- Главная/
- Игры/
- Эдна и Харви. Взрыв мозга/
- Рецензия
>Посмотреть на: Немецкий юмор
Странная полумифическая субстанция. Иные утверждают, будто ее вообще не существует. Ежели вы и потешались над похождениями барона-живодера, над сестрами Золушки, ради замужества срезавшими себе пальцы с ног, либо над миниатюрным усатым диктатором, то вам прямая дорога в желтые застенки.
Ладно, идти на поводу у стереотипов в век глобализации немодно. Тем более что жанр сильно обязан стране трудоголиков и любителей пива, строем марширующих по чистым улицам… Стоп, ведь мы обещали. Сегодня Германия близка к созданию нового стереотипа — родины адвенчур. И это не шутка. Предпосылок полно: тут и гроздь молодых издателей, взявших на поруки бездомные проекты, и реки нишевых сайтов, и мириады фанфиков (одна Maniac Mansion Mania насчитывает десятки эпизодов), и, главное, азарт в глазах авторов.
За разнообразием квестов народное поверье незаметно стирается. Chaos Happens и Everlight, Perry Rhodan, даже Jack Keane могли похвастать рядом забавных моментов. Edna and Harvey повезло еще больше. Или меньше, потому как удержать серьезную публику на голом юморе непросто. Забудьте о технологиях. Плоская картинка, рваная анимация, разрешение 800x600 — все, что вы хотели от написанной на Java игры. Вас точно не умиляет крикливый фюрер? Тогда вам прямая дорога в «Эдна и Харви. Взрыв мозга».
>Взять: Классический квест
У немцев — почти обязательно квест от LucasArts образца 1990-95 гг. За короткий временной период сюжетов для «сочинений на тему» накопилось с избытком: морская романтика а-ля Monkey Island; странствия по свету в духе Fate of Atlantis; дорожные приключения, воспетые Full Throttle; космическая опера масштабов The Dig; отвязная шизофрения Sam & Max и дом психопатов из Day of the Tentacle. Последние два эталонных безумства и охватила Daedalic Entertainment. Охватила с присущей бюргерам категоричностью. Психушка — так психушка, шизофрения — так шизофрения. И чтоб без лишних соплей!
Маленькая девочка со взглядом
волчицы
Очнулась в палате одной
психбольницы.
Снаружи — охрана, и зайка под мышкой.
О, маленькая девочка, с… о,
зайчишкой.
Представьте, наша героиня — съехавшая с катушек девочка с безумным взглядом, в белесом балахоне и мягким кроликом в руке. Настоящее кентерберийское привидение, заточённое в замке. Остается гадать, кто она, откуда и почему съехала с катушек, т.к. в памяти зияют бо-ольшие провалы. Да и поступки чертовки куда осмысленнее поведения многих товарищей по несчастью. Неужто подставили? Вот и выясним. Действуй, Эдна!
>Говорить с: Кролик
Отчего ж не поговорить? Плюшевый лопоухий друг, чьи замечания кроме хозяйки никому не слышны, скорее напоминает Фродерика при Моне, чем Макса при Сэме. Что не мешает ему вести подрывную деятельность, лезть в разговоры, подстрекать фрау на дерзкие подвиги, а по праздникам и перенимать инициативу. Периодически устраивая сеансы т.н. хрономорфинга, грызун отсылает малышку в прошлое, в далекие воспоминания детства, где уже выступает с нею на равных. Конечно, Харви — лишь проекция воображения, что он неустанно подчеркивает, поэтому его способности ограничены сбором тем для размышления в бесчисленные слоты. Процесс навеян обычным сбором инвентаря, разве что место вещей занимают их образы. После чего не грех обсудить находки за чашкой… пардон, за здравие.
