Светлая тема

Рецензия на игру Ecstatica: A State of Mind

Самое сложное - это не допустить ни единой ошибки в названии игры. Пачка скриншотов называлась esctatica.zip, директория с игрой - Extatica, вопросы в форуме решительно касались какой-то Ekstatica, а знакомый, забредший на огонек, полчаса выспрашивал о «какой-то статике» и делал непонимающее лицо, когда разговор заходил о ньютонах, протонах, материальных точках и прикладной электродинамике. И не надо на меня так смотреть. Ecstatica, Ecs! Интернет на слово Ecstatica реагирует страннейшим образом (т.е вообще никак), а по смежной тематике находит лишь фразу «ecstatically exploring the emotional emollient of the eternal now», наверняка сказанную в горячечном бреду каким-нибудь сумасшедшим, вообразившим себя Большой Британской Энциклопедией. В общем, полная загадка.

Время отдыхать

Ex, Esc, Ecstatica - конечно же, продолжатель. Великого и могучего Alone in the Dark, который сам, не теряя времени, в самое ближайшее время грозит обернуться трилогией. Ecstatica, безусловно, стала бы ведущей игрой сезона, огребла бы кучу призов, включая приснопамятный «Наш Выбор», если бы не одно «но». Только вчера мы играли в чрезвычайно техничный и атмосферный Bioforge и знаем, во ЧТО может превратиться бодрый старичок AitD в году девяносто пятом. Здесь нет мощного сюжета (928 год от РХ, Путник едет по дороге, останавливается набрать воды и напарывается на нечисть в маленькой европейской деревушке), графика (очень необычна!) все же недотягивает до современных платиновых эталонов, ну а музыки и звуков ровно столько, чтобы ваш Gravis не заскучал и хоть как-то оправдал честно вложенные в него капиталы. Только не подумайте, что мы все это перечисляем игре в укор. Отнюдь! Это очень красивая, очень динамичная и захватывающая игра, которая, увы, проходится за три не очень длинных летних вечера.

В первую очередь в глаза, конечно же, бросается графика, которая в лучших традициях Psygnosis опять «не как у всех». Путник, монстры и другие персонажи спектакля собраны не из цветных треугольников (как в AitD) и не из текстуризированных полигонов (как в любви нашей, Bioforge), а из… эллипсов различных габаритов. Баклажаны, огуречик - вот и вышел человечек, причем искусный человечек, живой, с такой оживленной анимацией и непередаваемой мимикой, что Эдвард Кернби и его друг кибернетический прямоходящий робокоп завидуют черной завистью.

Загадки и прочие квестовые элементы в Ex, Esc, Ecstatica - на редкость логичные, но и не скатывающиеся к каноническому «нажми кнопку - получи банан». Инвентаря нет и в помине, все предметы переносятся исключительно в левой главгеройской руке, а правая тем временем кромсает местный бестиарий любыми подручными средствами. Файтинг великолепен! Мечи, булавы, кинжалы и даже мощи какого-то святого - все годится для вскрытия очередной нечестивой черепушки. А что эти самые эти черепушки? Минотавры, визгливые гномы, вредный и совершенно неуязвимый волк, пауки, дракончики, скелеты в панцирях и даже оживший письменный стол, больно лягающийся ножками и залихватски ругающийся пьяным басом - все это чертовски занятно и разнообразно. И правда, доколе нам трястись над патронами для бластера или гадать, куда в очередной раз приспособить граммофон, когда можно сколько влезет избивать подвыпившего косолапого в винном погребке, абсолютно безнаказанно убивать причитающих монахов, превращаться в белку и даже как бы между делом стать рыцарем Озерной Девы?.. Хотя секундочку, меня вдруг поразила ужасная догадка. А может, Путник на самом деле никакой не Путник вовсе, а самый что ни на есть сэр Ланселот? И… Э… А, в общем, нет-нет, забудьте.

