- Главная/
- Игры/
- Этром: Душа Астрала/
- Рецензия
Жители Апеннинского полуострова делают много хороших вещей. Пицца. Обувь. Автомобили. Опера. Игре ETROM не суждено войти в этот список. Беглого взгляда на нее достаточно, чтобы понять, почему P.M. Studios занялась самиздатом — не всякий «бюджетный» лейбл отважился бы приютить итальянское чудо.
Квинтэссенция ужасов
И дело не только в устаревшей на пятилетку графике. У ETROM нет ничего за душой, кроме свистящего ветра и перекати-поле. Лишь усеянные многоточиями записи в дневнике главного героя напоминают о том, что авторы пытались что-то родить.
Скриншоты222
Описание мира вышло внятным, но неоригинальным. Глобальная катастрофа, страшная суперболезнь, гибель миллиардов землян, уцелевшие собираются в гигантские города-анклавы — завязка, истоптанная фантастами и Голливудом. Мегаполисы получились как на подбор: мрачные, голые и жутко тоталитарные. Гитленд — империя непуганых фашистов, где цитадель гестапо торчит посреди рабских лачуг. Сигундия — полицейское государство из оруэлловского «1984», на чьи улицы падают тонкие белые нити, призванные изображать дождь. Сакрум — вотчина Инквизиции. Наконец, Урсатон со столицей Сталгра — укутанная гнусным желтым туманом социалистическая деспотия, там правит Отец Народов.
А деваться некуда. Островки цивилизации окружает бесплодная пустошь, похожая на громадный кухонный стол, раскрашенный «под песок», а за ней — Void Lands, территория демонов, драконидов, мутантов, сумасшедших волшебников и… проклятых роботов. Знать, тоже вирус накуролесил.
Как-то раз за пределы поселений отправился Этром Зедиострин, офицер сигундийской армии, — ему предстояло разведать возможное месторождение хромия (не путать с хромом!), единственного на Земле материала, способного защитить от чумы. Вместо этого солдат нашел источник астральной сущности и, вопреки здравому смыслу, влез в него прямо с сапогами. Очнувшись после долгой комы, герой обнаружил, что умеет вытаскивать из эфира здоровенный топор и по желанию мутирует в огромного краснорожего демона.
Но деспотам не нужны супермены. Этрома выгнали из органов и объявили в розыск. Теперь он бомжует, отбиваясь от бывших коллег, и рвется в канализацию — туда его ведут странные сны о неком пророке.
Уксусная эссенция
Забудьте то, о чем вы прочитали выше. Десять коллекторов, пятнадцать ярко освещенных подвалов, четыре безжизненных города, в которых зомбированный плебс сбивается в стайки и сверлит печальными взглядами стены, да лысые пейзажи нескольких «запретных земель» — вот вам и «вселенная». Шестилетней давности Vampire: The Masquerade — Redemption сделана на голову лучше. Дурно написанные неинтерактивные диалоги с редкими NPC. Кошмарное управление, где любой щелчок мышью — прыжок в неизвестность (что произойдет через секунду: Этром нападет на противника, подберет валяющуюся склянку или пробежит двадцать метров вперед? не угадать!). Унылый сторилайн о поиске запчастей для очередной побрякушки. Все это — гарнир к главному блюду, безостановочному геноциду опасных кретинов.
«Мясо» не блещет ни обликом, ни мозгами, ни разнообразием. Демоны с драконидами — и те недалеко ушли от вариаций на тему «амбал с мечом», «мужик с пистолетом» и «колдун в балахоне». Любимый прием стрелков — пальнуть разок, отбежать вбок и повернуться спиной, словно нашкодивший сорванец. На закуску — красноглазые големы, ползающие с черепашьей скоростью мертвяки и безумные роботы. Аккуратно расставленные по уровню, они терпеливо ждут, когда мы войдем в их «радиус поражения», и начинают погоню.
Картоделов P.M. Studios следует поздравить с успехом — их ручные творения точно имитируют работу генератора псевдослучайных чисел. Портрет стандартной «темницы»: три типа обтянутых мутными текстурами стен, горстка корявых фонтанообразных объектов, парочка алтарей или пентаграмм, любовно развешанные светильники и… непреодолимая тяга к гигантомании. Идеальные условия для съемки скриншотов! Щелк — и одна картинка дает полное представление о канализационных стоках четырех государств. Щелк — и вторая показывает собирательный образ подземелий. Щелк — и третья тычет в нос панорамой «метрополии», собранной из серых коробок и труб.
Сильнее, чем «copy/paste», утомляет бесконечный «респаун». Вы с трудом пробились к жилищу важного гражданина, истребив сотню рыцарей, получили задание, выбрались на улицу, а там — сюрприз! — воскресшие гады хищно мнут губы. Загрузив «quicksave», готовьтесь к тому, что вас тотчас атакуют несчастные, убитые в прошлый раз. Оторваться от них нелегко — мечники гоняют Этрома по всей округе, а владельцы пулеметов начиняют его филейку свинцом.
