- Главная/
- Игры/
- European Super League/
- Рецензия
Весна, особенно теплый ее период, - пора во всех отношениях хорошая. И самый главный плюс здесь в том, что после долгой зимней спячки проснулся огромный медведь - большой футбол. Из Лиги Чемпионов вылетели команды, которые по определению не вписываются в рамки восьми сильнейших, вследствие чего те, кто с честью выдержал отборочный турнир, стали показывать фантастическую по красоте игру. К сожалению, не все смертные обладают спутникотарелками, позволяющими наслаждаться этой квинтэссенцией футбольного счастья в чистом виде, но, тем не менее, лицезреть некоторые матчи, пусть и в урезанном, по понятным причинам, состоянии, мне удалось. Для полноты сейчас не хватает чего-нибудь новенького в разделе виртуальных футбольных развлечений. Чтобы было красиво, живо и интересно.
Championship Manager, несмотря на целый ряд неоспоримых преимуществ, увы, в эту концепцию не вписывается. FIFA 2001 утратила ту очаровательную свежесть и новизну, которой обладала еще несколько месяцев назад (скорее, несколько месяцев после выхода в свет), а на что-то новенькое EA Sports почему-то раскошелиться не спешит. Как ни крути, приходится играть в European Super League.
Национальная футбольная лига
В своем футбольном проекте, который, несомненно, призван был стать реальным конкурентом серии FIFA (иначе зачем вообще затевать это дело?), Virgin Interactive выставила оригинальную концепцию подборки представленных команд. Видимо, решив окончательно развить тезис EA Sports об исключении ненужных клубов, разработчики попросту образовали собственную национальную футбольную лигу, включив туда сильнейшие, по своему разумению, команды современности. В общем, сделали то, о чем давно мечтает UEFA, - наличие только красивого футбола, чтобы в нем варились огромные деньги и чтобы всякий отстой типа Спартака с Русенборгом (и всеми остальными, не входящими в элиту футбола) не подпускался к этой лиге на пушечный выстрел. В общем, эдакий NHL, но только европейско-футбольной направленности.
Пойдя на такой мужественный шаг, авторы одним махом подняли как минимум две проблемы. Во-первых, довольно обширный контингент игроков обзаводится футбольными симуляторами ради того, чтобы всего лишь поруководить скромненькой, но любимой командой. Вторая проблема состоит в показаниях исторического опыта: после некоторого знакомства обязательно настолько приноравливаешься к манере игры компьютера, что порвать его 10-0 на любом уровне сложности не составляет никакого труда. Остается либо тягаться с друзьями (что не всегда доступно по тем или иным причинам), либо брать самую хилую команду и играть с самой сильной, одолевая компьютера, обладающего дуболомным нахрапом и 11-ю футбольными ферзями, безукоризненной обороной и тактической изощренностью. А тут нас самым жестоким образом такой возможности лишили…
Если это геймплей, то я...
Дальше - хуже. Начнем с того, что расположение клавиш совершенно не соответствует FIFA'шной манере игры. Даже не расположение, а совмещение двух функций на одной и той же кнопке. Допустим, в FIFA пас при владении мячом совмещен с переключениями игроков, когда мяча у них нет. В нашем же случае переключение игроков повешено вместе с ударом, а пас - с отбором мяча (classic tackle). Непосвященный в тонкости футбольных симов может воскликнуть: "Ха, да почему все должны соответствовать стандарту FIFA?!". Ну, дорогие мои, это все равно что сейчас какая-нибудь "прогрессивная" компания по производству 3D-шутеров с презрением бы отвергла WASD и вместо этого использовала, скажем, AUMV. Пример, конечно, грубый, но по эффективности лишения человека возможности нормально управлять не менее наглядный. Разработчики FIFA не зря едят свой хлеб, и совмещение функций на одной клавише проработали на все 100, возможно, даже чуть излишне облегчив управление.
Следующий шаг к усложнению игры - взаимодействие игрока и управления. Благодаря EA Sports мы уже давно привыкли к некоторой одухотворенности подопечных футболистов - они, пусть ненавязчиво и незаметно, но проявляют свою самостоятельность. Настолько незаметно, что понимаешь это, только поиграв в ESL. Вспомните момент в FIFA 2001, когда отдаешь игроку пас на ход (здесь-то вообще только один тип паса - на ход, в ноги не бывает, из-за чего 70% передач адресата не находят, если не считать адресатами футболистов соперника). После того, как мимо нашего футболиста проскальзывал мяч, он сам, лишь удерживая общее направление заданного нами движения, направлялся в его сторону. В European Super League такого нет, нам лично приходится управлять игроком, обычно в тщетной попытке догнать ускользающий мяч. Вдумайтесь в эти слова, вспомните количество управляющих движением клавиш, и вам все станет ясно.
Отдельный разговор - количество отснятых кадров, по совместительству взаимодействие игрока и мяча. В результате экономии на motion capture кадрах футболисты в ESL не умеют перехватывать катящийся рядом мяч, плохо играют головой (только один тип удара), абсолютно не в состоянии финтить, ограничены в приеме мяча (только остановка - ни о какой мгновенной передаче мяча в одно касание, ногой или головой, по воздуху и по земле, речи не идет, и, соответственно, не бывает никаких комбинаций)... Перечислять можно довольно долго, другое дело, что это просто-напросто не нужно, - с геймплеем, думаю, вам и так все понятно.
Как итог: игра получается крайне разнообразной за счет ужасно неудобного управления. Отдать пас своему игроку - уже счастье. Дойти до ворот противника и ударить по ним - счастье вдвойне. Представляете, сколько хитроумных комбинаций надо сочинить, чтобы банально добраться до чужой штрафной и не потерять мяч: финтов нет, один в один компьютер не обыгрывается, пасы - штука сверхсложная. Может, господа разработчики вовсе и не симулятор футбола делали, а головоломку на футбольную тему?
Final round
Последний пункт, где творение Virgin Interactive хоть как-то могло составить конкуренцию FIFA 2001, - графика. Правда, здесь я немного слукавил. Уж по части внешности к последнему произведению из великой серии нет просто никаких претензий (ну, разве что хотелось бы более реальных зрителей и утонченного внешнего сходства виртуальных футболистов с реальными). Иными словами, не обладая такой командой и, наверняка, финансовой базой, как EA Sports, создатели European Super League были просто обречены на провал. Который мы в настоящий момент и имеем несчастье наблюдать. Топором вырубленные спортсмены, разве только цветом кожи похожие на своих реальных прототипов, убожество всех атрибутов стадиона, минимальное количество отснятых кадров, то есть минимум взаимодействия объектов… Всем этим авторы как бы подписались под текстом мирного договора, где сказано, что ESL признает поражение по всем пунктам и соглашается со всей своей несостоятельностью.
Finish him!
В заключение хочу сказать, что при всей своей "минусной" сущности приставочный порт European Super League несет в себе и положительный заряд. Прежде всего давая отдохнуть от FIFA 2001 и лишний раз убедиться в ее, FIFA, гениальности. Остается небольшой проблеск надежды, что идея футбольных симуляторов жива не только в недрах EA Sports, которая, по некоторым прогнозам, может замкнуться в себе, со всеми вытекающими.