Симуляторы нынче большая редкость. Особенно симуляторы боевых вертолетов. И уж совсем дикий случай, когда героями этих симуляторов становятся вертолеты российского производства. Основательно порывшись в самых отдаленных извилинах, можно отыскать всего несколько игр, где нас не обидели. Если исключить все "старые" симуляторы, то пример всего один - Apache Havoc. Впервые в истории прогрессивного человечества Ми-28 (точнее, его модификацию Ми-28Н) не только не опустили, как это принято, но даже признали его превосходство над "Апачем"! Произошло это знаменательное событие где-то полтора года назад, а тут и наследник подоспел. Кстати, спешу обрадовать: в России игра локализована компанией Nival и издана 1С под названием "Разорванное Небо: Ка-52 против "Команча".
Я бы в летчики пошел...
Как и в случае с любым сиквелом, первый вопрос, который возникает при знакомстве с игрой, - что нового? Если кратко и лаконично, то - нового много.
В первую очередь это касается главных героев: "Команча" и Ка-52. Эти две машины несколько отличаются от "Апача" и Ми-28, представлявших первую часть игры. Иными словами, часть движка, отвечающая за физическую и летную модель, поменялась. Особенно это касается "Команча", который, по сути, представляет несколько иную "весовую категорию". Апач, Ми-28 и Ка-52 все-таки ударные вертолеты, чего не скажешь о "Команче". Изначально этот вертолет разрабатывался как разведывательный. Конечно, мощности его вооружения вполне достаточно, чтобы выполнять функции штурмовика, но главная задача таких машин несколько иная. Не стоит еще забывать, что "Команч" покрыт радиопоглощающей краской и радиус его радарного обнаружения в несколько раз ниже, чем у всех вышеперечисленных машин.
Во-вторых, появились новые участники боевых действий. Это пехота и тяжелые транспортные самолеты. Если задача первых сомнений не вызывает, то что делают вторые мне, мягко говоря, не понятно. Были подозрения, что такие самолеты подвозят боеприпасы для полевых аэродромов, но проследить за этим возможности не было. Зато человечки порадовали. Мало того, что выполнены они очень качественно (поверьте, никакие Ку и Анрылы тут рядом не стояли), так еще и подбить могут. Обычно эти ребята кучкуются в населенных пунктах и любят сидеть на крышах зданий. Те, что с автоматами, никакой опасности не представляют, а вот те, что с ПЗРК...
В-третьих, AI неплохо заштопали. Это, правда, не мешает вашим коллегам иногда в упор игнорировать вражеский огонь и лететь куда глаза глядят. Хотя автопилот работает очень хорошо. Вы не поверите, но так даже можно вести бой! Виртуальный пилот будет постоянно придерживаться необходимой безопасной высоты, а вам достанется роль огневого оператора. Но лучше все равно летать самому. Автопилот необходим лишь в тех случаях, когда требуется преодолеть большое расстояние. Тогда просто лететь несколько скучновато (трудно-с), так что есть смысл доверить это дело коллеге. Но при приближении к противнику разумнее взять управление в свои руки.
Make War!
Если вы не играли в Apache Нavoc, считаю своим долгом предупредить - никаких миссий здесь нет. На определенном участке проходит некая глобальная операция, в которой может участвовать до 2000 единиц техники одновременно. От Ан-12 до УАЗика. Причем все это происходит в реальном времени. Есть и более мелкие сражения в режиме skirmish, но они происходят на тех же картах, что и основные, только с меньшим количеством одновременно участвующих в бою. То же относится и к free flight, в котором миссия начинается с уже назначенным заданием.
Вашей задачей является захват или защита различных объектов. Чаще всего необходимо уничтожить какое-либо количество вражеской техники в данном секторе, после чего несчастными займутся наземные силы. Поскольку территория просто огромна, все происходит не так быстро, как иногда хотелось бы, но пугаться не стоит. От себя добавлю, что участвовать в подобных битвах сплошное удовольствие. К тому же «железяка», отвечающая за "глобальную" стратегию, несколько поумнела, и бои теперь выглядят очень реалистично. "Глобальная карта" несколько усложнилась, но по-прежнему все интуитивно понятно.
По идее, если у вас нет никаких дел, можно спокойно оказать соотечественникам помощь, но выполнять задания все-таки нужно, а то медалей не дадут. Братские вертолеты, кстати, действуют вполне разумно. Пара ПТУРов, очередь из пушки - и в укрытие. Летать на больших высотах вообще чревато скоропостижной смертью. И AI себе таких вольностей не позволяет. Более того, железка иногда такое вытворяет! Однажды мне удалось наблюдать парочку Ми-28, которая тихонько за холмами поджидала колонну техники. Не буду вдаваться в подробности, но они ее дождались.
RAH-66 Comanche versus Ka-52 Hocum
Как я уже говорил, сама идея стравить Команч с Ка-52 несколько странновата. Ка-52 имеет гораздо более мощную 30-миллиметровую пушку, против 20-миллиметровой у Команча . Но расположена она справа, ближе к центру тяжести вертолета, и имеет плохую горизонтальную подвижность (то есть, чтобы выстрелить, скажем, влево, нужно разворачивать машину). Но, простите, что можно сделать Ка-52 из 20-миллиметровой пушки? Разве что в кабину попасть, так она до 23 мм выдерживает... Зато в плане разборок с наземными целями команчевская пушка явно превосходит своего конкурента. Стреляет она менее точно, но зато имеет гораздо большую подвижность и скорострельность. Но Ка-52 все-таки обидели. Авторы почему-то решили ограничить радиус действия Вихрей шестью километрами. Очень смелое решение, учитывая, что реальный радиус их действия - до десяти километров.
