- Главная/
- Игры/
- Европа. Древний Рим: Золотой век/
- Рецензия
Paradox Interactive уже который год выпускает отменные глобальные стратегии, поражающие размахом и дотошным вниманием к деталям. Их единственный недостаток — обилие ошибок и неточностей. Впрочем, фанаты не ропщут, а охотно «ловят блох» для разработчиков. Они понимают, что найти все огрехи без «народного бета-теста» нереально — жанр предполагает слишком много вариантов развития событий.
Любовь к платным загружаемым дополнениям, прорезавшаяся у шведов с Hearts of Iron 2: Doomsday, тоже не раздражает. На первый взгляд, продавать десяток-другой мегабайт за 10 евро (или несколько сотен рублей в России) — кощунство. Хотя Paradox умещает в этот скромный объем не меньше, чем авторы иных полновесных аддонов. Napoleon's Ambition, In Nomine и Revolutions помогли прекрасным Europa Universalis 3 и Victoria расцвести еще пышнее. Даже более слабая EU: Rome похорошела от «насадки» Vae Victis.
Carthago delenda est
Ключевое изменение — усложненный механизм управления государством. Отныне им нельзя ворочать, как вам вздумается. В Риме и прочих республиках заседает сенат, где представлены военная, гражданская, религиозная, торговая и популистская партии. В зависимости от расклада сил в парламенте, игрок получает разные бонусы и может принимать некоторые законы. Кроме того, совет патрициев способен запретить внешнеполитические акции, от прокладки маршрута для каравана до объявления войны. Зачастую он и сам выдвигает предложения, например рекомендует назначить определенного чиновника на пустующую должность.
Чтобы сенаторы не ставили палки в колеса, ведущая фракция обязана разделять ваши ценности. Vae Victis чутко реагирует на перекосы в обществе — скажем, если вы забываете о жертвах богам, церковники наберут рейтинг. Пользуясь этим, привести к власти сторонников не так уж трудно. В крайнем случае выручает расширенный арсенал интриг: неугодных можно сажать в тюрьму, изгонять из страны и казнить. Правда, во всем надо знать меру; вырезав оппозицию, лидер прослывет тираном, и его попытаются свергнуть вчерашние друзья.
У монархий и племенных союзов — свои хлопоты. Опытные советники — хорошее подспорье для любого царька, пока они довольны порядком престолонаследования. Однако в Vae Victis у аристократов есть и совершенно другие, не менее серьезные цели: возглавить министерство, отомстить врагу или «родить» сына. Ссорящиеся и мирящиеся жители античного Средиземноморья — ну точно как в The Sims. Прежде чем принять важное решение, не поленитесь изучить досье причастных к нему персонажей. Это не всегда приносит особую выгоду, но разбираться в сплетении виртуальных судеб интересно.
Благодаря миссиям, знакомым еще по In Nomine, Vae Victis затягивает гораздо сильнее оригинальной EU: Rome. Правители, неспособные придумать себе занятие без чужой указки, скучать не будут. В отличие от IN, задания необходимо выполнять в срок, иначе вы заработаете не награду, а штраф. Система порадует и тех, кто сетовал на отсутствие исторической атмосферы — поручения передают дух эпохи лучше, нежели однообразные квесты из Rome: Total War.
Несмотря на добавки, проект по-прежнему не назовешь перегруженным. Наоборот, из него исчезла неприятная возня. Окна провинций и династий отображают больше подробностей, поэтому нужные функции постоянно под рукой. Губернаторы теперь управляют целыми регионами, а не отдельными областями. Новый экран позволяет как угодно сортировать и фильтровать списки персонажей в поисках идеальной кандидатуры. Наконец, приметные маркеры сразу дают понять, к какой фракции принадлежит политик и что думает сенат о дипломатических инициативах. Заботой об игроках пропитана каждая мелочь.
* * *
После работы над ошибками у Europa Universalis: Rome открылось второе дыхание. Даже если она не понравилась кому-то из поклонников глобальных стратегий, взглянуть на Vae Victis все равно стоит.