, пряности, шёлк и фарфор. Будто кто-то заблаговременно прокатился по миру и через Интернет передал информацию европейским купцам. Мы же не паровозы гоняем по Дикому Западу, в конце концов!
Но первый поход туда, за мыс Доброй Надежды, мимо пиратского Мадагаскара, все-таки волнует сердце. Да, он длится не два с лишним года, ну и пусть. Ведь наверняка будет очень тревожно, очень страшно за судьбу нескольких хрупких кораблей, на которые еле-еле скопил быстрыми перевозками кожи, дерева и прочей ерунды… Нет. Нет места для романтики в торговле Нового времени. Сплошные счета, доходы, монотонная возня с интерфейсом (читай: перетаскивание грузов из трюма на склад или в факторию и обратно) и отстройка зданий в подконтрольных портах. Такое явление, как случайные события, разработчикам неведомо. Капитанов не беспокоят ни штормы, ни рифы, ни цинга, владельцы знать не знают о пожарах в хранилищах. Лишь изредка флотилию задерживают в домашней гавани из-за карантина, а в пути можно обнаружить останки потерпевшего крушение судна, однако это — примитивные идеи.
В итоге одно из основных занятий игрока прочно укладывается в схему «привез-продал-отвез». Большие партии тех самых приоритетных товаров плохо влияют на цены (впрочем, только в нашем порту — единого европейского рынка в EIC не существует), поэтому время от времени нужно перестраивать «автомаршруты». Интрига раскручивается спустя лет 30-40, когда выгоднее, придерживая подешевевшее добро на складе, сбывать второстепенную продукцию: селитру, кожу, рис и т. д. Цены на нее растут и падают незначительно. Иными словами, реальной рыночной модели в East India Company нет, а то, что получилось, подошло бы «Корсарам» или серии Tradewinds, но никак не проекту с экономическим уклоном.
Из-за такого вот несерьезного подхода сюжетные кампании — скука смертная. Стандартный набор «Mission goals»: к назначенной дате привезти X тонн определенного товара, потопить/захватить Y кораблей, захватить Z городов. Если все в порядке, поступает новый приказ с новыми цифрами. Перевыполнение плана никого не заботит. Отчитались лет за 15 до «дедлайна»? Продолжайте качать деньги. В двух коротких сценариях еще куда ни шло, однако в Grand campaign с 1600 по 1750 гг. однообразие давит беспощадно.
Свободное развитие, т.е. режим «песочницы», гораздо увлекательнее. Никто не стоит над душой, и помимо «челночного» бизнеса есть побочные задания (они встречаются и в сюжетных кампаниях, только реже): срочно перевезти груз для купца, потопить флот, наладить отношения с другим государством и т. п. Хотя до Port Royale все равно далеко. К тому же любопытство живет всего 1-2 партии. Если сосредоточиться на каперстве, можно сильно затормозить конкурентов на старте и потом вывести их из строя. Конечно, всегда найдутся любители придумать «хардкорные» вариации вроде игры без save\load и на максимальной сложности, но это забава из разряда «развлеки себя сам».
Пером и пушками
Самой провальной частью East India Company оказалась дипломатия. В теории страны могут заключать пакты или альянсы, продавать друг другу излишки или бесполезные города и предлагать поучаствовать в войне. Иногда международные связи адекватны, иногда — нелогичны и непредсказуемы. AI принимает решения словно в шутку: сегодня дружу, завтра воюю, послезавтра торгую, послепослезавтра, находясь на грани банкротства, заплачу кому-нибудь за договор. Точно такая же неразбериха проскальзывает и в заданиях: то нужно уладить дела с португальцами, то, через несколько месяцев, пустить на дно их бриги.
Избавиться от этого разброда можно одним способом — воевать. Для прирожденных негоциантов предусмотрена кнопка «Auto Resolve», выдающая статистику потерь, но работает она исключительно в морских баталиях (взятие города в любом случае скрыто от наших глаз и рассчитывается где-то за кулисами; главное — подвезти побольше войск). Ну а остальные жмут «Battle» и с опостылевшей стратегической карты, которая напоминает раскрашенный стол и мало чем отличается от карты из Sid Meier's Pirates! пятилетней давности, переходят… в «Корсаров» и Age of Sail 2, т.е. на тактический уровень.
Здесь все достаточно привычно. Три типа ядер — для корпуса, такелажа и команды, дальность стрельбы, мораль экипажа и даже линейное построение… Какой-никакой, а простор для маневров: сразу бить ниже ватерлинии? обездвижить, догнать и взять на абордаж? рискуя проиграть, пойти на сближение и картечью очистить палубу? Ключевых особенностей, влияющих на сражения, в EIC две. Во-первых, ограничение на количество кораблей в эскадре — максимум пять. Тут снова приходится выбирать, водить по океанам пять фрегатов с десантом (который занимает место в трюме), чтобы при необходимости быстро прибрать к рукам порт или отбить свой, либо три-четыре пустых фрегата, чтобы отбирать грузы и трофейные суда. Гонка вооружений более-менее скована балансом — военные гиганты исторически недоступны до определенного времени и оживают неторопливо: 90-пушечный линкор сойдет со стапелей лишь через 15 месяцев. Кроме того, сперва надо купить соответствующие чертежи.
Во-вторых, флотоводцы в битвах набирают опыт и получают специальные боевые/торговые навыки, пассивные (действуют постоянно) и активные (многоразовые, действуют 20-25 секунд). Флагман с умелым капитаном, обладающим бонусами к точности, дальнобойности и мощности пушек, — не подарок для противника. К счастью, морские волки — тоже люди, они умирают и уходят на пенсию, так что командный состав регулярно омолаживается.
Враги достойно бьются и без «прокачки», хотя не всегда ведут себя разумно — одинокие шебеки и шлюпы не прочь храбро атаковать превосходящие силы. Наши, правда, и сами бывают в ударе: накрывают ядрами ближайшую цель, невзирая на приказы, и налетают друг на друга при безобидных перестроениях.
Схватки «5 на 5», конечно, зрелищны, но хотелось бы и чего-нибудь масштабного, в том числе возможности вступить в идущий бой. В общем, батальная часть East India Company — несомненная удача, тем более что командовать дают и всей армадой, как в RTS, и отдельным кораблем, как в тех же «Корсарах». Да, эффекты почти отсутствуют, маломощный движок неспособен на сногсшибательные виды, зато модели судов со множеством суетящихся человечков и матросом, бешено крутящим штурвал, безусловно, симпатичны. Им бы еще паруса не такие картонные…
А морской «deathmatch» никого не впечатлил. Комнаты совершенно пусты; однажды мне удалось сыграть дуэль, и то победа не зачлась в профиле на официальном сайте.
Резюме
Надеюсь, моды и новые патчи (разработчики непрестанно отлаживают игру и уже ввели полезные элементы вроде ускорения времени в сражениях) сделают из East India Company приличный, увлекательный проект. Пока же она пресна, неглубока и однообразна, если не искать приключения на свою корму.
P.S. Добавка Pirate Bay, которая продается в Steam и скорее всего будет выпущена в России, позволяет отыграть 20 лет за пиратов. Герой начинает карьеру с одним фрегатом, постепенно собирает флот, грабит набитые сокровищами галеоны и опустошает города. Награда — попадание в онлайновый рейтинг. С гибелью флагмана разудалая жизнь заканчивается; более того, там нет «сейвов» — сохранение происходит лишь после каждой атаки и при выходе в главное меню или Windows.