Теперь еще одна интересная вещь. Стандартная загрузка Ка-52 в игре включает всего четыре "Иглы". Явно недостаточно для ведения полноценного воздушного боя. Можно загрузить и восемь "Игл", но тогда придется летать без "Вихрей". Хотя мне не раз удавалось сбивать вертолеты "Вихрями", так что жить можно. "Команч", в свою очередь, совершенно справедливо вооружен четырьмя "Стингерами" и двенадцатью "Хеллфайрами".
Если бы не пушки, то оба вертолета были бы сильно похожи по части вооружения. Кстати, интересный момент, - НУРСов вообще нет. К примеру, на Ка-52 их должно быть 40, а на"Команче" - 32 (что интересно, "крылья" нужны ему именно для подвески НУРСов, но на них просто ничего нет... выходит, просто так поставили?). О причинах, по которым авторы лишили нас такого счастья, можно только гадать. И это далеко не все. Даже странно, что вертолеты так обижены вооружением. Такое ощущение, что это аркада: пушка и два вида ракет. Всё.
Что касается летной модели и авионики, то хвалить есть за что. Хотя бы за сложность управления. Такое мнение может показаться странным, но это действительно так. Здесь просматривается явное наследие Apache Havoc. Летать трудно даже на минимальных уровнях реализма, и я бы посоветовал всем начинающим использовать джойстик, ибо без него действие больше похоже на пытку, чем на игру. Да и авионика не подкачала. Padlock для вертолетного сима - это действительно непростая вещь. Особенно если учесть, что большую часть времени летать приходится на высотах от 5 до 20 метров (чуть увлекся и уже труп). Действует он как на цели, так и на waypoint'ы. Очень удобно.
В семье не без урода
Кому как, а для меня графика - очень важный момент. Как ни грустно, но в Enemy Engaged это самое слабое место. Я полностью согласен с тем, что смоделировать достойный по степени детализации ландшафт в такой глобальной игре (если будет желание, попробуйте пролететь из одной части карты в другую) просто нереально в настоящее время. Тут не помогут никакие ЖыФорсы. Но именно ландшафт весьма и весьма портит вид. Сынок унаследовал от папы угловатые горы, полное отсутствие растительности (за исключением "типа зарослей", сделанных по принципу полигон-раз-полигон-два) и редчайшие по уродству взрывы. Со спецэффектами здесь явные проблемы. Думаю, Лукасу стоит взглянуть на лучи, которыми стреляет chaingun "Команча". Это вполне бы пригодилось ему для очередной серии "Звездных Войн". Зато как сделаны дворники! Поверьте, это не просто банальная декорация. В режиме вида из кабины в случае дождя вы ничего не увидите, а вот со включенными дворниками видимость станет получше. Мелочь, а приятно.
Зато к трехмерным моделям у меня нет никаких претензий, за исключением, пожалуй, одной (о ней ниже). Все очень достойно. Техника богато детализирована, а таких танков и бронетехники нет ни в одном танковом симуляторе (Microprose, где твой Platoon?!). Только представьте, вы можете наблюдать за ЛЮБЫМ юнитом в игре, будь то пехотинец, или жлобский "Геркулес" (признаюсь, крупные самолеты здесь все-таки немного кривые, все-таки сказываются размеры - на детализацию особо не разоришься...). Впрочем, есть одна проблема. Вы верите в приведения? Лично я с некоторых пор верю. Местная техника без труда проползает сквозь своих товарищей. То же самое можете без труда проделать и вы. И не только с техникой. Рекорд - пролет сквозь дом. И еще один ужас - линии электропередач. Сами линии видны, но вот то, на что они крепятся... В общем, просто висят в воздухе. Господа разработчики, в жизни ведь все не так!
Как можно догадаться, расплата за все эти радости (здоровенная карта, крутые модели) долго себя ждать не заставила. Без ускорителя и PII за пазухой к этой штуке приближаться не рекомендуется. И еще джойстик в качестве минимума. Если кому интересно, в 1600*1200 игра ощутимо тормозит. Если учесть, что объем моей оперативной памяти превышает максимальный объем игры, установленной на диске, то возникает резонный вопрос - почему? А в 1200*960 все нормально... Нехорошо.
Диагноз
Душа требует 10 баллов. Не меньше. Черт с ними, с тормозами и кривым ландшафтом. Но за ошибки надо платить. Такова суровая реальность. Злобные клыкастые конкуренты ведь тоже не дремлют, а каждый недочет сокращает расстояние. Пока у Enemy Engaged просто нет конкурентов. (Верто)летный симулятор года. Однозначно.
P.S. В заключение, маленькая фича. Если у вас есть оригинальный Apache Havoc, вы сможете объединить его с Comanche vs. Hocum. В итоге получите доступ еще к 3 кампаниям и двум вертолетам (AH-64D и Ми-28Н). Только не забудьте пропатчить Apache Havoc до версии 1.1Е.