- Главная/
- Игры/
- F1 Manager/
- Рецензия
Поток писем в дорогую редакцию AG подсознательно навел меня на мысли о неизбежном. Фанаты требуют поставить EA Sports достойный памятник, желательно с использованием спортивной атрибутики. Им невдомек, что спортивные «электроники» на веки вечные застряли в памяти любителей виртуальной, но здоровой жизни, основав на просторах индустрии целую империю. Империю спорта с небольшими провинциями, в каждой из которых живет и здравствует отдельный вид соревнований. Втайне надеюсь, что лет через 10 мы выкинем ненужный компьютер на помойку, употребив освобожденное место под склад мячей и ракеток, футбольных форм и хоккейных касок, шайб и шлемов гонщиков. Постойте, не впадайте в панику, это же только в будущем. А пока нас вежливо «окучивают» с экранов мониторов...
Здесь вырастет большое дерево...
Заметьте, «окучивают» очень грамотно и целенаправленно. Серии FIFA и NHL - чистейший наркотик, без которого не может влачить существование добрая половина новоявленных любителей спорта в уютных домашних условиях. Superbike 2000/2001, надо думать, тоже скоро пробьется в зал для привилегированных. Вот только попытка укрепиться в области симуляторов F1 пока не прошла (да и вряд ли пройдет, ЕА’шная «Формула» в подметки не годится детищу Джеффа Крэммонда). Впрочем, очередная награда пришла практически с той же стороны. Весьма удачный ход в лице F1 Manager позволил EA Sports мгновенно и наверняка на очень долгое время занять нишу «формулических» менеджеров, благо конкурент здесь всего один - F1 World Grand Prix от Microprose. Голову даю на отсечение, что это лишь начало очередной великолепной серии, которая в своем жанре по размерам и числу поклонников сможет стать такой же путеводной звездой, как CM у футболистов. Во многом благодаря серьезному подходу разработчиков к теме и, разумеется, обилию вложенных средств. Кстати, имеется предположение, что финансы в основной своей части уплыли по вине множества лицензий, которыми игра просто утыкана словно дикобраз.
Как нетрудно догадаться, классическая сущность менеджера осталась неизменной, и в данном случае под нашим руководством должна расцвести одна из «конюшен» королевских автогонок (данные приведены по состоянию на сезон 1999 года). Каждая команда поставляется с набором определенных компонентов: штатом и финансовым балансом, рекламными договорами и отделом научных разработок... в общем, полный комплект, свежий, подтянутый, готовый тотчас вступить в бой.
За кулисами
В сущности, идеологически игра делится на две части, но сказать, что какая-либо из них перевешивает, никак нельзя. Непосредственное участие в спектакле, разыгрывающемся в штаб-квартире, допустим, Ferrari, заставляет посмотреть на «Ф-1» с позиции, заметно отличающейся от взгляда обычного телезрителя.
Трудовая рутина менеджера начинается со знакомства с подчиненными. В непременный почтовый ящик летят письма-приветствия от гонщиков, технического и коммерческого директоров, дизайнера и начальства, растолковывающего свои ожидания от предстоящего сезона. Быстрая пробежка по весьма удобному интерфейсу (цвет основной панели, кстати, напрямую зависит от доминирующего цвета выбранной «конюшни») отображает практически полноценную внутреннюю систему управления. Фактически работать приходится по трем направлениям. Финансовая часть определяется привлечением разнообразных спонсоров с последующим личным вручением свободных рекламных мест (особого внимания у компаний требует параметр «заинтересованность» - его пониженное процентное содержание в ходе игры неизбежно приведет к прекращению сотрудничества по истечении срока договора; помимо специальных ассистентов коммерческого директора повышению заинтересованности способствуют и успехи команды на гоночном поприще), раздачей «добра» желающим поместить наш красочный логотип на своих майках или бутылках, ну и непосредственными контактами с крупнейшими производителями моторов, систем электроники и тормозов. Это, надо отметить, единственные запчасти, которые в команду присылают сами компании. Все остальное создается в недрах инженерного отдела, где подопытные технари под руководством Самого Умного Начальника трудятся над изобретением новых антикрыльев, шасси и некоторых других компонентов. Примечательно, что найм сотни специалистов и срочный «заброс» их на реализацию конструкторской мысли в области, к примеру, подвескостроения, максимально уменьшить срок разработки не в состоянии. Каждая деталь требует определенного количества трудодней, которое от числа занятых работников не зависит. Это вам не X-COM.
Единственное обнаруженное здесь неправдоподобие состоит в постоянном улучшении качественных характеристик новоизобретенных комплектующих. Почему, спрашивается, очередная модель движка всегда лучше предыдущей? Хотя подобный непорядок можно компенсировать крайне скромным числом имеющихся у деталей параметров.
