- Главная/
- Игры/
- Escape Velocity: Nova/
- Рецензия
Где-то в далекой-далекой галактике находится планета Макинтош, долгое время вызывавшая споры среди обитателей созвездия Персональный Компьютер. "Существует ли разумная жизнь под MacOS?" - вопрошали они в бесконечных эссе. "Во что там играют? Однокнопочная мышь - легенда или ужас во плоти? Рождаются ли в тех краях суперхиты?" Теперь, спустя годы мучительных гаданий, мы точно знаем - и "Макам" есть чем гордиться.
You can't take the sky from me
На конкурсе красоты она не получила бы и утешительного пирога. Черный экран, усыпанный белыми точками звезд, кувыркающимися булыжниками и спрайтовыми фигурками кораблей, изрыгающими скромные спецэффекты, не испугает разве что законченных фанатов Star Control, проживших последние 10 лет в обнимку с любимой игрой. Поклонники "Космических рейнджеров", не так давно защищавшие предмет своего обожания от нападок любителей трехмерья, сочтут Escape Velocity: Nova как минимум невзрачной. Некоторые, возможно, вообще не смогут заметить крохотный кораблик, зависший в центре монитора.
Суденышко с микроскопическим трюмом и бластерами-"пукалками" - наш первый дом в огромном мире EVN. Мы мотаемся от планеты к планете, доставляя грузы, облизываемся на ядреные ракетницы и вооруженную до зубов стометровую громаду пиратской "Мантикоры", продающуюся на верфи за 12 миллионов, выкладываем огромные суммы за всевозможные апгрейды, совершаем разбойные нападения на мирных граждан, втихаря перевозим запрещенные материалы, охотимся на ценные астероиды и бегаем на посылках у восьми разных фракций. А заодно участвуем в крупномасштабных галактических разборках, но это - сущая ерунда по сравнению с возможностью силой воли "проецировать" вокруг себя истребитель.
Путешествие начинается близ третьей планеты от Солнца и пролегает через сотни звездных систем, существующих независимо от телодвижений игрока. Сектора переходят из рук в руки, военные патрули расправляются с охамевшими флибустьерами, а незадачливые пилигримы, застрявшие в необитаемом районе без топлива, необходимого для гиперпрыжков, просят нацедить им пару литров "бензина". Дружески настроенные корабли откликаются на наши крики о помощи и наполняют бак в обмен на пару тысяч кредитов (если же самаритян поблизости не оказалось, всегда можно попробовать взять на абордаж какого-нибудь сопляка). Разрешено даже "поставить на счетчик" плохо охраняемую планету или, наоборот, дать "на лапу" руководству неприятельского космопорта, отказавшегося пропустить нас в док.
Дозаправка, чтение доски объявлений и новостей, купля-продажа товаров, наем сопровождения, кораблей и оборудования, ставки на результат гонок в местной букмекерской конторе, гулянки в баре и беседы с незнакомцами, предлагающими опасные, но крайне выгодные квесты, - таков список развлечений, сокрытых в недрах простенького "планетарного" интерфейса. Именно здесь игра сохраняет наш прогресс, постоянно затирая одну-единственную "отложку" (не совсем удобно, ибо временами в EVN ничего не стоит оказаться в затруднительной ситуации, но справедливо).
Legend of the rangers
Как бы мы ни пытались уйти от сравнения Escape Velocity: Nova c "Космическими рейнджерами", этого не избежать. Пункт номер один - сражения. Походовые полеты были и остаются фирменной маркой Elemental Games - создатели EVN предпочли обойтись стандартными аркадными стычками на глобальной карте (гиперпространство отсутствует как класс, процесс перехода из одной звездной системы в другую занимает от силы пару секунд). Освоить управление кораблем в условиях реального времени достаточно просто; кроме того, наиболее продвинутые виды оружия даже не требуют позиционирования - достаточно указать цель и нажать "пробел". Об остальном позаботятся самонаводящиеся пушки. Для командования туповатыми напарниками предусмотрены специальное меню и комплект "горячих" клавиш.
