Игры шведской студии Paradox Interactive — пожалуй, главное явление в жанре после Civilization. Мало кто верил в успех слишком умной, слишком неказистой Europa Universalis, а она пробила ледяную корку и потянулась к солнцу. Вскоре от молодого побега отпочковались «рыцарская», «викторианская» и «танковая» ветви. Это был истинный триумф: не давшие ей шанса издания открещивались от сказанного, скандинавы снимали пенку аддонами, а легионы поклонников сулили вечное процветание.
Пришло время вернуться к «стержневому» проекту. У EU3 много общего с Civilization 4: опыт создателей, учет наработок «дочерних» игр и пожеланий аудитории, переход в третье измерение. Разница же в том, что Paradox не побоялась взглянуть на свое творение под иным углом, и мелкие улучшения лишь оттеняют изменившиеся принципы. Их анализу и посвящена статья. Тем, кто хочет узнать об основах основ, я советую прочитать наши рецензии на EU и EU2. Europa Universalis 3 заслуживает тех же комплиментов, но мы потратим место с большей пользой.
Зияющие высоты
Говоря начистоту: так ли нужны объемные холмики и пригорки? Да, и первая, и вторая EU привлекали вопреки внешнему виду. Если равняться на них — прогресс налицо. Однако ясная и аккуратная картинка Hearts of Iron 2, Victoria и Crusader Kings была идеалом для плоской стратегии. Неумелое же 3D (хуже, чем в Diplomacy) заставляет раз в полчаса твердить мантру «я здесь не ради графики».
Виноваты все — и Paradox, и американские дистрибьюторы, пугающиеся двумерности как огня, и питерские аутсорсеры1. Солдаты Урфина Джюса, марширующие к ломаным пограничным линиям по мутным текстурам, — то еще зрелище. Это выстрел вхолостую, он не расширит аудиторию ни на миллиметр. Тогда зачем?
Конечно, есть и плюсы. EU3 дружит с высокими разрешениями и широкоформатными мониторами, и портить глаза придется чуть меньше (думаю, нормальные шрифты приберегли для EU4). Сразу виден и рельеф, и погода. Покрутив колесико мыши, легко подобрать удобный ракурс.
Верное лекарство от нервных расстройств — знакомство с интерфейсом, совмещающим традиции EU с эргономикой Victoria. По сравнению со старушкой «Европой» он намного логичнее. Нижняя панель выводит сведения по выделенному району, а в зависимости от того, свой он или чужой, служит проводником для строительства или дипломатии. Другие сферы собраны в закладки. В пику HoI 2 они очень миниатюрны и не мешают обзору карты.
Кроме иконок а-ля Victoria: Revolutions, напоминающих о вероятных мятежах, зодчих без подряда, дефиците бюджета и прочих хлопотах, EU3 располагает еще одним полезным инструментом — «планировщиком». Тут и выжимка ключевых данных, и таймер, ведущий обратный отсчет до выполнения различных заданий: спуска кораблей на воду, миссионерства и т. п. Естественно, распоряжаться им надо с умом, удаляя из списка лишнее и следя за действительно требующими внимания деталями. Эти обновки и множество зашпаклеванных трещинок делают Europa Universalis 3 самым комфортным из проектов Paradox.
Альтернатива истории
Но не одной трехмерностью шокируют авторы. Пучок сценариев сменился на атлас и машину времени. Ткнув в любой день от падения Константинополя до начала французской революции, вы увидите, как пролегали границы и где звенела сталь, оцените навыки правителей2. Отличное наглядное пособие для школ и вузов!
Дав расстановку сил, никто не будет направлять вас по описанному в учебниках пути. EU2 «славилась» намертво вколоченной в нее последовательностью событий. Игроки знали, что развязывать войну рано — нужно подождать, пока Петр I не прорубит-таки окно в Европу. Повторные партии за одну и ту же державу почти копировали друг друга. В общем, абсурд.
В EU3 все происходит при определенных условиях (как в Crusader Kings). Потеряв в «академичности», игра стала осмысленнее и увлекательнее — переписывать летописи занятнее, чем натыкаться на вырванные из них страницы. Даже искусственный интеллект прекрасно обходится без «подпорок».
Добрый царь
Суть серии сохранена, хорошо зарекомендовавшие себя механизмы остались в неприкосновенности. В лишенной грузного интерфейса «Европе» появились заметные пробелы, однако Paradox превратила их в площадку для новых рычагов управления. Глубина и разнообразие не усложнили освоение EU3.
Вспомним, в чем заключалась внутренняя политика в EU2: торговля, редкие реформы, эпизодическая постройка мануфактур. Новинки тоже не станут беспокоить вас каждую минуту. Их задача — делать развитие государства уникальным.
Совершенствуясь в административных науках, вы будете открывать виды правления и ячейки под национальные идеи. У первых бонусы не так уж велики: теократии успешнее переубеждают «неверных»; окружающие дольше терпят непотребства деспотичных царей; республики — инкубатор для купцов. Чем современнее ваш общественный строй, тем чаще вы сможете двигать ползунки преобразований. Понятно, что потрясения расшатывают всю систему, и вам вряд ли захочется устраивать переворот чаще одного или двух раз.
Перетасовка же идеологической колоды — инструмент куда более гибкий, хотя по стабильности бьет и он. Настоящая сила скрыта не в каждой отдельной «карте» (впрочем, некоторые из них поразительно мощные, например, Deus Vult, дающая casus belli на всех иноверцев), а в грамотно подобранном комплекте. При необходимости его всегда можно исправить. Важен начальный выбор — либо вы добьетесь разрешения на разведку и колонизацию terra incognita (рискуя сдать метрополию соседу с повышенной моралью), либо возьмете что-то полезное «здесь и сейчас» (надеясь, что за полвека лакомые кусочки не разберут).
