Светлая тема

Рецензия на игру Европа 1492-1792: Время перемен

На дальнем Севере, в гиперборейском крае, где когда-то обитали не в меру воинственные викинги, жила-была шведская команда Paradox Entertainment. Если вы играли в Svea Rike или Dragonfire, то знаете, с кем имеете. Если нет, то не беда, ибо речь сегодня пойдет о творении, не имеющем к вышеупомянутым субъектам авторского права абсолютно никакого отношения. Я попытаюсь рассказать вам про EU, только не то, которое Европейским Союзом величают, с девальвированным Евро в виде платежного средства и НАТО в качестве «миротворческих» сил. Наша аббревиатура в развернутом виде кличется Europa Universalis, видать, заморские словечки, а там поди их разбери. Про универсамы знаю, «Универсального солдата» видел, в университет как-то мимоходом заскочил, но о EU до сих пор слышать не доводилось. Что удивительно, так как настольное чудо с одноименным названием имеет многочисленных поклонников на континенте. Попробую восполнить пробелы в собственном околоигровом образовании, а заодно и читателей просветить, если кто не в курсях.

Ау, Христофор...

Оригинальная версия EU появилась на свет во Франции из-под легкой руки Филиппа Тибо. Что прежде всего бросается в глаза, так это масштабность предложенного проекта. Игра охватывает трехсотлетний отрезок времени, с 1492 по 1792 год, т.е. со времен Колумба до Французской революции. В зависимости от сценария, в процессе могут принять участие до восьми человек. Примерив на себе личину одного из европейских правителей, участник состязания пытается возвеличить управляемую им державу, как за счет развития собственной экономики, так и через распространение влияния на близ- и далеколежащие земли. Для достижения победы игроку необходимо стать дипломатом, военачальником и экономистом в одном лице, перечень далеко не полный. Лишь при успешном совмещении постов можно рассчитывать на получение дивидендов, стало быть, далеко не каждый встречный сумеет поучаствовать в дележе европейских богатств. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь начинающему государственному деятелю, к комплекту прилагается тонюсенький буклет весом в 70 с гаком страниц, так сказать, памятка молодому бойцу.

Год за три

Компьютерная версия интересна прежде всего по следующим причинам. Во-первых, налицо некоторое упрощение, скажем, часть чисто рутинной работы взял на себя AI. Ну и, само собой, появилось множество приятных примочек, диверсифицирующих игровой процесс. Например, каковы могут быть предпосылки для провозглашения победы того или иного предводителя? Нам даются целых четыре варианта: выигрыш по наибольшему количеству очков, при достижении заданного количества очков, после захвата определенного числа провинций, а также после выполнения сценарных заданий. Не устраивает Difficulty или замучил не в меру заумный AI? Нет проблем, среди опций вы найдете пятиступенчатую подстройку, от совсем ничего до очень-очень. К слову будет сказано, финальному релизу предшествовало интенсивное бета-тестирование, в ходе которого EU всем миром постепенно доводили до удобоваримого состояния. Так что не удивляйтесь, если и в single player хладный ум противника внезапно обнаружит почти человеческую смекалку и находчивость. А еще можно управлять бегом времени, ну прямо фантастика какая-то! К примеру, по умолчанию одна минута игры приравнена к одному месяцу реальной жизни. Если вам по сердцу иной ритм, достаточно легкого движения руки, чтобы минута превратилась в 2 или 4 месяца, и так до двух лет включительно. Поэкспериментировать разрешено не только со временем, но и, в определенных рамках, с историческими событиями. То есть к фактам, имевшим место быть, добавляется элемент случайности, что по-своему приятно. А в довершение, чтобы совсем вкусно показалось, вспомню о наличии «подквестов». Лицам, ведущим размеренный образ жизни, не рекомендуется.

Умом Россию не понять

ОК, из имеющихся кампаний выберем для пробы что-нибудь звучное, например, Grand Campaign, а из держав возьмем Россию. Кстати, помимо основных фондов, т.е. стран или союзов, сыгравших важную роль в мировой истории, в EU присутствуют порядка шести десятков единиц второго плана. Выбор геймера не безграничен, но и этот минус лечится за несколько минут любым текстовым редактором. Вернемся к российским проблемам и перенесемся во времена, наступившие после правления Ивана Третьего. Его сын, Иоанн Грозный, собирается захватить Казанское и Астраханское ханства, а также прочие островки Золотой Орды. Попутно Россия заявила претензии на польско-литовские территории и Прибалтику. А вот и возможный план. Так как Россия заметно отстает в развитии от великих держав, есть смысл сперва разделаться с татарами на юго-востоке. После разгрома степных ханств открываются ворота в сибирские просторы. В результате освоения Сибири Россия наращивает потенциал, необходимый для борьбы с западными соседями и Крымским ханством. Подобные советы заметно облегчают жизнь свежеиспеченному стратегу, да и бывалому волку не навредят. Попутно можно установить господство над Молдавией, аннексировать Данию, открыть Омск. Или испытать свои силы в Северной войне, здесь Россия пытается установить контроль над провинциями Нюланд, Карелия, Ингерманландия, Ливония и Финляндия. Судя по дню сегодняшнему, усилия предков не пропали даром, пускай и не на все сто. А вот незалежной не повезло, она угодила в раздел Phantasy, т.е. набор из вымышленных миссий. Там вильна Украйна затесалась где-то между каталонцами, инками и ирокезами. Ну что же, пускай детишки побалуются...

Пан или пропал?