Пункт номер два - интерфейс. Тут российская игра обходит соперницу на корпус, ибо верными спутниками штурмана-"эскаписта" по-прежнему остаются карандаш и блокнот. EV: Nova скрупулезно запоминает все важные данные по квестам, отмечает места назначения на удобной карте галактики, ненавязчиво напоминает о важных событиях, но в то же время забывает о мелочах. Положите перед собой чистый лист бумаги, и через полчаса он будет испещрен заметками типа "Опаловые астероиды чаще всего пролетают около Земли", "У повстанцев есть классные апгрейды", "Port Kane | medical supplies | $937 - продавать!". Катастрофически не хватает столь удобных закладок, использовавшихся в "КР" и позволявших следить за ценами на избранных планетах. При выборе планеты на все той же карте можно увидеть списки доступных товаров и сервисов... Почему же авторы не захотели добавить туда колонку "Цены"?
Пункт третий - глубина проработки идеи. Заметьте, именно идеи, а не сюжета. Более лихо закрученный сторилайн еще надо поискать, а того, что есть, хватит на добрую дюжину поделок типа Freelancer. Колоссальный масштаб, море возможностей - и все равно чего-то недостает. Нет ролевой компоненты, согревающей сердца пилотов "КР", - в EVN качественные изменения претерпевает не герой, а его кошелек и корабль. Многочисленные планеты и станции предлагают один и тот же набор услуг, тогда как сами-знаете-что хвастается наличием научных, военных, пиратских и прочих баз, здорово отличающихся друг от друга. Наконец, прочная литературная основа мини-рассказов, сопровождающих процесс выполнения ключевых заданий, не в силах тягаться по увлекательности с текстовыми квестами "Рейнджеров".
Objects in space
Характерная черта: в EVN важен не результат, не зрелищные видеоролики, убийственные спецэффекты и пафосный саундтрек, а неторопливое, размеренное исследование игрового мира. Важны секунды радости, когда мы набираем нужную сумму, чтобы купить вожделенный линкор, или открываем доселе незнакомую сюжетную ветку. В этом плане наша гостья не уступает ни Elite, ни Star Control, ни кому бы то ни было.
Более того, ей известен секрет долголетия. Прописавшись на "Макинтошах" три года назад, Escape Velocity: Nova и по сей день привлекает к себе внимание благодаря поддержке пользовательских "плагинов". В базе данных официального сайта можно найти всё, - от банальных читов и новых видов оружия до тотальных конверсий, полностью изменяющих мир игры. Самые упертые фанаты даже пытаются перерисовать все объекты, дабы улучшить облик своей любимицы. На РС такой популярностью могут похвастаться, пожалуй, лишь Neverwinter Nights да Morrowind.
Программисты студии Contraband Entertainment, портировавшие EV: Nova на "персоналки", заслуживают памятника в полный рост, - их стараниями мы получили доступ к обширной библиотеке "маковских" "плагинов". Но предупреждаем: задача по силам не каждому. Вам придется внимательно изучить инструкцию по установке "добавок", распаковать архив, используя StuffIt Expander 8.0, а затем превратить его в РС-совместимый формат с помощью специальной утилиты. Обладателям очумелых ручек придется по вкусу толстенная "библия", подробно рассказывающая о модах и форматах хранения данных игры.
Правда, владельцам "шароварной" версии эти советы ни к чему, ибо наслаждаться народным творчеством могут только те, кто уплатил в кассу 30 долларов США. Любителей халявы ждет горькое разочарование: параноидальная система защиты, встроенная в игру, активно сопротивляется попыткам взлома и наказывает умников, пытающихся распространять серийные номера. Разумеется, и против лома есть прием, однако нам кажется, что труд разработчиков достоин уважения. Вы ведь хотите полетать на крутых истребителях, взять вражеское судно на абордаж с вероятностью больше, чем 1%, и узнать, чем заканчивается последняя миссия за фракцию наемных убийц? Что ж, тогда регистрируйтесь.
See you space cowboy
Приятный сюрприз, яркое пятно в серой толпе ежегодных (преимущественно летнего периода) клоносиквелов, и десятки часов, проведенных в двумерном космосе, - вот что такое Escape Velocity: Nova. Она прекрасно обходится без могучих полигональных движков, громких имен, лицензий на кассовые голливудские ленты и прочих костылей. Немного торговли и опасных политических интриг, гигантская карта и десятки способов потратить честно заработанные деньги - рецепт счастья простого межзвездного странника.
А отсутствие саундтрека - сущая мелочь. Winamp, насвистывающий композиции из "Космических рейнджеров" и Battlecruiser Millennium, приходится здесь как нельзя кстати.
P.S. Специально для "персональщиков", пропустивших две предыдущих игры серии, - Escape Velocity и Escape Velocity: Override, Ambrosia Software выпустила их в виде "плагинов". Тройное удовольствие!