Найти островок спокойствия в окружающем бардаке сегодня становится все сложнее. Мир беспрерывно меняется, и те, кто не успевает приспособиться к подобному ходу вещей, неизбежно остаются на обочине успеха и истории.
Не спешите пугаться, - большинству народонаселения ничто человеческое до сих пор не чуждо. Далеко не всякая психика способна моментально перестроиться. Каждому нужны хоть какие-то корни, в роли которых нередко выступают пересматриваемые бесконечное количество раз фильмы, выученные почти наизусть песенки крутого мексиканского перца Тито Ларрива или… наши любимые компьютерные игры. Ведь, если вдуматься, именно то, что журналистская братия презрительно зовет «клонами», удерживает значительную часть виртуальных паралитиков от принудительного сеанса иглоукалывания. Конечно, я несколько утрирую, но факт все равно остается фактом; отсутствие изменений создает ощущение стабильности и комфорта, хорошо знакомое поклонникам Settlers 4 и Cultures 2. Не проходите мимо! Следующая гулянка такого уровня случится не раньше появления очередной серии SimCity.
Китайский городовой
Умение трепать языком является основным качеством профессионала «ротационных машин», однако придется признать, что я слегка отвлекся. Пора возвращаться на грешную землю, причем не куда-нибудь, а в Древний - иногда даже Очень Древний - Китай образца чуть ли не 2000 года до нашей эры. Бескрайние рисовые поля, высоченные пагоды, поклонение костям предков, неспешные чаепития в увитых цветами павильонах, томик Конфуция на рабочем столе… Продолжать в том же духе можно еще очень и очень долго. И почему таинственный «золотой век» отделяет от современности не меньше тысячи лет всеобъемлющего разброда, шатания и классовых войн?.. Риторический вопрос. Утопия, «место, которого нет» - в наши кибернетические времена предложенная Томасом Мором концепция приобретает несколько иную окраску. Впрочем, выпускники экономических «факов» в любом случае ничего ценного здесь не почерпнут.
Если вам довелось видеть предыдущее творение прорабов из Impressions Games, никаких сложностей с адаптацией не возникнет. Целью игры по-прежнему является служба государства на благо граждан - не наоборот, так как именно эти вечно суетящиеся придурки являются мерилом окружающей действительности. Обеспечьте горожан разнообразной и вкусной едой, чистой водичкой, красивой одеждой, керамическими изделиями, клиниками, храмами, музыкой, театрами и прочими более или менее сомнительными благами цивилизации, и самый захудалый район спустя пару пятилеток превратится в Беверли Хиллс местного разлива. Ветхие, крытые соломой хибарки буквально на глазах превратятся в уютные двухэтажные коттеджи, - соответственно, увеличится их вместимость, а значит, и размер налоговых поступлений. Поначалу задание кажется элементарным, и лишь задним числом горе-архитектор начинает соображать, что фермы и глинообрабатывающие предприятия портят вид из окна, базарный шум мешает наслаждаться зеленым чаем и беседовать о поэзии, а отсутствие круглосуточного доступа к семейным склепам вгоняет электорат в жуткую депрессию. Капля в море… Кстати, если бездарный правитель всех по-настоящему достанет, в подведомственном городе могут произойти крайне неприятные вещи. Китай - это, конечно, не Карибские острова, но уповать на бесконечную лояльность и патриотизм подданных не приходится.
Количество доступных для возведения зданий внушает неподдельное уважение, вскоре переходящее в истерику и дамские обмороки. Строить придется действительно много - 90% геймплея составляет конструирование памятников старины, которые когда-нибудь в будущем с удовольствием раскопают студенты-археологи. Что приятно, дома возникают немедленно после тычка мышью и снятия определенной суммы с текущего счета; еще приятнее - игру в любой момент можно поставить на паузу и продолжить свое черное дело в более располагающей обстановке. Каждое сооружение обязано что-то производить; если не конкретные товары, продаваемые затем на рынке или межгородской бирже, то хотя бы услуги, недооценка которых обязательно приведет к последствиям, сравнимым с землетрясением или выходом реки из берегов. Да-да, площадка для запуска воздушных змеев, парк с искусственным озером или позаимствованная у японских соседей «сакура в цвету» тоже занимаются выпуском - только не расписных самоваров и капусты, а счастливых людей. Это многого стоит.
