Что можно купить на $10? Чашку капучино в модном кафе на Невском. Китайскую футболку с надписью «Hugo Boss». Три метра импортной водопроводной трубы… Загружаемые мини-аддоны к популярным играм апеллируют к человеческой жадности. С психологической точки зрения легче несколько раз заплатить по чуть-чуть, чем сразу отдать немаленькую сумму.
Топор маркетинговой войны
Ветераны Total War быстро подберут подходящую аналогию. The Warpath Campaign не ровня Barbarian Invasion и Kingdoms; ее ближайший родственник – Alexander, самый слабый и короткий из всех проектов, выходивших в известной серии. Забудьте о покорении мира — ареной для конфликтов цивилизаций стала Средняя Америка. Авторы доработали знакомую карту, увеличили количество регионов и распределили их между десятью основными фракциями.
В Empire колонизаторы планомерно изводили коренное население Нового Света. Настал черед отомстить, украсив пояс скальпами завоевателей. Выбор небогат: ирокезы, гуроны, пуэбло, чероки и индейцы Великих равнин. Поскольку игра начинается в 1763 году, в Америке уже полно иноземцев (сыграть за них нельзя). На юге бесчинствуют испанцы, на восточном побережье разрастается грибница США, с севера подступают англичане. На правах зрителей с галерки присутствуют Франция и Республика Соединенных провинций, хотя вряд ли вы столкнетесь с ними напрямую — лишь по дипломатическим каналам. Впрочем, пожелают ли лощеные и образованные господа разговаривать с полуголыми дикарями? Даже если встреча увенчалась успехом, не стоит рассчитывать на верность и доброту бледнолицых, рано или поздно они всадят нож в спину. А вот долговременный союз племен – вполне реальное явление. Со «своими» всегда проще найти общий язык.
Важнейшая роль отведена географии. Несколько ходов без поножовщины дадут хороший старт экономическому развитию, но ирокезы и чероки, живущие между молотом и наковальней, лишены этой привилегии. На максимальной сложности враги не церемонятся – только смелые и решительные ответные действия обезопасят племя. Первое же сражение с выходцами из Европы сбивает спесь с игрока. Проверенные тактические схемы больше не работают! Обыкновенные лучники бессильны против линейной пехоты, а элита пока недоступна. Нужно навязывать неприятелю ближний бой, прятаться от огня в складках местности, использовать засады и неожиданные удары в тыл и фланги. Позже в распоряжении индейцев окажутся современные мушкеты и пушки, но залогом победы все равно будут стрелы и томагавки.
Освоившись на тропе войны, замечаешь прочие детали интерьера, например окошко для исследований. Куцее научное древо — не повод для гордости. Нужды зарождающегося государства с лихвой покрывает пара «университетов», где многомудрые старцы окуривают молодежь клубами табачного дыма.
Священнодействовать разрешено только на пороге вигвама, ибо европейские постройки подлежат обязательному уничтожению. Необходимость с нуля отстраивать захваченные города удручает. Если с деньгами туго, можно сойтись с чужаками, продав часть плодородных земель под ранчо. Альтернативный источник валюты – небритые золотоискатели, готовые поделить барыши в обмен на право процеживать вашу грязь. Представителям разных культур непросто ужиться друг с другом. Вдобавок вместе с работягами приходят протестантские миссионеры, растет число недовольных, а там и до восстания недалеко.
Вся надежда на шаманов, несущих миру слова Великого Духа и вправляющих мозги легковерным соплеменникам. Плечом к плечу со служителями культа вышагивают скауты – суперагенты, способные по приказу вождя убить, спалить что-нибудь или «заморозить» целую армию на один ход.
The Warpath Campaign не ограничивает нас борьбой с компьютерными интервентами (после патча 1.5 они заметно поумнели). Улюлюкающие толпы прорвались и в мультиплеер. В «раннем» периоде все племена одинаковы, поэтому играть не очень интересно, однако в «позднем» наконец появляются уникальные юниты. Пуэбло и жители Великих равнин ценят конных стрелков, у гуронов сильная пехота (прежде чем рвануть врукопашную, порадуйте противника метательным топориком), чероки и ирокезы соблюдают золотую середину, комбинируя пеших бойцов и кавалерию. Поднадоевшие режимы атаки и обороны обрели второе дыхание – штурм деревянного форта размалеванными индейцами выглядит весьма колоритно. Морские баталии остались без изменений. Полноценного флота у туземцев никогда не было, и разработчики решили не превращать мировую историю в балаган.
Хау!
Возьмите гениальную Kingdoms, разделите на четыре – это и будет The Warpath Campaign. Тот масштабный аддон предлагал разнообразные ситуации. Надоело биться за Святую землю – перебираемся на Британские острова или еще куда-нибудь. Здесь же сменить декорации нельзя. Назвался индейцем – полезай в мокасины. Но, в конце концов, что можно купить на $10?