- Главная/
- Игры/
- Evolva. Риск заражения/
- Рецензия
Я редко берусь писать обзор игры, о которой ничего или почти ничего не знаю, потому что обычно любопытство берет верх еще до коммерческого релиза, и информация, собираемая по крупинкам, постепенно складывается в целостную картину. Evolva стала очевидным исключением из правила, причем исключением во всех отношениях приятным. До личного знакомства с игрой мои знания о ней ограничивались несколькими смутными ассоциациями, среди которых, в первую очередь, значились генетические исследования. Однако скудная информированность длилась совсем не долго.
После трехдневного разбора полетов я научился отличать дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) от рибонуклеиновой (РНК), зазубрил все четыре типа нуклеотидов и соответствующие им азотистые основания (аденин, гуанин, цитозин, тимин), разобрался в сложнейших процессах биосинтеза белка, почерпнул массу полезного материала о наследственности и генетическом коде, а также наизусть выучил модель Уотсона-Крика.
Гипотеза Уотсона-Крика
В 1953 году американские ученые Дж. Уотсон и Ф. Крик представили на суд общественности модель макромолекулярной структуры ДНК, которая состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных одна вокруг другой в своеобразную спираль, и отвечает за наследственность, то есть генетический код, передающийся от поколения к поколению. С тех пор прошло много времени, и молекулярная биология получила должное развитие, однако более-менее существенных результатов в области генетических исследований деятелям науки удалось добиться лишь в конце 20 века, результатами чего мы с вами и являемся очевидцами. На этом достоверная информация заканчивается и начинается чистой воды вымысел, предложенный авторами игры, которым был нужен подходящий сюжет.
Экспериментальные исследования не только прошли успешно, но и дали людям совершенно невероятные возможности. Из расы дохлых интеллигентов люди стали трансформироваться в безупречную интеллектуально и физически расу, обладающую способностью перекраивать генетический код направо и налево, не заботясь о возможных последствиях. Для начала были истреблены всевозможные болезни и вирусы, к которым в человеческом организме моментально вырабатывался иммунитет. Излишне благополучное существование в условиях максимальной пониженной смертности вскоре привело к перенаселению на просторах земного шара. Так настало время Третьей Мировой Войны, кардинальным образом проредившей человеческую популяцию, в том числе и генетическим оружием.
Когда выжившие протерли глазки и помирились, развитие пошло другим путем, то бишь с учетом предыдущих ошибок. Человечество, подкрепленное генными бонусами, ринулось в космические дали, на освоение климатически пригодных и богатых природными ресурсами планет. Лепота и благодать. Но внезапно на горизонте замаячил новый противник. Некий «Вселенский Паразит» биологического происхождения приступил к планомерному заражению заселенных людьми планет враждебно настроенными органическими существами, принявшимися уничтожать любую другую флору и фауну. Дорогу им преградило армейское спецподразделение Evolva, занимающиеся отловом отпрысков «Вселенского Паразита». А на службе у него, между прочим, находятся не мягкотелые российские новобранцы, а самые технологически совершенные генные солдаты (genohunters).
Вы рыцарь, рыцарь без страха и упрека
По правде говоря, «лыцарей» четверо, и похожи они, как родные братья или, может быть, сестры. Один умный, другой шустрый, третий прыгучий, четвертый атлетически сложен. Но назвать эти милые создания людьми язык не поворачивается. Потому как нечто генетически выращенное с закосом под гуманоида, абсолютно лысое и меняющее цвет кожи при каждой новой мутации, на человека слабо похоже, даже если смотреть издалека и в сильно нетрезвом состоянии, одновременно находясь в чужих очках или в полной темноте. Впрочем, не скрою, определенным шармом главные герои, безусловно, обладают, причем именно благодаря внешнему виду (вспоминается почему-то MDK) и тем способностям, что были в них заложены при рождении.
Вот мы и добрались до изюминки проекта, до тех самых генных превращений и манипуляций с наследственностью, которыми нас заманивали разработчики. Забив очередную партию паразитов, охотники окружают их безвольные тушки и парой крепких профессиональных ударов извлекают ДНК противников. У каждого вида противников ДНК, между прочим, своя собственная, на других не похожая. То повышенную прыгучесть развивает, то скорость передвижения апгрейдит, то увесистые когти наращивает. Позабивали, поизвлекали, теперь можно и мутировать. Нужно же как-то совершенствоваться и держаться в хорошей форме, не останавливаясь на достигнутом.
