- Главная/
- Игры/
- Европейские гонки/
- Рецензия
К нему не зарастет?
Многие лета тому назад, в те незапамятные времена, когда Михаил Сергеевич еще не успел сойти с дистанции, а полный сил Борис Николаевич только начал набирать обороты на пути к политическому Олимпу, в мой обычно пустующий почтовый ящик одна за другой посыпались открытки из разных уголков земного шара. Типовые и крупноформатные, черно-белые и цветные, невзрачные и броские, - они подстерегали меня, как чашка утреннего кофе на столе или свежий выпуск новостей по радио. Постепенно, камешек за камешком, образовалась немалых размеров подборка по теме "Города и страны", состоящая из единичных экземпляров и цельных, законченных комплектов. Впору бы податься в коллекционеры, добавляя к уже имеющимся в наличии Хельсинки, Сингапуру и Абиджану недостающие Мельбурн, Кейптаун или Гавану. Но, видно, не судьба - интерес к собирательству со временем сошел на нет, а народная тропа, ведущая в стан филокартистов, заросла лишайником.
Птицы, летите, летите...
Куда более последовательной и целеустремленной оказалась голландская компания Davilex, наша, кстати сказать, давняя и для кого-то желанная знакомая. Судя по всему, разработчики из страны мельниц и тюльпанов не успокоятся, пока не опутают сетью гоночных локализаций всю планету без остатка. Помнится, автор одной из рецензий на AG как-то упрекнул Дави в пренебрежительном отношении к родным для нас российским дорогам. Ну где, мол, только не проходят заезды без правил, лишь государства бывшего восточного блока, и прежде всего Раша, остаются не у дел. И надо же, иной раз даже устами борзописца глаголет истина! Словно почуяв легкую добычу, налетели хищные разработчики на милую нашим сердцам столицу Всея Руси, исступленно щелкая клюв... затворами фотоаппаратов в разных точках, расположенных в пределах Садового кольца.
Параллельно с московскими снимки с натуры делались и в других уголках старушки Европы. Как итог, мы видим перед собой не то фотоальбом, не то очередной образчик аркадных гонок от Дави, амбициозно нареченный Europe Racer. Нет ли тут беспардонного бахвальства, попытки выдать желаемое за действительное? Отнюдь, ER с двадцатью трассами и мультиязыковой поддержкой космополитичен до мозга костей. Глупо было бы ожидать особых затруднений при разработке продукта, учитывая накопленный голландцами опыт. Английскую составляющую они взяли из M25 Racer, Нидерланды, Германия и Австрия перекочевали из серии Autobahn Raser, Франция пришла из Paris-Marseille Racing, а курортные места были позаимствованы у Holiday Racer. К ним добавили Стокгольм, Москву да плюс еще несколько локаций, основательно размешали, и дело в шляпе - сборная солянка готова к подаче на стол.
И это все о нем
Сценарий ER, как можно было легко предугадать, является слепой копиркой с прежних домашних релизов. Полный благих побуждений отставной гонщик Caesar рассылает приглашения на участие в чемпионате своим корешам, таким же, как и он, водилам-беспредельщикам. Куда там Монте-Карло с проводимой раз в год на его улицах наипервейшей Формулой - ER не уступит конкуренту как по количеству этапов, так и по напряженной атмосфере, царящей во время гонок. В отличие от той же Формулы устроитель ER, полулегальный и не особо афишируемый Racing Club, "забыл" получить лицензию на право проведения состязаний, тем самым обеспечив хлопотную жизнь чинушам в полицейской форме. Копы, отмобилизовав все имеющиеся в запасе резервы, развернули настоящую охоту на участников заездов. Самые тормознутые и неудачливые снимаются с дистанции без всяких разговоров и предупреждений. Координирует действия стражей порядка наш давний приятель суперкоп (Autobahn Raser 3), только зовется он теперь не Guenther, а J.J. Black, чтоб англикашкам привычней было.