В похожие слоты помещаются и скучающие на «рынке труда» советники. Ими вы здорово укрепите позиции в разработке технологий, ускорите приток специалистов, рост престижа. Такие услуги очень актуальны на старте.
Привычные же занятия стали суматошнее. Я рад экрану с информацией по торговым центрам, с которого мы «не отходя от кассы» отправляем караваны. Но делается это исключительно вручную, а ведь в EU2 была хоть какая-то автоматика. Постепенно недостаток досаждает все назойливее. Та же история со строительством — то ли благодать, то ли проклятие. Зданий намного больше, нежели в EU2, они дешевле, польза от постройки очевидна… пока на седьмой сотне кликов вы не отравитесь микроменеджментом.
Все могут короли
И все же, несмотря на подвижки, жизнь затворника уныла. Тем, кто хочет насладиться EU3 по максимуму, уготованы владения в Центральной Европе — здесь вы точно не упустите интриги вокруг Святого престола и борьбу за титул императора Священной Римской империи. Да, EU3 — не Crusader Kings, и преимущества папского контроля ничтожны (учитывая немалые затраты на подкуп кардиналов). А вот коронация, в ту эпоху не имевшая серьезного значения, ведет к отменным привилегиям, да и повлиять на курфюрстов гораздо проще, чем на зазнаек-церковников. При этом империя — живой организм, число «клеток» которого может вырасти или сократиться. Что выгоднее: собирание земель или «стрижка купонов» с разобщенных подданных? Выбирайте.
Остальные части света не в обиде. Объявились дебютировавшие в аддоне к EU2 индуизм, конфуцианство и буддизм. Религии различаются не так сильно, т.к. штрафы к исследованиям идут только от культурных групп. До политкорректной «уравниловки» а-ля Civilization 4, к счастью, еще далеко.
И без того солидную дипломатическую систему пополнили две опции, но главное — устроенный совершенно иначе династический брак. В этом плане EU3 близко подошла к Crusader Kings. Допустим, бездетный властелин сопредельного ханства скончался на поле битвы. Какая удача, что годом раньше ваш племянник взял в жены его кузину! Дальше решит судьба: отойдет ли вам вся его вотчина с потрохами, отделается ли она кабалой личной унии, сужающей возможности послов, или о себе заявит второй претендент.
Si vis pacem, para bellum
Безусловно, расширение идет и путем долгих переговоров, и захватом ничейных земель. Но в конце концов даже завзятые пацифисты займутся вооруженными силами. Ведь с приходом неприятеля предпринимать что-либо уже поздно.
Дело в том, что теперь полки вербуются по одному, и стянуть их в кулак просто не дадут. Иногда выручают наемники, больше подходящие городам-государствам. Причина — перенятый из Hearts of Iron 2 учет «резервистов». Не скопив тысячу бойцов, нельзя сформировать регулярное подразделение. Кстати, «солдаты удачи» восполняют потери из того же котла, что и обычные части.
Да и само прибытие подкреплений — не без заноз. Бесспорно, некий усредненный, «идущий по правилам» конфликт стал реалистичнее, а участие в нем — удобнее. При затяжных боях не придется формировать корпуса заново и гнать их за сотни километров — можно отсидеться полгода в безопасной области. В 9 из 10 случаев все в порядке. Но когда орды папуасов гоняют кругами пятнадцать недобитых идальго, к которым раз в месяц сбрасывают с вертолета партию обреченных3…
Другое нововведение, «национальные отряды», вывело забавы милитаристов на качественно иной уровень. Вместо какой-нибудь «кавалерии-15» — кирасиры, уланы, гусары, казаки. Одни народы гордятся ранней пехотой, вторые — поздней конницей, третьи — артиллерией. Внутри веток часто есть выбор между обороной и наступлением, «пулей-дурой» и «штыком-молодцом». Достались заведомые слабаки? Не тушуйтесь, умелое командование — ключ к успеху. Правда, только постоянно смазывая клинки вражеской кровью, вы воспитаете закаленных генералов.
Последний штрих — перелицованное окно подписания мира. Оно щеголяет показывающей уступки картой, а среди дополнительных условий прекращения огня числятся и отказ от территориальных претензий и вассалов, и смена религии, и политическое подчинение, и освобождение покоренных стран.
* * *
Europa Universalis 3 — не просто расчетливо и толково скроенное продолжение. Работяги из Paradox Interactive доказали, что готовы развиваться, что способны и слушать, и принимать самостоятельные решения. Обещали многое, а дали куда больше, чем грезилось в самых смелых мечтах.
Впрочем, сохранив за собой звание лучшей исторической стратегии, Europa Universalis по-прежнему остается камерной серией. Не хотите копаться в ресурсах и обсуждать детали на форумах? Безразличен Ренессанс и Новое время? Проходите мимо.
P.S. Случаи, когда поклонники предыдущих частей цепляются к «испоганившей все» мелочи, довольно типичны. И хотя лично меня EU3 устраивает, хочу отметить, что для ее модифицирования хватит «Блокнота» и любого графического редактора. Уверен, через пару недель после релиза на законное место вернется и накрытый пеленой Кольский полуостров, и historical events из EU2 и EEP.
1Они же работали над графикой для Broken Sword 4. Видимо, кубизм — их любимый стиль.
2Этот же экран прилажен к загрузке «сейвов». Никакой путаницы!
3Масштабы сражений стали правдивее. Армия в 15 тысяч считается крупной, нет армад из сотен кораблей.