Светлая тема

Рецензия на игру Экономические войны

За окнами на деревьях только что распустились свеженькие листочки, а вслед за ними уже готовы буйным цветом расшуршаться зеленые купюры в карманах достопочтенных девелоперов и паблишеров. Весна выдалась знатная! Следуя за отметками на шкале термометра, потянулись к свету из темноты криэйторских чердаков многочисленные представители семейства Tycoon. То ли вдохновленные последними медиа-финансовыми разборками трансатлантического масштаба, то ли глубоко тронутые судьбами незадачливых и горячо любимых народами государственных секретарей, молодцы из Monte Cristo Games оперативно выдали на рынок симпатичный симулятор. Как неоднократно случалось ранее, для американского и европейского потребительских сегментов имя игры звучит по-разному, лишний раз, однако, подчеркивая своей двойственностью взаимосвязь затронутых областей общественной деятельности. Так, юные Авраамы Линкольны и Бенджамены Франклины по ту сторону океана насладятся творением под названием Political Tycoon, в то время как соседи по евразийскому материку займутся тем же под вывеской Economic War.

Partnership proposal

Игроку, как нетрудно догадаться, отведена скромная должность главы государства. Цели варьируются в зависимости от выбранной миссии, но приемы и правила их достижения всегда схожи и подразумевают построение и поддержку устойчивой государственной системы. Переходя от общего к частному, остановимся в первую очередь на основе мирового порядка и стабильности - международных отношениях. Ни одно, даже самое могущественное и развитое государство не способно существовать и процветать в изоляции от остального мира. Поэтому первым делом следует определить, кто из окружающих является другом и союзником, а от кого можно ожидать коварного внезапного нападения. Для установки контактов используем службу предложений о партнерстве. Как и положено, на доставку сообщений уходит некоторое время, которое рекомендуется посвятить другим важным делам.

Умение руководить

Благосостояние страны - это доходы от производства и торговли, поэтому следующим шагом будет постройка промышленных объектов. Все, что может быть отстроено, делится на несколько категорий: ресурсодобывающие и производящие предприятия, инфраструктура и дипломатия. Первые и часть вторых помещаются на территории, включающей месторождения соответствующих ресурсов, необходимых для данного вида работ. В зависимости от задач сценария, выбранной страны-участника и расположения во времени, предметами производства и торговли становятся разные блага. Так, в сценарии "Нефтяной кризис", действие которого происходит в 2005 году, игра за Россию подразумевает развитие экспорта нефти до установленного уровня, а предметами торговли являются нефть, уран, газ, автомобили. Сценарий же "Гонка вооружений" из 1950 года включает в товарооборот водку, сахар, сигары, каменный уголь и т.д. Естественно, наличие тех или иных ресурсов определяется географическим расположением и, что радует, соответствует реальному распределению их на земном шаре.

Поначалу каждое государство обладает некоторым количеством предприятий, к ним можно добавить новые или заменить одни другими. Новая постройка обходится бюджету в кругленькую сумму, а их общее число ограничено. Если перед нами стоит задача повышения производства и экспорта мясопродуктов, придется пожертвовать, например, парой обувных заводов, высвобождая рабочих для фермерства. Но никакое изменение не проходит даром: товары, внутреннее производство которых окажется недостаточным, необходимо закупать у других стран за деньги или собственную избыточную продукцию. Для осуществления торговли предусмотрена система импортно-экспортных контрактов, учитывающая и наглядно отображающая суть сделок.

Важной частью государственного развития являются научные исследования. Направление разработок определяется на специальном экране, индицирующем уровень исследований по текущей проблеме и степень участия стран-партнеров в научной работе. Чем выше уровень развития промышленной отрасли, тем большую прибыль она способна приносить. Для ускорения открытий строятся научные лаборатории и объединяются исследовательские потенциалы нескольких государств.

Elections

Устойчивость режима и политическая стабильность внутри страны зависят от нашей популярности как руководителя. Если министр внутренних дел лоялен и честно работает, отсутствуют существенные недостачи каких-либо ресурсов и внешние угрозы, уровень народного одобрения взятого курса остается высоким. Однако, стоит только прозевать выгодную сделку, допустить дефицит или ввязаться в разорительную войну, как мнение народа о власти начнет стремительно ухудшаться. В преддверии выборов, которые, кстати, проходят каждые четыре года, потеря доверия избирателей означает крах. Президент, чей уровень популярности в день голосования составляет менее 50 процентов, обречен на проигрыш выборов и автоматически выбывает из игры. Но, даже если до законного окончания срока еще много времени, а гражданский гнев слишком велик, оппозиция неизбежно устроит переворот, и для нас все опять же кончится. Есть несколько средств поднятия рейтинга: дорогостоящие имиджевые кампании на ТВ, предвыборное снижение налоговой ставки или просто грамотное руководство. Разумеется, только последнее в состоянии уберечь от дальнейших неприятностей. Оно же, впрочем, и самое сложное.

War and peace

Ко всеобщему сожалению, в истории периодически наступают моменты, когда международная ситуация выходит из-под контроля. И тогда в разговор вступают чисто силовые аргументы. В нашем случае - это межконтинентальные баллистические ракеты, при помощи которых обороноспособность возрастает пропорционально их количеству, а вражеские здания превращаются в руины. Естественно, помимо источника грозного оружия во время военных действий между другими государствами ракетная промышленность становится наиболее доходным бизнесом, ибо охваченные жаждой крови союзники с удовольствием скупают арсенал на самых выгодных условиях. Кроме того, как бы ни хотелось кому-то избежать вооруженных конфликтов, иногда таковые предусмотрены по сценарию и совершенно неизбежны. Имеет смысл набраться храбрости, открыть мировую карту, найти на ней вражескую территорию, отсчитать желаемое количество снарядов и, попросив Господа принять души убиенных, надавить на заветную красную кнопку.

Spies

Конечно, модель политического симулятора была бы неполной, если бы авторы не догадались включить в нее подковерную борьбу. Создав посольство в столице дружественного государства, получаем в распоряжение трех дипломатов и широкие перспективы на ниве подкупа, саботажа, скандальных разоблачений и агитационной пропаганды. Для шпионажа и подготовки диверсий во враждебных лагерях имеется три штатных разведчика из нашего аппарата, которые переносятся в нужную точку посредством излюбленной "hand of god" с пинцетом (видимо, пресловутый god даже сам не пожелал мараться о политиков). Для нужд шпионов предусмотрен специальный "Смазочный фонд", средства в который отчисляются из бюджета и расходуются на неприглядные шпионские цели.

I'll take it!

Свойственная Monte Cristo мультипликационная манера изображения, прикольная анимация построек и процессов, яркая, но не раздражающая раскраска - из таких особенностей и складывается комфортная атмосфера. Интуитивно понятный, не перегруженный излишними подробностями интерфейс таблиц и экранов, удачно озвученные клики, продуманная и удобная структура меню сразу располагают, переключая все внимание на суть игрового процесса. А наличие тренировочного курса, нормальной системы загрузки/сохранения и настройки скорости течения времени довершают портрет качественного, отточенного экономико-политического симулятора. Economic War не претендует на глобальный охват или глубокую интеграцию в реальность, но она, благодаря приличному AI, по-настоящему создает впечатление всамделишного окружающего мира, который не перестанет жить по своим законам, отвернись игрок от монитора. Согласитесь, иногда не хочется проводить месяц-другой за одной из эпохальных Civ, а быстренько, за несколько часов раскроить на свой лад историю и спокойно лечь спать.