Вот в чем вопрос

Атмосфера в игре - уникальная. Страх и суеверия средневековья, окровавленные трупы и избиение подвешенного ногами к большому крюку Путника - и все это на фоне… пасторальной травки, игрушечных домиков и комичных писклявых прямоходящих поросят, в изобилии шатающихся по деревне… Удивительная совместимость несовместимого. Если вам тяжело это представить, попробуйте собрать человек пять друзей, напялить на них карнавальные маски мартышек, козлов, кротов и мишек и разыграть какую-нибудь классическую драму. Скажем, «Гамлета». Извращение? Авангард? Умора? Зато удивительно похоже на Ecstatica.

Диалогов как таковых нет. Ну, не сложилось. Зато монологи, о! Сыграны в лучших традициях средневековья. Увидев ни в чем неповинного Путника, монах на стене аббатства выпучивает глаза, зычнейшим из всех зычных голосом проповедует: «Изыди диавол, ибо мя хоронят нетленные мощи, ибо мя обережет святой крест», и для острастки периодически заламывает руки и устрашающе трясет распятием. Гениальная сценка! Чтобы успокоить святого человека, пришлось наугад зачитать какой-то забористый псалом из Писания, причем забавнейшим образом - по слогам. Вот такие были темные времена в 928 году от РХ.

Заставка создает должный настрой - нервно стучащие копыта верного скакуна, совершенно безжизненный ландшафт, тревожный крик выпи и пустая деревня. Но… Но. НО! Посмотрите, вот выпрыгивает из седла наш герой - да это же Гайбраш Трипвуд! Посмотрите на его походку - это же Роджер Вилко! Посмотрите на его мимику - это же комик и шутник Бенни Хилл! Совершенно несовместимые вещи сливаются в странную и парадоксальную картину. Вот церковь - прямо у алтаря раскачивается повешенный падре со следами кровоподтеков на сутане. А вот Гайбраш… то есть Путник, конечно, забирающийся с ногами на алтарь и пытающийся вспомнить хотя бы пару строк из псалтыря, забавно шевеля руками и почесывая в затылке. Хочется смеяться, но не получается, ибо страшно, жутко, немного не по себе. Удивительное, неповторимое, изящнейшее художественное решение.

Приятные поражения

Приятно поражает обилие так называемых скриптовых сценок, то есть тех эпизодов, когда герои на экране живут сами по себе, разыгрывают забавные пантомимы или каким-нибудь иным способом поворачивают сюжетное русло без всякого нашего участия. Чего тут только нет - и молельщики в аббатстве, и позорное превращение Путника в мерзотнейшего лягушонка, многочисленные сцены насилия и даже… хм… И даже такая сценка, в которой герой подбегает к кустам, заговорщицки оглядывается и удовлетворяет… хм… вполне понятные небольшие физиологические потребности.

Возможно, вы сочтете это гадким, пошлым и бестактным, но вашего покорного жутко заинтересовала судьба этой скриптовой сценки при игре женским персонажем (есть такая возможность!). Этот вопрос не давал вашему покорному спокойно пить чай или смотреть телевизор. Проспав две ночи, но так и не выспавшись, злой и взъерошенный ваш покорный сел за Ecstatica, прошел до того самого места, а там вдруг… ничего не случилось. Скверно-скверно, господа разработчики, а что скажут игроки, вздумавшие играть за Путницу? Ведь тут их так откровенно обижают в скриптовых сценках! Безобразие. Попахивает сегрегацией, знаете ли.

Вообще

Ecstatica. Ладно, пусть этого слова нет в словарях, и оно наверняка значит что-то страшное, но унывать, друзья, нет никак причин. Черт с ними, со значениями. Перед нами добротная, милая, чуть-чуть наивная и бесконечно увлекательная игра. Или нет, не так. Перед нами Игра, с прописной буквы «И». Ибо такое зверское сочетание юмора, аркады, головоломок и детско-кошмарного ужаса в наше время - большая редкость. Непременно найдите и сыграйте. Хотя бы чуть-чуть. Сами увидите.