- Главная/
- Игры/
- Европа 3: Божественный ветер/
- Рецензия
Europa Universalis 3 – одна из немногих игр, к которым вышло целых четыре аддона. И несмотря на то, что глобальные исторические стратегии – не самый популярный жанр на PC, дополнения явно востребованы. Пользуясь этим, Paradox с радостью идет навстречу фанатам. Дело дошло до того, что следующую тему определяли голосованием на форуме.
Asiopa Universalis
Поклонники, уставшие от «евроцентризма», посоветовали заняться другими частями света. В итоге разработчики обратили взор на второй по важности регион – Азию. Тамошние жители не осваивали далекие континенты, не двигали вперед науку и не создавали промышленность. Тем не менее, масштаб их владений поражает, а распутывать клубок местных политических и религиозных проблем так же увлекательно, как на Западе.
Первое государство, затронутое изменениями, – Япония. В предыдущих версиях не было инструментов, позволяющих изобразить здешние феодальные «разборки» и отсутствие интереса к остальному миру. В Divine Wind все иначе: игрок выбирает одного из четырех даймё, стремящихся стать сёгуном. Первые ведут переговоры только между собой. Второму разрешено общаться с инородцами, но количество доступных ему опций зависит от «авторитета», а на него влияют отношения с императором и даймё. Настоящий серпентарий! Правда, столкнувшись с внешним агрессором, самураи держат удар сообща.
Серьезные подвижки коснулись и Китая. Кажется, что Поднебесная – гигант, способный подмять под себя всю Азию. Однако ничего похожего в тот исторический период не произошло. Причина тому – внутренние неурядицы, раньше моделировавшиеся примитивным штрафом. В Divine Wind власть делят бюрократы, храмовники и евнухи. Победителя выявляют случайные события, настройки политики и таланты монарха.
Кто бы ни взял верх, это наложит на игрока ряд ограничений. Одна фракция запрещает развязывать войны, другая не возводит здания, третья не посылает колонистов и т. д. Оставаться под началом кого-либо из них навсегда – опасно, ибо лоббисты загубят нормальное развитие. Но переписывать законы, чтобы склонить чашу весов в нужную сторону, дозволено раз в тринадцать лет. Приходится составлять план на целые столетия, который легко может сорвать потеря Мандата небес. Лидер, лишившийся божественной поддержки, едва ли спасет страну от хаоса.
В такой момент не преминут заглянуть на огонек кочевники. Орды, захватившие земли от Монголии до Поволжья, действуют по своим правилам, и язык дипломатии им непонятен. Варвары — постоянная угроза для цивилизованных соседей. Вариантов для заключения с ними временного перемирия всего два: заплатить им или обложить данью. Отобрать вотчину у степняков тоже непросто — необходимо занять регион армией, отрядить туда поселенцев и беречь их до тех пор, пока область не станет вашей. В общем, азиатского колорита хоть отбавляй – знакомство с новинками затягивает на несколько партий кряду.
На пути к идеалу
Разумеется, не только атмосферой Востока хорош аддон. Paradox изрядно переработала систему строительства. На вербовку зодчих отныне тратится магистрат, поэтому каждый подряд – стратегическое решение. Нельзя накопить тысячу золотых и заказать 20 мастерских на следующий день после их изобретения.
Стандартных зданий в Divine Wind — аж 56 типов. От подобных чисел голова идет кругом, хотя на самом деле все не так ужасно. Постройки рассованы по семи «цепочкам» — чтобы освоить второй уровень, не обойтись без первого. Продвинутые версии исключают друг друга, и важно заранее придумать, что куда засунуть. Некоторые доступны в единственном экземпляре или требуют конкретных ресурсов.
Найти место в плашке провинции для таких богатств было нелегко. Ради этого меню Paradox пожертвовала уродливыми 3D-диорамами городов. Удались и прочие реформы интерфейса. Обсуждая условия мира, игрок изучает перекройку территорий прямо на основном экране. Из Hearts of Iron 3: Semper Fi перекочевали «глобальные цели», из Victoria 2 – внешний вид карты при сильном отдалении.
Переговорщикам выдали пару новых кнопок: «попросить союзников о помощи индивидуально, а не всех скопом» и «присоединить члена личной унии». Расширять сферу влияния еще полезнее – теперь это увеличивает прирост магистратов и дает бонус к навыку дипломатии. Правда, если со страной нельзя торговать, то «взять ее под крыло» запрещено.
Купеческие будни тоже стали сложнее и интереснее. В Divine Wind негоцианты спекулируют только на тех рынках, до которых могут добраться. Приверженцы свободной коммерции путешествуют охотнее, зато меркантилистам проще конкурировать в «родных» областях. Кроме того, появились специальные «выгодные» товары. Для прибавки надо стать лидером по их производству или перепродаже.
Перечислять мелочи можно долго. Державы-колонизаторы покоряют Новый Свет более логично (Южная Америка в прямом смысле ближе испанцам и португальцам, а Северная — британцам и французам). Повстанцы разных типов получили уникальные флаги и дерутся между собой. Модель Священной Римской империи приросла несколькими важными механизмами. Конечно, все это просто тонкая настройка, но уж ветераны-то оценят ее по достоинству.
* * *
Пожалуй, именно на давних фанатов и нацелен Divine Wind. Несмотря на то, что изменения очень приятны, они не вызывают такого восторга, как In Nomine и Heir to the Throne. В отличие от предыдущих аддонов, этот не страшно и пропустить. Хотя о покупке вы точно не пожалеете, особенно если неравнодушны к азиатской тематике.