Светлая тема

Рецензия на игру Европа 3: Великие династии

Завершив второй аддон In Nomine, Paradox Interactive хотела поставить точку в истории Europa Universalis 3. Закономерный итог — выход «полного издания». Однако поклонники, мечтающие о продолжении, возмутились. Как мы знаем из опыта сэра Артура Конан Дойла, спорить с ними в такой ситуации тяжело.

Война со смыслом

Эпоха Возрождения и Новое время, показанные в EU 3, подарили человечеству не только философию гуманизма и расцвет культуры. Промышленный и научный бум дали власть имущим могущество, которое и не снилось их предшественникам. Пальба и звон клинков не стихали ни в Европе, ни в недавно открытых колониях. Впрочем, игра сдерживала попытки атаковать всех подряд — «забияка» в конце концов повторял судьбу Бонапарта.

Paradox серьезно доработала эту систему в Heir to the Throne. Casus belli больше не дает карт-бланш против обидчика. Теперь перед началом войны нужно выбрать ее цель. Поверженному врагу можно предъявить любые требования, но лучше не жадничать. Если вы заявили, что хотите найти под дворцом злобного тирана оружие массового поражения, а сами оккупировали его пустыни и оазисы, вашу репутацию замарает жирная клякса.

Из тридцати существующих поводов для нападения в списке обычно доступны два-три. Ради «благородной» войны приходится создавать необходимые условия, плести интриги и ждать удобного случая, поэтому конфликты в HttT протекают увлекательно и логично. Не поделив Америку, Испания и Великобритания вряд ли будут отбирать друг у друга исконные земли.

Важным инструментом внешней политики стали «сферы влияния». Некоторые государства входят в них по умолчанию, остальные надо добавлять самостоятельно. Это действие снижает престиж (никто не уважает выскочек, везде сующих свой нос), но дает casus belli против тех, кто лезет в дела ваших «подопечных» — заключает с ними альянсы, гарантирует независимость и т. п.

Семейные страсти

Конечно, на международной арене ценятся и тонкие методы. Ключевая роль отведена хитросплетениям монархических уз. Всякие князья и султаны в HttT принадлежат к конкретным династиям. Отношения между державами, которые возглавляют родственники, постепенно теплеют. Кроме того, им могут выпасть особые «случайные события».

Второй человек в феодальном обществе – наследник престола. Пусть механизмы, определяющие его участь, не так сложны, как в Crusader Kings, свою задачу они выполняют прекрасно. Сравнив возраст отца и сына, мудрый игрок заранее подготовится к периоду регентства. Если отпрыск неожиданно скончается, страна станет жертвой личной унии или вовсе перейдет в чужие руки. Бывает, что принц жив, да претензии на корону слабоваты – тогда ему грозит схватка с другими претендентами. В оригинальной EU 3 подобные виражи почти всегда были сюрпризом, а HttT сделала систему прозрачной.

Чтобы застраховать себя от дрязг с родней, надо следить за параметром «легитимность», т.е. заключать династические браки и повышать престиж. За успехи на этом поприще авторы награждают поблажками: уменьшают риск восстаний, поднимают веротерпимость и т. п.

Орел и кошелек

Еще больше развлечений появилось у европейских стран, входящих в Священную Римскую империю. Как и раньше, каждая из них способна подружиться с выборщиками и стать гегемоном. Помимо приятных бонусов, к заветному титулу в HttT прилагается возможность проводить глобальные реформы. В основном они укрепляют центральную власть, но зачастую выгодны и «младшим братьям».

Прежде чем начать преобразования, необходимо накопить «авторитет», доказывая преданность имперским идеалам. Для этого нужно добиваться ее религиозного единства, защищать соседей и освобождать их от угнетателей. Лишние баллы можно тратить в дипломатическом меню вместо денежных подношений.

Дополнительные опции получили также знаковые для той эпохи купеческие республики. Ганза, Венеция, Генуя и Новгород могут принимать членов в торговые лиги, требовать у партнеров исключительные права на продажу определенных товаров и открывать в их землях свои конторы. Уникальные события и решения придают жизни коммерсантов неповторимый шарм.

Культурная революция

Среди прочих новинок стоит выделить изменения, связанные с «магистратами». Paradox ввела институт «универсальных чиновников», чтобы лучше показать разницу между государствами с отсталыми и прогрессивными формами правления. Продвинутые державы обучают их существенно быстрее и гибко реагируют на смену обстоятельств. Во-первых, без бюрократов нельзя провести большинство реформ в провинциях. Во-вторых, они организуют различные мероприятия, развивающие «культуру». По аналогии с военной и морской «традициями», помогающими вербовать опытных полководцев, эта характеристика влияет на качество советников. Теперь игрок волен готовить специалистов сам, а не уповать на удачу.

Менее заметных штрихов тоже хватает: разработчики избавились от многих географических ляпов, сделали более реалистичными потери в сражениях, подкорректировали интерфейс, автоматизировали второстепенные элементы геймплея (например, отношения с Папой Римским и борьбу с пиратами).

* * *

Впрочем, горстка упрощений не меняет сути Heir to the Throne. Третий аддон добавил в Europa Universalis 3 столько граней, что поначалу разбегаются глаза. Настоящий пир для поклонников «хардкора», обожающих копаться в деталях. Лишь бы свободного времени было достаточно, ведь партии стали длинными как никогда.