- Главная/
- Игры/
- Вечера на хуторе близ Диканьки/
- Рецензия
— Здесь так
занимает всех все малороссийское…
Из письма Гоголя
Черевички для истерички
Год назад мы проводили в плавание отменную FMV-адвенчуру по мотивам гоголевского «Вия» — и вот, пожалуйте, еще одно обращение к классику. На сей раз в основу легли «повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Материал роскошный, идей — хоть отбавляй. По крайней мере, на длинное, сложное приключение с литературной начинкой хватит с излишком. Впрочем, это как посмотреть.
Слить произведения в цельную историю, сохранив известный антураж и колоритных персонажей, очень непросто. Поэтому разработчики избрали иной путь. Стержнем для игры послужила «Ночь перед Рождеством» — самый ходовой сюжет из сборника. Вакула, единственный на всю Диканьку кузнец, отправляется за черевичками для возлюбленной Оксаны. Остальные — Солоха, Чуб, наделенный голосом Пожарова, Пацюк, черт — все на месте. Да и полета в Петербург не избежать.
Но по ходу действия, вращающегося вокруг укрощения рогатой нечисти (одного креста оказалось мало), незаметно всплывают два других ответвления: «Майская ночь» и… «Вий». Так публикация, лишь косвенно связанная с циклом, вновь просочилась на экраны наших мониторов. Лишней она не выглядит, однако ввести в заблуждение подрастающее поколение способна. К тому же именно эта сказка подверглась наиболее тщательной сценарной обработке: панночку записали в вампирши, в компаньоны ей дали голема и немецкую ведьмочку, а земляное чудище наградили взглядом Горгоны…
Очевидно, что творчеством Николая Васильевича Step Creative Group не удовольствовалась, несмотря на столь выборочное заимствование. Даже народный фольклор, призванный насытить и без того богатый мир (лешие, домовые, простите, «Каша из топора»), лишь частично удовлетворил запросы авторов. Получилась этакая лихая смесь из мирового фэнтези, довольно умело собранного в один пучок. Что, конечно, оставляет все меньше поводов говорить об удачной адаптации книги. Вся «Утопленница» уместилась в монологе русалки, чья роль в повествовании носит отвлеченный характер. Так что же перед нами?
Дым отечества сладок и приятен
Перед нами — настоящая ностальгия. За те часы (около трех), что отводятся на прохождение «Вечеров», меня ни разу не покидало ощущение дежа вю. Вспоминались первые представители российских квестов, их «лубочная» атмосфера, некогда присущая «ПиВИЧу», «Пилотам», «Царевне»… Все отточено, разрозненные куски хорошо пригнаны друг к другу, надуманных моментов почти нет (если не считать изготовления стального ошейника). Предметные задачки редко удается уличить в натужности или нелогичности. Напротив, всевозможным вещичкам мгновенно находится уйма применений.
Тут вам и классическая «матрешка» — сборка «механизма» по частям; и поиск нескольких ингредиентов для колдовского зелья; и неожиданное использование, казалось бы, ненужного хлама… Диалоги всегда по делу, с выбором реплик (особенно умиляет, когда выбор сводится к одной фразе). Возникла какая-то насущная проблема? Обратитесь за помощью к жителям — у каждого будет что сказать.
Внимание к деталям — отличительная черта «Вечеров». Очаровательный интерфейс (грубоватая стрелка, глаз, берестяная грамота) и совсем уж небывалые молчаливые описания из 2-3 слов, выводимые нажатием правой кнопки (по мановению левой молодец, как правило, выдает комментарии либо расправляется с объектом), трогают еще больше. А заслышав мирные деревенские мелодии с еле заметной примесью электроники, хочется взять приключение на руки, приголубить и не отпускать. Три часа — это очень мало.
Деревенская простота
Пожалуй, у CrazyHouse был один ориентир — художественный фильм, а потому естественно, что мы получили видеоквест. У Step CG расклад более обширный: помимо известной постановки (с великолепным Милляром в роли черта), свет видел не менее популярный мультфильм, положенный на музыку Римского-Корсакова. Неудивительно, что разработчики решили пойти по второму пути, создав рисованную Диканьку и таких же персонажей. Вышло простенько, незамысловато, в меру симпатично. Аккуратные двумерные фоны, миниатюрные, копеечно плоские человечки, обведенные карандашом. Никаких восторгов с одной и неприятия с другой стороны. Но явно не для двух дисков.
Однако именно подобными играми наша страна могла похвастаться лет восемь (если не двенадцать) назад. Здесь чувствуется старание, умелый подход. Родные мотивы насквозь пронизывают крошечную, ни на что не претендующую адвенчуру отечественного пошиба. К сохранившемуся духу гоголевских повестей незаметно примешиваются собственные иносказания, удобно связавшие ключевую тройку в единый сюжет. И пускай Вакула — полная размазня, глупо сюсюкающаяся с каждой божьей тварью «До свиданья, мил человек, до свиданья», а чудеса сосуществуют бок о бок с реальностью, редко кого удивляя.
Прохаживаясь по зимнему лесу и слушая, как трещат на морозе деревья, или же выковывая в уютной кузнице очередную штуковину на заказ, ощущаешь приятный аромат «русского квеста» в его изначальной трактовке. Хотя и нес(в)о(е)временно, конечно.