- Главная/
- Игры/
- Elements of War/
- Рецензия
Времена, когда достижения отечественной игровой индустрии вызывали пусть редкую, но неподдельную гордость, прошли. Сегодня почти все разработчики разводят коров в социальных сетях или лепят очередную пародию на корейские MMO. Не ударили в грязь лицом лишь непотопляемые внутренние студии «1С» и несколько компаний, устремивших взор на консоли (по иронии судьбы, первыми в этой колонне шагают вчерашние бракоделы Gaijin Entertainment и Creat Studios). Будет ли ренессанс — пока неясно. Так что стратегия Elements of War, о которой впервые стало известно на КРИ 2008, может стать лебединой песней PC-проектов, созданных в нашей стране. Хотя она вообще могла не дожить до релиза, если бы Lesta Studio не пошла на хитрость.
Буря в Техасе
Изначально Elements of War была представлена как ответ World in Conflict, лучшей RTS последних лет. Понимая, что шведский блокбастер не переплюнуть, питерцы взяли его за образец. Помимо общих принципов («ключ к победе — захват особых точек» и «подкрепления прибывают из-за пределов карты, а не вербуются на базе»), они скопировали интерфейс, набор юнитов и даже декорации — глубинку Соединенных Штатов.
Сюжет игры напоминает романы Тома Клэнси о мрачном «недалеком будущем», где герои и злодеи поменялись местами. Прогнившая верхушка американского ВПК решила взять власть в свои руки. В ходе испытаний климатического оружия разразилась катастрофа планетарного масштаба. Вашингтон и Нью-Йорк разрушены дотла. Стихийные бедствия, мародеры, голод… Порядок в охваченной хаосом стране наводят остатки армии США, миротворцы из Европы и частная военная компания «Ворон», работающая на заговорщиков.
Несмотря на завязку, хорошо знакомую по Splinter Cell: Conviction, Shadow Complex и телесериалу Jericho, сценарий неплох. Нам не предлагают разнести чужую столицу в борьбе за нефть или мимоходом убить лидера соседней банановой республики, как это сделали в Kaos Studios и Treyarch. В Elements of War американцы, русские и немцы не вспоминают старые обиды, а сообща воюют с «плохими парнями». Одним такая история покажется слишком наивной и политкорректной, зато для других станет отдушиной после ушатов провокационной «клюквы».
Боевая метеорология
Впрочем, проходить Elements of War интересно. Lesta стремилась к тому, чтобы каждая из дюжины миссий чем-нибудь удивляла. Игрок штурмует укрепрайоны и отражает контратаки, сопровождает и перехватывает конвои, участвует в диверсионной операции, прикрывает наступление реактивными системами залпового огня. Банальные битвы «стенка на стенку» становятся увлекательнее благодаря новым «погремушкам», которые подбрасывают разработчики.
World in Conflict позволяла крушить и жечь окрестности с помощью минометов, гаубиц, кассетных и вакуумных бомб, напалма и ядерных «гостинцев». В Elements of War ассортимент поддержки с воздуха куда скромнее, а дальнобойной артиллерии нет вовсе. Однако Lesta берет свое за счет «элементалей» — экспериментальных видов оружия массового поражения. Tartarus разрушает целые кварталы локальными землетрясениями, Aurora парализует технику электромагнитным импульсом, сбивая вертолеты, и вызывает торнадо, Fireball сжигает противников разрядами молний. Буйная стихия зрелищно сносит дома и валит деревья — физический движок, виденный в «Агрессии» и «9 роте», наконец-то заработал на полную катушку.
Еще одна любопытная особенность Elements of War — капризная погода. Раз в 10-15 минут солнце уходит за тучи, мешающие наводить штурмовики и доставлять подмогу. Кроме того, дождь резко сужает радиус обзора. Конечно, свежей эту идею не назовешь — климатические фокусы были аж в Earth 2150. И все же встречается она нечасто и до сих пор разнообразит тактику, ведь игрок приобретает новые возможности: провести обходной маневр в ненастье или, наоборот, отложить удар.
