Светлая тема

Рецензия на игру EB Worlds

Мы тратим на компьютерные игры непозволительно много времени. Годы, проведенные перед монитором, не проходят бесследно. Месяцы онлайн отучили нас бриться и чистить по утрам зубы. Недели, прожитые на «левелах», сделали наш взгляд тупым и атрофировали вестибулярный аппарат. Сутки за сутками в непрерывных ристалищах с космическими захватчиками превратили вчерашних студентов, школьников и других нормальных людей в хохочущий невменяемый белковый организм с целой кучей фобий, комплексов и условных рефлексов. За то время, что мы тратим на игры, можно было экстерном получить два высших образования или научиться, наконец, готовить не пригорающую яичницу. Многолетние исследования ученых привели к закономерным выводам: жизни по ту сторону антиблика нет и никогда не было. Ваш герой восемьдесят шестого уровня - всего лишь кучка жухлых пикселей, а прекрасные инопланетные миры - обсчитываемая в реальном времени трехмерная сцена из полумиллиона полигонов. Если вам когда-нибудь скажут, что игры учат - плюньте этому человеку в лицо. Даже самые безобидные, созидательные экономические симуляторы магната овощных рынков способны обучить только собственному интерфейсу, MSFS 2002 не научит вас управлять настоящим аэробусом, а самый интеллектуальный норн не спасет от голодной смерти забытого в трехлитровой банке хомячка. «Если человечество не уничтожит игры, то игры уничтожат человечество», - сказал, кажется, Джон Фицджеральд Кеннеди, прежде чем схлопотать пулю в лоб от какого-то завсегдатая центра видеоаркад.

Наш сегодняшний гость, EB Worlds - вещь, ужасная вдвойне. Это игра, которая делает игры: вы можете представить себе пожарного-поджигателя? Назвать эту… хм... программу «комплексом разработки виртуальных миров» не поворачивается язык, однако факт остается фактом: с помощью данной нехитрой затеи можно создавать самые настоящие компьютерные проекты. А то, что они получатся примитивными, некрасивыми и откровенно глупыми, и никто никогда не будет в них играть, уже никого не интересует.

Велосипед с моторчиком

Идея совершенно не нова. До EB Worlds уже был Click’n’Play, пятьдесят пять редакций AD&D Construction Set и целый ворох околостратегических изделий «с элементами программирования». Все правильно - делать игры хотят все, и чтобы по клавише «пробел» заставить в экстазе скакать по экрану дистрофичного пироманьяка, вовсе необязательно учить языки и основы алгоритмизации процессов. Выкиньте из головы всякие глупости вроде «исполняемых модулей», «математических операндов», «деления на ноль» и внемлите сюда.

ОООП (очень объектно-ориентированное программирование) EB Worlds не позволяет работать с переменными или писать скрипт сложнее двух действий. Типичный пример - идет австралопитек, спотыкается о камень. Скрипт: if перед австралопитеком маячит камень then подняться на 1 клеточку вверх, 2 направо и 1 вниз else goto end. Это у нас прыжок - все просто и знакомо. А теперь представьте, что вместо операторов придется расставлять над австралопитеком и злополучным камушком пояснительные звездочки, растягивать резиновые рамочки «ауры» объектов и drag and drop’ом разбрасывать по окрестностям экрана функциональные пиктограммы. Это сложно звучит, однако на деле выглядит не сложнее, чем заляпанная брызгами манной каши иллюстрация из «Курса информатики» для детей дошкольного, младшего и среднего школьного взр.

Чтобы показать универсальность сего комплекса, к EB Worlds приложено несколько простых примеров: игра типа Frogger, аркада про похождения маленького туземца 32х32 пикселя, танковая дуэль с ужасным управлением и многопользовательские крестики-нолики. Не густо, но для оценки производственных мощностей пакета хватит с головой. То есть, господи, какие еще мощности? Эти мощности, они… они как несуществующие лошадиные силы выдранного из нашего пионерского детства «велосипеда с моторчиком», весь «моторчик» которого заключается в прицепленной к спицам картонной трещотке. Гадкий обман - однако, не подкопаешься: «трещит - значит моторчик»… Впрочем, хватит об этом.

Еб Ворлд: Книга нужных рецептов

Вернемся к началу нашего сегодняшнего разговора. Если вам здорово досадило человечество, то вы можете завалить его потоками кошмарных творений, собранных в EB Worlds. Беспрецедентный морской бой в real-time, квест о приключениях разумного паровозика в пустыне без рельсов или убийственный симулятор навозного жука с оригинальной графикой (в игру входит собственный редактор растровых изображений, почти Paint, пацаны!) и саундтреком из к/ф «Каменская: двух камней не хватает» - натурально возможно все. Я потратил около сорока минут, чтобы сделать простенькую игрушку об избиении спрайтовой личины одного из моих коллег, и столько же - в попытках уговорить поиграть в нее кого-нибудь еще. Запомните, будущие демиурги: по ту сторону монитора действительно ничего нет. Повторяйте эту фразу как мантру всякий раз, когда рука потянется к изобретениям вроде EB Worlds, а мозг непроизвольно настроится на созидание. Там ничего нет, не было и не нужно, а если вдруг нагрянет внезапный приступ творчества - купите набор для макраме.