Плевок из прошлого
По степени удобства ETROM напоминает деревенский сортир системы «выгребная яма». Отсутствие «паузы» — самое безобидное прегрешение авторов. Сюжетный квест в духе «сходи туда, не знаю куда» гораздо ядренее (в начале второй главы он деградирует до «ты, эта, побегай, вдруг что-то случится») — сценаристы, не мудрствуя лукаво, спрятали семь артефактов в неожиданных местах. Лень выполнять побочные «федексы» и «заказуху»? А придется — некоторые, казалось бы, совсем отвлеченные поручения приближают Зедиострина к финалу. Правда, без обыскивания углов курсором не обойтись. Кто бы мог подумать, что в логове криминального босса есть крохотная тайная дверь, и за ней скрываются еще три этажа штампованных катакомб и вожделенный ключ номер три?
Путаница вышла и с картой. В населенных пунктах (особенно в первом районе) нам предлагают уже готовые схемы, иногда с указателями, но Этром на них отмечен не стрелкой, а точкой. Угадать, куда мы движемся в этом нагромождении кубиков, непросто. В лабиринтах игра рисует маршрут по ходу прогулки и любезно объясняет, в какую сторону развернут герой… однако пометок вы от нее не дождетесь. Порой рисовальщик и вовсе уходит на перекур, вывешивая табличку «Map Unavailable». Пользовательские флажки? Мини-карта? Рак с горы умрет от старости, но не свистнет.
Вскорости на отдых отчаливает и дневник, а невнятные намеки в стиле «дуй примерно на север» звучат один-единственный раз. Прокликали текст мышью? Увы — видения не повторяются, а на плане местности «хинтов» нет. Никто, кроме леди Фортуны, не поможет вам найти убежище монаха Диаволо (ибо решетчатая дверца, ведущая в келью, как две капли воды похожа на тридцать ее сестер-близнецов). Равно как и пробраться в гестапо — обещанный «служебный тоннель» оказывается на поверку обычной частью стены. Или встретиться с лидером сталградских повстанцев — извольте обежать вокруг каждого здания в секторе в поисках входа. На фоне такого мелочно упрекать итальянцев в нелюбви к FSAA и разрешениям выше 1024х768…
Куцый выбор видеорежимов — наследие прошлого, когда ETROM не водилась с трехмерьем и обитала в изометрии. С появлением на сцене 3D художники решили не прогибаться под модные веяния и изваяли три «рыбы» — для 640, 800 и 1024. Этот «компромисс» — не последний. Взять хотя бы инвентарь, где карман под патроны, драгоценности и пистолеты зачем-то отделен от слотов, занятых тяжелыми «стволами», и пояс для снадобий без пронумерованных ячеек и подсказок. Поскольку однотипные напитки разной силы действия отличаются только толщиной пузырька, не расстраивайтесь, если на лечение пустяковой царапины уйдет Regeneration IV вместо Regeneration II. Не ваша вина.
Начни ее трижды
Рядом с уродливой «куклой», познавшей всего две модели брони — синюю и красную, — висит пародия на статистику персонажа. Пунктов шесть: два отвечают за астральный топор (мощность удара и сила изрыгаемых им заклинаний), за ними следуют точность попадания при стрельбе, здоровье, мана и «астральная защита» (она же — уклонение от неприятельских выпадов). Мануал честно советует: увеличивайте все сразу — пригодится, тем более что по-другому не выйдет, т.к. дизайнеры жестко ограничивают число вкладываемых в параметр баллов.
Но, несмотря на строгие меры, дисбаланс крутит фиги — по мере становления нашего протеже «экспа», выдаваемая за избиение, растет медленнее опыта, необходимого для перехода на новый уровень, и «крутизны» недругов. А ведь именно к «левел-апам» привязаны доспехи, скромный оружейный арсенал и дорогостоящая бижутерия. Конечно, нам не мешают регулярно наведываться в исхоженный район и «строить» тамошних слабаков, но в чем интерес?
Видимо, в том же, в чем и острота идеи «а давайте мы запретим игроку сохраняться до тех пор, пока он не отыщет Астральный Храм». Гениальный замысел вынудил меня начинать ETROM несколько раз. Сперва я погиб под ударами бандитских ракетниц, потом наткнулся на фатальную ошибку (Этром плюнул на гравитацию и взмыл в свинцовые небеса), и лишь с третьей попытки добрался до постамента злосчастной «машины времени». Кстати, там же находится и устройство, обеспечивающее «прокачку», — чтобы получить бонусные очки, надо вставать на него после каждого изменения графы «LVL». К примеру, в серии Might & Magic были подобные фокусы, но их оправдывала продуманная система развития. Здесь же — еще один повод скрипнуть зубами.
И скучно, и грустно, и 30 евро просят отдать
Лучший способ избежать похода к дантисту — обойти ETROM стороной. Нынче многие независимые студии учатся плавать без издательской помощи и выпускают отличные игры: Introversion Software, Caravel Games, Rake in Grass. P.M. Studios с ними не по пути.