Однако, чтобы добраться непосредственно до производства, требуется хорошая самоотдача в области дизайнерского искусства. С этих ребят все и начинается, именно они составляют, если можно так выразиться, research-базу команды, всеми своими извилинами стараясь придумать что-нибудь новенькое и опередить конкурентов к следующей гонке. Что интересно, сотрудники здесь, в отличие от F1 GPW, не обладают определенными навыками, выраженными в числовых значениях. Их своеобразным обобщением является глава отдела, суммарный рейтинг которого и влияет на качество работы. Идея, безусловно, упрощенная, однако способствует концентрации внимания непосредственно на гоночных проблемах, не заставляя копошиться с каждым человечком.
Разумеется, постановке производства на широкую ногу активно мешает имеющийся бюджет, с которым периодически надо согласовывать размеры штата (с такой позиции очень даже понятно, почему Minardi вечно плетется в хвосте...). А ведь статей дохода всего три (в качестве третьей выступают призовые за места в очковой зоне), представляете, как безумно сложно выжить в этой постоянной борьбе?
Мой дом - motorhome
Здешнее время размеренно движется по раз и навсегда определенным FIA календарным точкам - тесты, несколько гоночных уик-эндов, снова тесты, и так до конца сезона. Участвовать в тестах совсем необязательно, достаточно не заплатить взнос, но в этом случае можно упустить превосходный шанс проверить в почти боевых условиях новые наработки и тюнинговые выдумки. В большинстве команд для этого есть специальный тест-пилот. Сама гонка обязательна для всех, при этом уик-энд делится на три части: в пятницу - практика, в субботу - квалификация, в воскресенье - основной старт. Быть может, кого-то отпугнет невозможность во время этого периода сохраниться, но все-таки эти незабываемые три дня идут отдельной строкой благодаря введенному авторами режиму (о целесообразности отсутствия которого во всевозможных менеджерах фанаты спорят уже долгие годы) визуального отображения заездов. Если еще раз обратить взоры в сторону F1 GPW, там тоже можно увидеть подобие такого режима. Жалкое подобие. Камеры были фиксированными, в результате чего на картинке раз в несколько минут показывался проносящийся по прямой или входящий в поворот болид, а затем зрители отправлялись пить чай до следующего круга. F1 Manager принес с собой цистерну свежего воздуха и потрясающую возможность смотреть полноценную королевскую гонку от начала и до конца, в широкоэкранном формате, с классическими таймерами, сменой камер, режиссерскими повторами и комментариями... кхм... комментатора. Пусть окружающие виды заставят содрогнуться любителя NFS, пусть в моделях явно не хватает нескольких сотен полигонов, а реалистичность в движении болидов отсутствует напрочь - все это лишь обертка, зато насколько удачно пришедшаяся к месту! Плевать, что на каждый этап придется тратить почти два часа, - поверьте, они того стоят.
С капитанского мостика происходящее на трассе просматривается не менее всесторонне, только в небольшом окошечке. При этом желательно не забывать о своих прямых обязанностях. Ну, во время гонки их, скажем так, немного, разве что на пит-стоп пораньше зазвать (стратегия пит-стопов - тоже привилегия игрока), да какое-нибудь ЦУ дать - сбросить скорость, поднажать либо идти на грани разумного риска. Здесь же выдается информация о количестве/расходе топлива и общий механический износ болида. С тестами, практикой и, что самое главное, с квалификацией хлопот несколько больше. Здесь мы вольны в пределах отведенного времени либо количества кругов вплотную заниматься настройками болида в целях улучшения времени на круге. Изменяемых параметров не так чтобы много, всего лишь пять, в число которых, как ни странно, почему-то не входит смена типа резины. Но в их существенности сомневаться не приходится. Более того, разработчики реализовали такую отличную фичу, как советы технического директора. В боксах он выслушивает объяснения гонщика, его впечатления от поведения машины на прямых, в поворотах, при торможении и разгоне, и выдает руководящие указания, что и в какую сторону изменить. Реальная польза практически 100%-на, хотя эффективность, опять же, зависит от рейтинга специалиста. Достижение оптимального результата гарантирует определенную долю успеха в гонке, если только не подведет техника или не сыграет свою роль человеческий фактор (у пилотов ведь тоже есть скиллы, и гораздо больше, нежели у какого-то там руководства).
Существование всего этого в отдельно взятом проекте указывает на один громадный плюс. Плюс, заключающийся в действительном создании ощущения, что игрок не в одиночку руководит целым коллективом, порой достигающим нескольких сот человек, а является лишь деталью мощного механизма. Где одна шестеренка ничего не сможет поделать без другой.
Резюме
Блестящий, необычайно удачный дебют. В истинно пробивном стиле EA Sports. Отсутствие парочки финальных штрихов не колет глаза, хотя человеческий подход к погоде игре явно необходим, но присущий всем AG’овцам оптимизм подсказывает, что это в творчестве «электроников» не самая высокая планка. Правильно говорят, настоящие спортивные игры могут делать либо сами спортсмены, либо люди, прекрасно разбирающиеся в этой области. В наличии последнего качества у этих ребят я нисколько не сомневаюсь.
P.S. А стилизация музыки под гоночные шумы - это нечто! Воистину новое направление...