Аналогий с кэрролловской (Lewis Carroll) «Алисой» не миновать. Цитируя Чеширского кота, «мы все здесь сумасшедшие — и ты, и я». Юной пигалице недостаточно вырваться из цепких лап смотрителя, с которым ее связывают давние отношения, — необходимо приспособиться к остальным невменяемым соседям, выстроить стратегию действий в сюрреалистичном мирке. Пролетая над гнездом кукушки, Эдна встречает россыпь персонажей с тараканами в головах: человек-пчела, чокнутый профессор, торговец на бирже с оборванной трубкой, застрявшие в одном свитере «сиамские близнецы», сдвинутый на электричестве фанатик и прочая, прочая. Каждый, включая зловредный персонал, зациклен на своем, и пробить стену непонимания иногда сложнее, чем разработать план побега. Самопровозглашенный кондуктор свято верит в «инновационную» систему проезда на вешалках в прачечную, землекоп под «лопатами» признает лишь медные ложки из столовой, стойкий охранник гордо демонстрирует размеры мочевого пузыря… Словом, та еще компания.
В любой другой адвенчуре похожая недоразвитость и узколобость раздражали бы, однако в Edna and Harvey нет характеров — есть диагнозы. Нацепив выбранные маски, пациенты сидят по углам, не заботясь о происходящем вокруг. Им и не нужно. С ними приятно поболтать, а то и провести на мякине. Никто не давит на жалость. Напротив, «идиотизм» возведен в ранг неисчерпаемого объекта для веселья. И на фоне подобной шизы разворачивается серьезный, где-то трагичный сюжет о сиротинушке, брошенной на произвол судьбы. Только в Германии умеют столь цинично пройтись по столь щепетильной проблеме, смешать в кучу комедию с мелодрамой и подвести черту натуральным триллером. Смешать — и насмешить!
>Использовать: Все на всем
Не стесняйтесь, используйте. Благо, возможностей хоть отбавляй. Несмотря на дикую по нынешним временам картинку ручной работы, кривые пейзажи, схематичных человечков с размытыми физиономиями и нервнопаралитическими движениями, интерактивность порой достигает удивительных высот. Эдна и Харви активно реагируют на команды, какими бы абсурдными они ни были, разглядывают и хватают прохожих, заводят беседу с зеркалами и растениями — буквально используют все на всем. Скрещивать прикарманенные предметы с предметами обстановки и промеж собой, попутно выслушивая потоки едких ремарок, можно до посинения. Радует даже не искрометность и лаконичность комментариев — непостоянная, но вполне реальная, в отличие от Vampyre Story, — а плотный контакт с окружающей средой.
Вспомните Бернарда из DotT, цитировавшего ученую книгу по случаю и без. У Эдны тоже при себе есть словарик для толкования встречных явлений. Кроме того, имеется увесистая кувалда для оставления внушительных вмятин, ручка для разукрашивания стен и потолков, кетчуп с горчицей для пачканья машин и белья, трубочка для плевков, не говоря про верного Харви, чревовещающего за цветки, кастрюли и… да за что угодно. Задержитесь в комнате минут на пять, и ее преобразят до неузнаваемости. Особенно повезло гарнитуре, ассоциируемой с главным врагом. Тут уж героиня ничем себя не сдерживает, пуская в ход целый арсенал вредительских средств. Не подумайте, они пригодны и для сюжетных задач. Тем не менее, настоящий смак — это безнаказанное издевательство над плодами прогресса.
Саму игру, кажется, создавали в качестве такого издевательства. По-хорошему, за здешние «красоты» и без малого любительское оформление ныне расстреливают очередью из тухлых помидоров и обидных оценок. Вон и непретенциозному Al Emmo досталось от подпольных кругов за желание нажиться на ностальгии. «Взрыв мозга» вышла чуть посолидней, не давя на покупателей и не слишком афишируя приверженность к классике. Напускная несерьезность, простота и банальность вытекают в путанное, многослойное приключение, корнями глубоко ушедшее в прошлое. Ближе к финалу ощущаешь определенную изношенность сценаристов, собственную усталость от потоковых шуток и сочувствие переводчикам (хотя локализация, конечно, довольно стандартна). Традиционную суету сует сменяет тяжелый пазл, а довершает эдакий мрачный интерактивный фильмец. Переоценили авторы свои силенки. Однако если старый год и принес в мешке по-настоящему задиристый и забористый квест, то имя ему — «Эдна и Харви».