Как и в любой стандартной экономической стратегии, торговля является главным, если не решающим, звеном в цепи. Каждая из территориальных единиц имеет собственную нишу на рынке и всячески пытается увеличить товарооборот. Одни специализируются на сельском хозяйстве, другие испокон веков занимаются рыбной ловлей. При любом раскладе надо внимательно отслеживать рыночные тенденции, следить за балансом между спросом и предложением. Скажем, предложение увеличивается после колонизации новых земель, а спрос вырастает в результате улучшения покупательной способности населения, развития инфраструктуры, постройки дополнительных мануфактур и верфей. Для каждого участника ведется подробный учет данных, поэтому вы всегда будете иметь в распоряжении подборку полезной информации. Доля доморощенных товаров на рынке, годовой доход, уровень инфляции - вот лишь краткий перечень. Кстати, на последний показатель следует обратить особое внимание. При высокой инфляции в страну текут средства, вырученные от реализации местных продуктов за бугром, что дает возможность для дополнительных инвестиций. При ограничении инфляции, что само по себе и неплохо, есть риск столкнуться с нехваткой наличности. Стало быть, выгодно жить с постоянно высокой инфляцией? Вовсе нет, так как в этом случае ставится под вопрос стабильность вашего государства - растет недовольство среди населения, уменьшается сбор налогов, возникает угроза восстаний. Из-за вышеназванных причин обесценивать деньги стоит лишь в особых случаях. Одной из предпосылок, оправдывающих инфляционный процесс, может быть подготовка к крупномасштабной войне и связанная с этим временная нехватка средств.

Немного подробнее о ведении боевых действий. Si Vis Pacem, Para Bellum или «хочешь мира, готовься к войне». Девиз как нельзя более подходящий к EU, ибо, несмотря на очевидный уклон игры в сторону экономики, дар полководца сослужит геймеру добрую службу. Если попытки обратить потенциального врага в союзника провалились, или вы склоняетесь к агрессии, или, наконец, соперник нанес удар первым (мало ли что в жизни случается?!), выход один: выкинуть из головы «Прощай, оружие» и с криком «банзай» ринуться в бой. При этом, по возможности, следует учесть степень собственного развития и потенциал неприятеля. Существуют два подраздела: сухопутные и морские технологии. Ваши возможности целиком и полностью зависят от занимаемой ступени в иерархической лестнице. Например, нулевая ступень в сухопутных технологиях позволяет иметь в составе армии пехоту и кавалерию, на третьей ступени появляется артиллерия, на семнадцатой можно возводить мануфактуры военного профиля. Есть и сорок третья ступень... Аналогично с водоплавающими частями: от строительства простеньких кораблей до введения морской блокады.

Как в экстремальных ситуациях, так и в повседневной жизни, без дипломатии нам не обойтись. Известно, что один в поле не воин, за исключением Китая, да и то под вопросом. Но даже если поиски союзников не входят в число приоритетных задач, к услугам посольского приказа все равно прибегнуть придется. Система отработана до мелочей, кажется, что охвачен практически весь спектр официальной и подковровой дипломатии. Даже теряешься поначалу, какое именно поручение дать посланцу. Немудрено, ведь выбрать можно чуть ли не из пары десятков опций. Все не беда, лишь бы на кол не посадили. Так, направив чрезвычайного и полномочного на переговоры, можно заключить союз, выдвинуть ультиматум, объявить войну и прочее.

В довершение общей картины пара слов про опиум, который для народа. Чем-чем, а атеизмом в те времена не страдали, молились чаще и усердней, чем в наши дни. Беда в том, что бог, как и правда, у каждого свои, а противоречия частенько разрешаются дубинкой и топором. В отношениях с соседями или предполагаемыми партнерами по блоку религиозный фактор порой приобретает первостепенное значение. Важно не только позаботиться о духовном облике вассала, но и самому, смотря по ситуации, сменить вероисповедание, то бишь «самообратиться». После конвертации возникают новые проблемы. Скажем, при переходе Англии в протестантскую веру есть вероятность зарождения повстанческих настроений в преимущественно католических Ирландии или Шотландии. Вы можете регулировать толерантность по отношению к иноверцам, в промежутке от относительной лояльности до полной нетерпимости.

Смотрины

Графика в EU если и не шикарная, то вполне приемлемая. Нам даны три вида карт - экономическая, политическая и географическая. Карта скалируется, благодаря чему ориентирование на обширных просторах становится воистину детской забавой. Скажем, на экономической карте видны символические изображения леса, овец, винограда. Сразу становится ясно, кто чем богат. Четко выдержана контрастность тонов, цвета не сливаются и не утомляют глаз. Человеческие фигурки легко отличимы друг от друга, начиная от вечно занятых мастеровых и заканчивая величавыми грандами. Колышутся на ветру разноцветные стяги, неторопливый рыцарь бредет куда-то по своим делам, вдали полыхает пламя над осажденной крепостью. Нельзя сказать, чтобы игра изобиловала анимациями, но те, что есть, ее не портят.

Эпитафия?

EU никак не причислишь к продуктам ширпотребного толка. Перед нами превосходная стратегия, адресованная достаточно узкому кругу приверженцев реалистичных исторических симуляторов. К сожалению, у Paradox до сих пор не решены проблемы с американским издателем. Ясно, что EU, с ее зацикленностью на старушку Европу, не сделает капитала в Штатах. Пока игра распространяется в немецкоязычных странах и Скандинавии, версия на английском продолжает собирать пыль. Хочется верить в счастливую судьбу EU, ибо по-настоящему серьезные, концептуальные вещи нечасто доходят до конечного потребителя.