Гонки проходят в трех режимах - быстротечные Quick Races, Championships в роли забега на среднюю дистанцию и стайерский Adventure. Первые два в свою очередь включают в себя четыре и три подрежима соответственно. Если говорить о Quick Races, то здесь интересен прежде всего Sudden Death, темпераментный, полный интриг заезд на выбывание. Более занимателен чемпионат, проводимый на пяти локациях в трех классах - Standard-, All Terrain- и Sport Cars. Машины, к слову будет сказано, остались безымянными, так как средств для контракта с именитыми производителями у Дави, само собой, не нашлось. Остается лишь строить предположения, угадывая по кофейной гуще, т.е. по внешним контурам и номерным знакам, ту или иную модель. Наконец, самый значимый вид состязаний, требующий от участника стабильности в результатах, Adventure, даст вам шанс проявить себя на всех двадцати трассах последовательно, щелкая их как орешки, одну за другой.
Двигатель прогресса?
В ER используется модифицированный движок Havok/Ipion, ранее применявшийся в уже упомянутой Autobahn-серии. Зайдя на сайт разработчиков, я обнаружил там чисто рекламное описание возможностей суперэнжина вкупе со ссылкой на авторитетную в геймерских кругах Гамасутру, при этом сразу бросилось в глаза тотальное замалчивание очевидных недостатков. Начитавшись лестных эпитетов вроде "advanced", "much improved" и "greatly extended", захотелось-таки выяснить, куда это мы продвинулись и что именно сумели улучшить. Воспользуюсь предоставленной мне трибуной, чтобы бросить камень в огород голландцев.
О физике, идущей первой в списке характерных особенностей движка, многого не скажешь. Машина, согласно законам аркадного жанра, ведет себя на трассе совершенно неправдоподобно, выделывая кульбиты, невообразимые в реальной жизни. Правда, отныне управлять ею стало несколько легче, "липучести", так сказать, прибавилось. Поведение тачки будто бы меняется в зависимости от покрытия, хотя лично мне так не показалось. Новинкой стали пешеходы, коих раньше не наблюдалось. До 200 мирно разгуливающих по улицам и площадям зевак можно повстречать только в течение одной гонки. Завидев подъезжающее авто, бедолага начинает хаотично метаться, пытаясь отпрыгнуть в сторону совсем как в голливудских боевиках. Иногда ему это удается, и потенциальная груда металлолома со свистом проносится мимо. Иногда удача отворачивается от пешехода, - в этом случае машина попросту пролетает сквозь неясные очертания человечьего тела. Никаких цветных пятен, а тем более кровавых луж на месте "трагедии" - в общем, тоска зеленая, да и только...
Отдельным пунктом в списке фич расписан AI. Он, да будет вам известно, "greatly enhanced". Ведомый компьютером гонщик якобы обладает продвинутым, трехуровневым интеллектом, позволяющим верно оценивать ситуацию и принимать единственно правильные решения в считанные доли секунды. Не стану морочить читателю голову, пересказывая в деталях все тонкости. И правда, зачем ему знать, что краткосрочный AI отвечает за перебор вариантов при объезде препятствий, а среднесрочный, скажем, за подбор бонусов? Стоит ли говорить про долгосрочный AI, с помощью которого осуществляется выработка стратегического плана? Или надо вспомнить особенно вычлененный AI полиции? А зачем? Проще будет выставить уровень hard и поддать газку что есть мочи. Oops, соперников что-то в принципе не видно. И в следующий раз. И опять двадцать пять. А я, по простоте душевной, почти было купился.
Das Ende
Если бы не заметно улучшившаяся графика и более качественный звук, ER следовало бы незамедлительно пустить в расход. А так, пускай живет, глядишь, со временем и дойдет до кондиции. Возможно, чудо случится уже осенью с выходом USA Racer. Пока же детище Davilex заинтересует разве только какого-нибудь находчивого турагента, который, нехотя записав в графу расходов требуемую сумму, использует компакт вместо рекламного проспекта. Или неудавшийся собиратель почтовых открыток сыграет разок...