Благодаря стараниям ученых, работавших над проблемой генетического кода, мутация организма охотника происходит почти моментально, как по мановению волшебной палочки. Нужно только выбрать, во что превращаться. Увеличить ли скорость передвижения и носиться пулей по полю, уворачиваясь от пулеметных очередей, наростить ли когти, которые нельзя обрезать даже садовой ножовкой, до неприличных размеров, научиться ли прыгать выше всех или, может быть, наоборот, превратиться в монолитный блок, увешанный оружием. Комбинации порой подбираются, на первый взгляд, несуразные, но на самом деле весьма эффективные в бою. Например, сочетание высокого, затяжного прыжка со стрелковым оружием позволяет методично и безболезненно для себя любимого из-под небес расстреливать толпу кружащих внизу пауков, с легкостью расправляющихся с противником в ближнем бою. Так что умения боевые и небоевые одинаково равноправны и равноценны. Более того, каждый из наращиваемых навыков имеет несколько степеней совершенства. Сначала появляются маленькие коготки, затем они приобретают внушительные размеры и под конец становятся гигантскими клешнями. И так для всех 10 видов вооружения.
Ведомые и ведущие
Управление отрядом охотников в чем-то сродни тактическому симулятору в сильно упрощенном, но не безынтересном варианте. Игрок выступает за одного из героев, обладая неограниченной свободой перемещения между телами охотников, которые могут действовать как сообща, то есть группой или несколькими группами, так и поодиночке, если этого потребует ситуация. Чтобы за действиями подопечных можно было следить в режиме онлайн, не покидая выбранное тело, на экране имеются три дополнительных окошка, в которые с некоторым опозданием и редкой сменой кадров подается изображение того, что видят все члены отряда. Разделение же группы бывает очень полезно, например, когда один из бойцов истекает кровью, а впереди грохочет грандиозное побоище. Чтобы сохранить жизнь товарища, его придется оставить на относительно спокойном участке уровня, а не таскать за собой. Также ощутимо помогает возможность разбивки на группы в ситуации, требующей подрывных работ. В этом игровом мире в качестве взрывчатки используется местный аналог бинарной жидкости. Это когда по отдельности химические элементы безопасны, а при смешивании вызывают бурную реакцию. Так вот, здесь такими «катализаторами» служат два яйца растительного происхождения (почки, споры, огурцы?), которые можно сорвать разными персонажами с грядки, отнести в условленное место и, соединив компоненты, подорвать, например, каменный завал, мешающий проходу. Но это уже к вопросу о заданиях, которые заставляют и драться, и думать, причем делают это на удивление органично.
Хотелось бы также отметить потрясающий pathfinding, которым наделены охотники, управляемые в группе компьютером. Они четко следуют за лидером, а при случайном падении, скажем, с горного серпантина, вызванном взрывной волной, с неподражаемым изяществом находят ведущего группы в любой точке уровня, даже если придется прыгать, бегать и менять этажи. В бою машинный интеллект тоже не теряется, действует четко, слаженно, эффективно. Можно вообще стоять в сторонке и мило улыбаться, наблюдая за стараниями дружной семьи уродцев, разделывающих очередную тушу противника.
Герои, безусловно, оригинальны, но это если обсуждать проблему высокопарно. Приземленно все гораздо нелицеприятнее. Просто-напросто систему апгрейда оружия авторы заменили на биологические мутации, завернув стандартные правила в яркий фантик и добавив некоторые интересные фишки. И я ни за какие коврижки не поставил бы игре такую высокую оценку, если бы этим «молекулярным уклоном» дело и ограничилось. Но оно почему-то того, не ограничилось.
Мир животных
Основное предназначение охотников - охрана окружающей среды от вторжения чужеродных проявлений Паразита со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во-первых, планеты, опекаемые местным отделением Гринписа, представляют собой преимущественно открытые поверхности, которыми нас так редко радуют трехмерные движки. Природа, эволюция по Дарвину, все дела. Во-вторых, защита исконной фауны и флоры от посягательств противника предполагает фактическое наличие этой самой биологически активной субстанции на игровых уровнях. То есть уровни состоят не просто из трех стен, двух булыжников и квадратного углубления, залитого водой и символизирующего горное озеро, но богаты и такими достопримечательностями, как настоящий рельеф, деревья, кустарники, цветы и, что самое главное, туземные животные. Последние занимаются своими делами, пасутся на пастбищах, греются на солнышке и очень часто становятся лакомым кусочком для голодающих особей Паразита. Некоторые задания, коих на протяжении одного из 12 масштабных уровней будет превеликое множество, как раз и нацелены на сохранение популяции миролюбивых животных. Кстати, кустарники, как им и положено, отлично горят, каменные преграды могут быть разрушены или взорваны, а падение с большой высоты плохо сказывается на здоровье роняемого, если, конечно, приземление происходит не в воду, смягчающую удар.
