Светлая тема

Рецензия на игру Eschalon: Book I

RPG, подобные Eschalon, впору заносить в Красную книгу. Для их создателей ретро — не мода, а состояние души. Они презрительно смотрят на «три-дэ» с высоты классической изометрии, чихать хотели на все шейдеры мира и морщат носы при мысли о многоканальном звуке.

Тяга к простоте

Впрочем, среди своих собратьев дебютный проект студии Basilisk Games — пожалуй, самый профессиональный по оформлению и удобству интерфейса. Ее художники умеют рисовать, в отличие от Spiderweb Software, наладившей поточное производство страшноватых с виду «ролевок». Все опрятно и не режет глаз, разве что анимация чересчур скромная да разрешение жестко закреплено в 800х600. Рисованная ностальгия по эпохе Ultima могла бы греть сердце и в более приличных видеорежимах…

Конечно, это сущие мелочи для ролевиков старой школы, на коих и рассчитана Eschalon. Небольшой мир, состоящий в основном из лесов, равнин и темных подземелий, где города населяют сплошь и рядом торговцы. Банальная завязка с амнезией, стандартная интрига (найди артефакт — спаси королевство!) и предсказуемый «сюрприз». Минимум ветвящихся бесед, зато много врагов, мешающих выполнять миссии «убей то» и «принеси сё». Ближайшая «массовая» RPG, с которой сравнимо творчество Basilisk Games, — Icewind Dale. Правда, в EB1 герой гуляет один, а вселенная живет в пошаговом режиме, терпеливо дожидаясь, когда вы допьете чай и изволите сделать следующий шаг.

Едва вы его совершите, невидимая длань за кадром бросит кубики. Как и в Dungeons & Dragons, вероятность удара, причиненный урон, стартовые параметры, шанс вскрыть замок или обезвредить ловушку зависят от случая. Повезло — радуйтесь. Неудача — считывайте свежий «сейв», благо, игру разрешено сохранять в любой момент.

Приключения картографа

Кто-то из ветеранов наверняка скривится, помянув нехорошими словами «save-scumming», однако таковы реалии Eschalon. Нахрапом ее не одолеть. Первое же препятствие — экран создания персонажа, на котором нельзя указать пол или расу, но можно не раз ошибиться при выборе навыков. Электронное руководство обстоятельно рассказывает о том, что такое «сила», «мудрость», «ловкость», «скорость», «ум», «внимательность», «сосредоточенность» и «выносливость», утаив главный секрет — «чистым» классам здесь не место. Воина, ненавидящего магию, и колдуна без боевых приемов ждут суровые испытания. Волшебник, управляющий стихиями, не может постоять за себя в стычке с парой ядовитых саламандр. Рыцарь, не знающий лечебные заклинания, будет вынужден хлестать зелья литрами или подолгу отсыпаться в палатке (если поблизости нет гадких тварей).

Посему единственная дорога к победе пролегает через заветы Мичурина. К счастью, для освоения талантов «skill points» нужны не всегда; на первых порах вам помогут книги и NPC-наставники. Стрельба из лука выгодно дополняет рукопашную, владение отмычками позволяет пополнить кошелек, «Lore» — не отстегивать баснословные суммы коммерсантам за определение предметов, алхимия — улучшить броню и оружие. Без «Cartography» вообще труба — шутка ли, бродить 20 часов, ориентируясь по почти пустому окошку! Овладеть этим умением стоило бы и самим разработчикам. Общая карта материка, доступная строго в инвентаре, подчас сбивает с толку, мешая понять, как сектора состыкованы друг с другом.

Вот так мы изучаем виртуальный мир — по старинке, «методом тыка». Дизайнеры Eschalon не возводят искусственные барьеры на нашем пути якобы в угоду сценарию и не страдают нездоровой тягой к уравниловке а-ля Oblivion. Решили посетить земли гоблинов или дубраву с рапторами сразу после начала игры — пожалуйста, только сначала завернитесь в саван. Свобода перемещения скрывает линейность повествования, которое лишь за пять минут до финала дает на выбор плохую и счастливую концовки. Усиливают иллюзию и смертные NPC, хотя бездумно вырезать города и веси себе дороже: сюжет мигом упрется в тупик.

С другой стороны, отсутствие побочных веток для Eschalon скорее плюс, чем минус. Развитие героя ограничено 21-м уровнем, монстры не возрождаются в уже «зачищенных» зонах, поручения слишком просты, чтобы ради них вновь наматывать километры по пустынным локациям. Не развлекают даже битвы, порой утомляющие автоматизмом, и поиск «пасхальных яиц». Какое тут повторное прохождение…

No country for old men

Eschalon: Book 1 — одноразовое творение для тех, кто тоскует по временам, когда играм хватало 3,5-дюймовой дискеты, мониторам — четырех цветов, а людям — лабиринтов из псевдографики, где «М» значило «монстр». Как CRPG она, увы, куда примитивнее и скучнее того, что выпускали Origin и Sir-Tech на заре 1990-х. Спасибо за путешествие по волнам памяти, господа из Basilisk Games, но я лучше сыграю в Exult.