В том, что жители Поднебесной Империи были отъявленными эстетами и гедонистами, убеждаешься уже через несколько часов. Аккуратные «бюргерские» домики, очаровательные беседки, гигантские «клумбы» и мини-садики - соблюсти должную пропорцию и не переусердствовать с насаждениями поможет придворный советник по фэн-шуй. Как легко догадаться, взглянув на фоторепортаж, перехода в третье измерение не произошло. Несостоявшимся в реальной жизни мэрам и губернаторам предстоит любоваться на замученную поколениями дизайнеров 2D-изометрию - отлично нарисованную и высокодетализированную, но, увы, устаревшую и порядком поднадоевшую. Катастрофическое отсутствие возможности приблизить/удалить картинку порой воспринимаешь как личное оскорбление; метаться по большому городу с населением 2-3 тыс. человек, высматривая и отстраивая разрушенные в результате стихийного бедствия или недосмотра дворников постройки - занятие для игроков с крепкими нервами. О четырех классических поворотах камеры лучше вообще умолчать; я всегда считал подобные вещи извращением, хотя то, что они не сопровождаются заметными тормозами, безусловно, радует.
Дипломатия и конопля
Немногочисленные претензии традиционно относятся на счет условности процесса, помимо естественного притока аудитории ведущей к огромной куче совершенно абсурдных ситуаций. К примеру, если жители Эллады не выдерживали отсутствия оливкового масла в магазинах, то наши братья китайцы начинают паковать манатки, едва в кладовке закончится... конопля. Дело в том, что столь ценный продукт горения безрассудно используется для производства модных рубашек, без которых платежеспособная часть населения решительно не мнит своего существования.
А чего стоят пожары и массовые разрушения, происходящие без всякой видимой причины и предупреждения... Забыли построить лишнюю каланчу с рабочими? Что ж, не судьба; придется платить за новый дворец или административный центр. Дабы подлить масла в огонь скажу, что высокая честь убирать обломки жизнедеятельности предоставлена нам с вами, - поставить постройку на заваленную мусором территорию монтажникам не позволяет чувство прекрасного. Представьте последствия масштабных хулиганств матушки-природы, и пусть ваше сердце наполнится ужасом, ибо автоматизации процесса не предусмотрено. Совсем. Долгими бессонными ночами я грезил о кнопке, заставляющей компьютер отстраивать все заново, но ничего, кроме жульнической перезагрузки «сэйва», так и не придумал. Последней мере воздействия способствуют экономические проблемы, неизбежно сопровождающие все катаклизмы. Массовый отток жителей может легко привести к тому, что на восстановление инфраструктуры уйдет десятка два игровых лет - и то если разбушевавшиеся предки все это время будут бузить где-то загородом.
Описанное выше в полной мере относится к военным действиям. Если экономическая часть от упрощений во многом выиграла, то противоборство с несогласными - форменная пародия на жанр RTS. Захватнические операции, по сути, проходят без нашего вмешательства; хлопнул по паре кнопок и жди результата - в случае удачного исхода новоявленные вассалы начнут выплачивать дань. Лишь когда в роли обороняющихся оказываются наши вооруженные силы, изголодавшимся по свежей крови агентам Blizzard выдают электронного грызуна. Выделяешь отряд, начинаешь гонять его между кучками врагов - чем не идиллия? Исходя из этого хочется посоветовать всем не выпендриваться, а тренировать исключительно пехотинцев. Хлопот с ними меньше.
А вот дипломатия по сравнению с Zeus стала чуть лучше. Посмотреть в глаза иноземным посланцам, к сожалению, не удастся, зато выбор опций удовлетворит кого угодно. Стандартным набором дать/попросить/напасть дело не ограничивается; задобрив богатого соседа подарками, можно выбить договор о торговле, что при правильной постановке дела приносит колоссальные барыши. Посланный в стан вероятного противника шпион обеспечит информацией, а мощный союзник не побрезгует взять на себя часть вражеских стрел. Тоже съедобно.
Зеленый чай с вареньем
Вряд ли знатоки жанра могли ожидать от Emperor чего-то другого. «Хорошая новость - это отсутствие новостей», - не ручаюсь за академическую точность цитаты, но примерно так сказал один китайский деятель, чье имя начисто стерлось из моей памяти. Если этот афоризм вам близок, - бегите к ближайшей торговой точке, ибо неотступно следующее за игроком чувство deja vue и разумное обилие мелочей, в которых почти каждый из здесь присутствующих УЖЕ разбирается, на редкость благотворно влияют на рассудок. Только не пытайтесь произносить слово «вторичность» и блистать эрудицией - в данном случае это ни к чему. По большому счету, перед нами не клон, а просто давно знакомая, качественная и необычайно «уютная» игра.