Светлая тема

Рецензия на игру F1 2001

Настала пора признать и во всеуслышание громогласно объявить: EA Sports откусила еще один солидный кусок от игрового спортивного пирога. Год назад, после выхода в свет F1 2000 и F1 Championship Season 2000, "электроникам" даже и думать было нечего о похвалах в свой адрес как создателям лучшего на тот момент симулятора "Формулы". F1 2001 во многом изменила баланс сил. Grand Prix 3 еще силен, но уже не всесилен.

Арбитр изящества

Для людей знающих F1 2001 стартует не со знакомой по ее предку школы водительского мастерства и даже не с почти свежих составов команд нынешнего сезона, заканчивающегося меньше чем через неделю (разработчики, кстати, прямо с первого этапа поменяли местами Алези и Френтцена, не успев, правда, убрать из "Prost" Бурти). Она начинается с боксов. Их исполнение во многом напоминает F1 Racing Championship от Ubi Soft, но отличается каким-то невесомым налетом доброжелательности. Небольшие "кармашки" с парой болидов внутри, свободное движение по всей пит-лейн при отключенном автопилоте, эмблемы команд на стенах и даже светофор на выезде (за проезд на красный свет можно с легкостью получить дисквалификацию) - очень мило, аккуратно, по-формулически уютно.

Собственно, внешность - конек F1 2001. После самой себя образца прошлого года и явной графической отсталости проекта Джэффа Крэммонда игра смотрится очень живо, что, если не забывать о том, кто разработчик, нисколько не удивляет. В первую очередь привлекают внимание болиды, перед каждой камерой красующиеся плавными очертаниями и в любом ракурсе не вызывающие нехороших ассоциаций. Можно даже сказать, что они дизайнерам удались лучше всего (правда, несколько странновато "действуют" зеркала: одни игроки жалуются на их абсолютно нерабочее состояние, другие - на расплывчатое изображение, да и то в основном крупных объектов; судя по всему, это проблемы чисто конфигурационные). Определенно живописно смотрятся и трассы, еще один пункт в списке превосходств над GP3 (в данном случае, разумеется, не рассматриваются массовка на трибунах и чуть подправленные, но по-прежнему "крестообразные" деревья; похоже, обращать на них пристальное внимание стало признаком дурного тона). Любознательные фанаты уже оценили по достоинству доступ к полному овалу Индианаполиса.

С другой стороны, "сырая" часть игры совершенно явно оставляет желать лучшего, хотя и предъявляет серьезные системные требования. Неудавшаяся попытка сымитировать осадки, практически полное отсутствие отражения погоды на асфальте и очень даже приличная видимость в дождь - подобное после, опять же, GP3 просто недостойно появления на людях. Впрочем, на счастье EA Sports, "сухих" уик-эндов в "Формуле" - подавляющее большинство.

Незыблемый патриарх

Купающаяся в солнечных лучах F1 2001 вынуждена отойти в тень, когда речь заходит о технике, настройках и прочих вещах, жизненно важных для компьютерной "Формулы". Это, безусловно, не означает, что разработчики недоглядели, недобрали и недоделали. Просто Крэммонд и компания в плане настроек копнули глубже. Здесь тюнинг не поверхностен, но чуть более легковесен и, пожалуй, доступен. Любители скрупулезного анализа наверняка будут неприятно удивлены отсутствием статистики после гонки и, что больше всего поражает, телеметрии - странно, что кому-то пришло в голову посчитать этот элемент второстепенным.

Обсуждение, чья физическая модель лучше, грозит вылиться в бесконечную дискуссию с нанесением взаимных оскорблений. Игра во многом оправдывает ожидания, - видна работа подвески, прохождение поребриков, да и просто неровных участков трассы вызывает определенные затруднения, а очевидцы уже успели прочувствовать такие нюансы, как, например, глохнущий движок при невыжатом сцеплении после вылета или предупреждаемый снос. После первых кругов главенствующее впечатление - езда на грани, без права на ошибку. И, на мой взгляд, машина несколько легче входит в спин. Хотя, возможно, виноваты неправильные настройки.

Без недочетов, конечно, дело не обошлось - мне, к примеру, удалось сделать целый круг без двух передних колес. А вот без одного заднего - никак.

In process

Отношения с фактической стороной и, в частности, с правилами у F1 2001 весьма любопытные. Скажем, ограничение на количество используемых в течение гоночного уик-энда болидов, в отличие от F1 RC, отсутствует - можно гробить машины сколько угодно и ничуть об этом не беспокоиться. От использования маршалов и прочей закулисной атрибутики спортивный коллектив EA также отказался; разбитые/заглохшие болиды с трассы просто испаряются, а флаги и вовсе не показываются. Приходится следить за лампочками на руле. Неудобно, непривычно, мешает.

Однако реализация правил в гонке - совсем другое дело. Практическое применение сразу находит себе соответствующий своему названию stop&go-штраф, срезы, если при этом никого не обогнать, не наказываются, а за игнорирование синих "флагов" без промедления дисквалифицируют. Как и во все той же F1 RC, пит-стопы представлены коротенькими анимационными вставками, хотя то зрелище, которое являет команда механиков вблизи, иначе как душераздирающим не назовешь.

Сложно сказать, достоин ли местный интеллект нескольких лишних, помимо стандартных, слов. Большинство из тех, кто уже успел ознакомиться с игрой, отмечают довольно медленный старт ведомых компьютером гонщиков, что отнюдь не является частью уровня сложности. Приятных мелочей в поведении AI достаточно. Кое-кто из соперников, к примеру, на старте может заглохнуть, создав тем самым кучу проблем всем остальным. На трассе оппоненты ведут себя соответствующе положению, ничем не демонстрируя желание выглядеть неправдоподобными асами. Тем не менее, хроническая болезнь настигла их и здесь - игрок нисколько не застрахован от подлого тарана, причем даже на пит-лейн.

***

Закончить, несомненно, следует на высокой и красивой ноте. В данном случае это звук. Да, GP3: 2000 Season с его поддержкой EAX - птица высокого полета, но в F1 2001 сей компонент возведен в не менее солидную степень и способен вызвать как минимум восхищенные возгласы. Похоже, пора поостеречься - как бы не перехвалить.

Резюме

Во избежание обоюдоострых обид необходимо сразу подчеркнуть - F1 2001 как цельная игра не лучше GP3. Но как цельная игра она ему не уступает. Поклонники на форумах уже обсуждают специфику прохождения "Красной воды", а это, согласитесь, неофициальное, но признание класса. Пока "формульная" серия EA Sports лидирует лишь по нескольким позициям. И, наверное, это хорошо - конкуренция должна быть. У Крэммонда есть повод качественно поторопиться.