Российская сборка
В общем, у Lesta Studio вышла достойная RTS, но, увы, до высшей лиги ей далеко. На голом энтузиазме, без серьезного бюджета и недюжинного таланта, World in Conflict не догнать. Elements of War безнадежно уступает своему прообразу. Неприятнее всего — вялые перестрелки. Пока стоящие напротив друг друга кучки юнитов разберутся, кто сильнее, вы успеете сходить на кухню за чаем.
Правда, от боя лучше не отвлекаться — из-за ограниченного капитала потери невосполнимы. Видимо, разработчики полагали, что такой подход вынудит вдумчиво планировать действия. На деле же большинство игроков не будут ломать голову — просто начнут сохраняться перед любой стычкой и повторять ее по десять раз, чтобы одолеть врага без единой царапины. Вряд ли это тот самый «хардкор»…
Не выдерживает сравнения с World in Conflict и картинка. Модели техники и пехоты хороши, а вот ландшафт и спецэффекты вроде дыма и взрывов бедноваты. Еще хуже ролики на движке, убитые шаблонной режиссурой и деревянной анимацией. Таких заставок стыдились уже пять лет назад. Тем не менее, Elements of War держится молодцом на фоне прочих российских потуг в жанре RTS и французско-китайской Tom Clancy's EndWar.
Невидимый фронт
Провальная стратегия Ubisoft упомянута неслучайно — именно на нее похож здешний многопользовательский режим. То, что мультиплеер отделили от одиночной кампании и распространяют по принципу free-to-play, не так уж важно. MMO сегодня в моде, и этот шаг позволил найти издателя для Elements of War.
Подобно EndWar, игра разделена на два уровня — глобальный и тактический. Командиры изучают карту США, выбирают территорию и двигают туда свои отряды. Далее — поиск соперников и схватка, по окончании которой участники получают деньги и опыт, зализывают раны, «прокачивают» бойцов и расширяют арсенал.
Правила битвы тоже близки к EndWar. С обеих сторон сражаются по четыре человека. Специализации на пехоту или авиацию, как в World in Conflict, не предусмотрены — каждому из них доступны все виды войск. Подкрепления поступают не из «бездонной бочки», а из заранее сформированного резерва. Ключевых точек на арене достаточно много, чтобы хватило простора для любых сложных маневров. Здесь нет динамики и командного взаимодействия WiC — противостояние идет более размеренно.
К сожалению, даже если вам по душе такие развлечения, вы не сумеете ими насладиться. Сейчас сетевая часть Elements of War настолько непопулярна, что в онлайне редко встретишь хотя бы двух-трех оппонентов. Возможность воевать с ботами — не выход. Авторы оправдываются тем, что игра пока не выбралась из открытого бета-тестирования. Однако пример World of Tanks и Company of Heroes Online показывает, что готовый наполовину проект способен привлекать тысячи поклонников и днем, и ночью.
Выручит ли реклама Lesta и Playnatic Entertainment в будущем? Перспективы Elements of War очень туманны, несмотря на весьма гуманную по меркам русского free-to-play систему монетизации. В обмен на рубли предлагают привилегированную подписку (ускорение набора опыта и починки юнитов), внутриигровую валюту и украшения вроде эмблем и камуфляжей. Покупателям коробочной версии с «синглом» положен месяц пользования премиум-аккаунтом и дополнительный тип подразделений (спецназовцы ГРУ ГШ или отряда «Дельта»). Приятно, только удастся ли опробовать коммандос в деле…
* * *
Вопреки содержанию пресс-релизов, Elements of War оказалась однопользовательской RTS. MMO-составляющая еще не выползла из пеленок, и не факт, что у нее это вообще получится. Ну а за кампанией можно скоротать несколько вечеров и не жалеть о потраченном времени.