Поначалу, то есть еще не вникнув как следует в специфику игрового мира, я натравливал своих подчиненных на пасущихся невдалеке страусов, наивно полагая, что это и есть главный противник человечества. Страусы быстренько спохватывались и, самым естественным образом смекнув, что приближающиеся человечки опасны, экспрессом уносились вдаль, да так, что схватка превращалась в одну большую и кровопролитную погоню. Потом, уже осознав свою молодецкую ошибку и обнаружив настоящих браконьеров, я, эксперимента ради и чтобы поглядеть на защитную реакцию других домашних животных, пробовал нападать на все встречающиеся экземпляры фауны. Поэтому могу заверить вас, что поведение каждого из них уникально, четко прописано программистами и соответствует ожиданиям. Скажем, огромный броненосец размерами с бегемота не бросится сломя голову через ближайшую речку в поисках сомнительного укрытия от незваных гостей. В отличие от тех же страусов он повернется к обидчикам лицом и уйдет в глухую оборону, если не уничтожив, так изрядно поранив налетчиков.
Животная жизнь облюбованных миротворцами планет неразумна и, как видно, адекватно реагирует лишь на проявление агрессии. А вот флора вообще не делает различия между своими и чужими, стараясь естественным образом избавиться от гостей с обеих сторон вселенского конфликта. Поэтому нейтралитет в данном вопросе практически невозможен. Враждебность лиственной природы начинает действовать на мозги уже на старте. Сначала какие-то постоянно набухающие и разрывающиеся почки, растущие прямо из земли и сильно смахивающие на минное поле. Затем цветки, стреляющие спорами на манер пороховой пушки, и другие веселые препятствия. Хорошо, что хоть цветки можно нацелить в нужном направлении, а противника заманить на минное поле, чтобы и ему жизнь малиной не казалась.
Ядро, речь не о молекулах
За всеми вкусностями геймплея был незаслуженно забыт движок и оформление игры в целом. Исправляю досадную ошибку и сообщаю, что графическое ядро на высоте, как по количеству кадров в секунду, так и по качеству изображения. Количество полигонов на душу населения сказать не могу, потому как сосчитать не смог из-за отсутствия необходимости предаваться столь пагубному занятию. То ли полигонов действительно много, то ли разработчики умело скрыли от игрока все шероховатости, но факт на лицо, модели выглядят шикарно. Не подвела и анимация действующих лиц. Заберешься куда-нибудь в труднодоступный район уровня и смотришь, как тройка верных товарищей несется за тобой, весело подпрыгивая (гениальные, надо сказать, прыжки), где это необходимо, и ловко отбиваясь от наседающего противника. Красота по-эвольвийски. Плюс кровавые лужи, куски мяса, динамическое освещение, взрывы, разрушения, много огня. И даже брызги при беге по воде.
Из плохого запомнились две вещи: тени и скудность моделей противников, но по количеству, а не по качеству. Признаюсь честно, хотелось бы сражаться не только с паукообразными тварями, которые постепенно начинают надоедать, несмотря на разное оружие и формы тела. Немного расстроили тени, которые выглядят чересчур грубо, но, право слово, это уже мелочи, которые не смогут существенно изменить расстановку акцентов. Музыкальное сопровождение приятно нагнетает обстановку динамичного боевика, местами успокаиваясь, а местами неожиданно разгоняясь. Со звуком все тоже в порядке, за исключением принципиально бесшумных шагов.
Система управления интуитивно понятна. Бег в разных направлениях, прыжки, переключение между оружием, удары или выстрелы, спецудары. Мышь свободно вращает камеру, стрелки отвечают за перемещение. В любой момент можно сохраниться. В начале уровня сохранение происходит автоматически. Уровней всего 12 штук, но они весьма масштабны, так что больше одного в день пройти не так-то просто. Также имеются несколько уровней сложности. Хватит надолго.
Резюме
Стильная штучка. Отличный движок с шикарными моделями и красочными сражениями. Умные, интересные уровни со множеством заданий и приятными ландшафтами, иногда все-таки скрываемыми излишне близким туманом. Многочисленные противники, расправляться с которыми очень приятно. Ну и четверка оригинальных героев, выращивающих клыки, когти, пулеметы и прочие прелести жизни, постоянно мутирующие и меняющие цвет, управляемые мудрым AI. Возможно, идея игры не нова, но биологическая оболочка, в которую эту идею поместили, бесспорно удалась. Наш выбор!